Двоеверие В Ветхом Завете

293

Форма религиозного *синкретизма, в соответствии с к-рой наряду с *Яхве израильтяне чтили других богов. Когда в Свящ. Писании говорится, что народ "оставил Господа" и "пошел вслед ваалам", почти всегда имеется в виду Д. Вспышками его отмечена вся допленная история начиная от времен Моисея, но даже в периоды наибольшего развития Д. Яхве считался общенациональным (а потом и государственным) Богом. Д. Имело три основные причины. 1. Соприкосновение израильтян с развитой городской и земледельческой культурой Ханаана в период их перехода к оседлому образу жизни оказало на них большое влияние. Боги стихий и плодородия (Хадад и др., именовавшиеся "ваалами", владыками) считались хозяевами земли. Непросвещенное сознание вчерашних кочевников легко заражалось этими крестьянскими культами (период Моисея, Иисуса Навина и Судей) 2.

Немалую роль играло влияние соседних государств, в т.ч. Финикии. От них древние евреи заимствовали мн. Элементы цивилизации, тесно связанные с язычеством. Так, