Гомилетическая Экзегеза
(греч. Рmil...a - беседа, проповедь), толкование Библии в форме церк. Проповеди (преимущ. Храмовой). Начало Г. Э. Восходит к ветхозав. Временам. Проповедь на тему Писания как часть богослужебного, молитвенного собрания впервые появилась в синагогальной практике. К Г. Э. Прибегал Христос Спаситель (см. Его проповедь в назаретской *синагоге на текст Ис 61:1,2 - Лк 4:16-30). Элементы Г. Э. Содержала и апостольская *керигма (см., напр., Деян 13:14-41). Первохрист. Миссионеры стремились в первую очередь показать, как в жизни и искупительной тайне Христа исполнились обетования ВЗ. "Золотым веком" Г. Э. Был *святоотеч. Период. В это время Писание толковалось не только за богослужением, но и при подготовке новоначальных к таинству крещения. Мн. Образцы Г.
Э. Являются записями таких бесед (напр., "Шестоднев" свт. *Василия Великого). Проповеднич. Искусство отцов Церкви учитывало лучшие достижения антич. Риторики (в частн., жанра диатрибы). Классич. Образцами Г. Э. Считаются гомилии свт. *Иоанна Златоуста, свт. *Амвросия Медиоланского, блж. *Августина, свт. *Григория Великого. Наследие святоотеч. Периода было воспринято и развито в средние века. Осн. Акцент в ср.-век. Г. Э. Делался на нравств. Учении Библии. Однако мн. Проповедники в своих толкованиях касались богосл. И мистич. Тем (свт. Григорий Палама и *Экхарт). Нередко библ. Темы актуализировались, и через них освещались события того времени ("Слово о Законе и Благодати" митр. *Илариона, проповеди Бернара Клервоского, Антония Падуанского, Бонавентуры, *Савонаролы).
В истории Г. Э. Особую роль сыграла Реформация, к-рая сосредоточила проповедь почти исключительно на библ. Темах. Для Лютера проповедь была неотделима от Библии, она была проводником Слова Божьего как вести о спасении. Начиная с Лютера протестантизм дал целую плеяду проповедников, к-рые оставили богатое наследство Г. Э. В новое время Г. Э. Продолжала интенсивно развиваться. В России самыми известными проповедниками-толкователями были. Митр. *Платон (Лёвшин). Митр. *Филарет Дроздов( наполнявший свои проповеди высоким богосл. Содержанием. Архиеп. *Иннокентий (Борисов), Г. Э. К-рого отличалась эмоциональной напряженностью. Еп. *Виталий Гречулевич( архиеп. *Иларион Троицкий( и др. Можно сказать, что значит. Доля проповеднич. Трудов в России была тесно связана с темами Писания.
Среди католич. Представителей Г. Э. Крупнейшими были епископы *Боссюэ, Ф.Фенелон, Ж.Массильон и Ф.Дюпанлу, кард. Ньюмен. Из протестантских проповедников следует указать основателя методизма Дж.Уэсли (1703-91), *Шлейермахера, *Берсье, *Фаррара, "короля проповедников" *Сперджена, Дж.Мотта (1865-1955) и одного из популярнейших христ. Ораторов нашего времени Билли Грэма (р. 1918). Г. Э. Во многом зависит от других форм экзегезы, донося до слушателей то, что разработано в трудах библеистов. По существу, Г. Э. Есть завершающая фаза всего экзегетич. Процесса, т. К. Конечная цель всякого толкования есть раскрытие смысла Слова Божьего. Митр.А н т о н и й (Вадковский), Из истории христ. Проповеди, СПб., 1892. Б а р с о в Н.И., История первобытной христианской проповеди (до IV в.), СПб., 1885.
Е г о ж е, Из истории христ. Проповеди в IV в., вып.1-3, Харьков, 1886-95. Б. К., Из истории проповеди, БВс, 1977, №5. Д ю п а н л у Ф., Беседы о проповедничестве как о пастырском служении, пер. С франц., СПб., 1899. К а т а е в Н., Очерк истории рус. Церк. Проповеди, Одесса, 1874. *П е в н и ц к и й В., Из истории гомилетики, кн.1-2, К., 1895-99. Прот.П о т о р ж и н с к и й М.А., История рус. Церк. Проповеди, К., 1891. Bakers Dictionary of Practical Theology, еd. By R.G.Turnbull, Grand Rapids (Mich.), 1967..
Дополнительный поиск Гомилетическая Экзегеза
На нашем сайте Вы найдете значение "Гомилетическая Экзегеза" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гомилетическая Экзегеза, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 23 символа