Даниелу

270

(Danielou) Жан, кард. (1905-74), франц. Католич. Богослов, библеист, историк Церкви. Род. В высококультурной религ. Семье (отец был министром, мать - основательницей пед. Ин-та). Окончил филологич. Ф-т Сорбонны. В молодые годы входил в экуменич. Кружок Ж.Маритена, в к-ром участвовали и правосл. Богословы (*Бердяев, *Булгаков). В 24-летнем возрасте Д. Вступил в Общество Иисусово. Рукоположен в 1938. Интересы Д. В этот период были сосредоточены на вост. Патристике (его диссертация посвящена свт. *Григорию Нисскому). С 1943 по 1969 занимал должность профессора, затем декана в Парижском католич. Ин-те. Был духовником студентов, основал молодежный кружок по изучению религий. Участвовал в подготовке и работе *Ватиканского II собора, а с 1964 вошел в Секретариат по нехрист.

Религиям. В 1969 Д. Был хиротонисан во епископа, получил кардинальское звание и был назначен членом Конгрегации по делам монашествующих. В 1972 стал членом Французской академии. Как писатель Д. Отличался необыкновенной плодовитостью и широтой интересов, хотя никогда не отступал от гл. Направления. Богословски осмыслять библ. И церк. Историю. Ему принадлежит исследование по истории христ. Церкви от возникновения ее до 3 в., работы об *Оригене, *Филоне, о святоотеч. Мистике в ее связи с платонизмом, очерки христианской историософии, анализ понятий бытия и времени у свт. Григория Нисского, но б. Ч. Его трудов посвящена библеистике. Библейские труды. В кн. "Тайна ожидания" ("Le myst-re de lAvent", P., 1948) Д. Рассматривает духовное соотношение между ВЗ и НЗ.

Сущность Завета не в "договоре", а в Обетовании Божьем, к-рое не зависит от человека. Бог верен всегда, даже если люди не верны Ему. Принятие Обетования требовало от людей ВЗ готовности пойти на самоотречение, ибо замысел Творца не может быть объят ограниченным сознанием человека. В своей основе ВЗ завершается только в Новом. "Совершенно очевидно, - пишет Д., - что иудаизм был целиком ориентирован на христианство. Но также важно это и по отношению к нехристианским религиям. Они не ложны, но они по существу не полны, не завершены. Вспомним, что нам говорил св. Ириней. Бог вначале приучал человека к некоторым естественным истинам, к известному понятию о Боге. Но эти цивилизации на том и остались, они не вместили полноты Откровения".

Развитие этих мыслей мы находим в книге Д. "Святые "язычники" Ветхого Завета" ("Les saints paїens de lAncien Testament", P., 1956), в к-рой рассмотрены сказания об Авеле, Енохе, царе Данэле, Ное, Иове, Мелхиседеке. Автор хочет показать на примере этих лиц, что в ветхозав. Время существовало некое универсальное Откровение, явленное не только Израилю. Д. Дал одну из первых церк. Интерпретаций находок *кумранских текстов в работе "Рукописи Мертвого моря и происхождение христианства" ("Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme", P., 1957). В этом исследовании Д. Показал не только сходство между ессейскими текстами и раннехрист. Лит-рой, но и их глубокое различие. Он отметил следы кумранского влияния у ап.

Павла, гностиков, сирийских и римских христиан. Говоря о ессейском Учителе Праведности, Д. Рассматривает его как ключевую фигуру *междузаветного периода. "Рядом с великими пророками Ветхого Завета и Иоанном Крестителем он появляется как новое связующее звено в подготовке пришествия Христа". Учитель не объявлял себя Мессией, но он верил, что живет в мессианское время. Подводя итог, Д. Пишет. "Познакомив нас со средой, непосредственно окружавшей зародившееся христианство, кумранские открытия разрешили многие вопросы, на которые экзегеза не могла дать удовлетворительного ответа. Характеристика среды, окружавшей Иоанна Крестителя в ранний период его жизни, точная дата Пасхи, происхождение иерархии, словарь св. Иоанна и происхождение гностицизма.

Это важное открытие. Несомненно поможет увидеть, в чем именно заключается уникальность и отличительный характер христианства". След. Работой Д. Было "Богословие иудео-христианства" ("Theologie du judeo-christianisme", P., 1958). Историк скрупулезно изучил все тексты, к-рые относились к иудео-христианству (как ортодоксальному, так и еретическому), и попытался реконструировать его духовный облик и воззрения. По мнению Д., Вселенская Церковь, преодолевая *иудео-христианство, сохранила нек-рые его элементы, подобно тому как молодые церкви афро-азиатского региона неизбежно удерживают нечто из европ. Христ. Наследия. Эту же тему Д. Продолжил в исследовании об экзегезе иудео-христианства ("Еtudes dexeg-se judeo-chretienne", P., 1966).

Кн. "Иоанн Креститель, свидетель Агнца" ("Jean-Baptiste temoin de lAgneau", P., 1964), хотя и привлекает историч. Данные (в т.ч. О Кумране), носит в большей степени богосл. Характер и, по признанию самого Д., находится в тесной связи с трудом о. С.Булгакова о Крестителе. В небольшой работе "Евангелия Детства" ("Les Еvangiles de lenfance", P., 1967) Д. Дает богосл. Интерпретацию новозав. Сказаний о Рождестве и детстве Спасителя. Много внимания Д. Уделял изучению раннехрист. Символики и связи Библии с литургич. Жизнью. В своих работах он учитывал выводы библ. Критики, но стоял на традиционной платформе, скептически относясь к модным малообоснов. Гипотезам. LЕglise des apњtres, P., 1970. В рус. Пер. Бог философов, "Логос", 1971, №4 (здесь же см.

Библиогр. Осн. Трудов Д.). Богословие иудео-христианства. Новый взгляд на христ. Истоки. Израиль по замыслу Бога. Христ. Миссионерство, "Символ", 1983, №9. Христ. Понимание истории. Эсхатологич. Чаяния, "Символ", 1986, №16. Жан Д., "Логос", 1971, №1. Жан Д., "Символ", 1983, №9. К у б л а н о в М.М., Кумранские открытия и совр. Богословие, "Ежегодник музея истории религии и атеизма", т.6, М.-Л., 1962. DIC, р.293-94. Еnc.Kat., t.3, s.1012-13. NCE, v.17..

Значения в других словарях
Дайссманн

(Deissmann) Адольф (1866-1937), нем протестантский библеист, богослов и экуменич. Деятель. Состоял профессором по НЗ в Гейдельбергском (с 1897) и Берлинском (1908-34) ун-тах. Д. Явился основоположником нового направления в исследовании греч. Яз. Библии, к-рое базировалось на открытии многочисл. Древних папирусов эллинистич. И римской эпох. Д. Удалось доказать, что язык НЗ был не классическим, а народным (см. Ст. Койнэ) В своей работе "Свет с Востока" ("Das Licht vom Osten", Tub., 1908) Д. Писал...

Дальман

(Dalman) Густав Герман (1855-1941), нем. Протестантский библеист, специалист по библейской *археологии. Преподавал в Ин-те им. Франца Делича в Лейпциге (1891-1901). В 1902-17 состоял директором Палестинского немецко-евангелического ин-та археологии в Иерусалиме. После 1-й мировой войны в 1925 вернулся в Иерусалим, где возглавил Ин-т палестинских исследований, названный его именем. Д. Много сделал для изучения иудейства *междузаветного периода, составил "Арамейско-новоеврейский словарь к *таргума..

Даниель-ропс

(Daniel-Rops) Анри (наст. Фамилия Петьо) (1901-65), франц. Католич. Писатель и историк. Образование получил на филологич. Ф-те Гренобльского ун-та. Преподавал лит-ру в ряде лицеев. Его перу принадлежат множество романов, эссе и публицистич. Статей. В нач. 30-х гг. Д.-Р. Примкнул к движению молодежи "Новый порядок", к-рое стремилось к идеалам демократии и гуманизма, противостоя тенденциям, ведущим к диктатуре. С этого же времени он открыто заявил себя исповедником демократич. Католицизма. В годы ..

Даниила Пророка Книга

Каноническая книга ВЗ, помещаемая в евр. Библии среди Писаний, а в *Септуагинте - среди пророческих книг (так же и в син. Пер.). Состоит из 12 глав, причем греч. Перевод содержит три дополнения к ним, к-рые признаны *неканоническими песнь( отроков в гл. 3, сказания о Сусанне и Виле в гл. 13-14). Д.п.К. Распадается на две разнохарактерные части. 1) рассказы о Данииле и его друзьях (гл. 1-6), 2) апокалиптич. Видения Даниила (гл. 7-12). На арам. Языке написан почти весь 1-й раздел (за исключением 1..

Дополнительный поиск Даниелу Даниелу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даниелу" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниелу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа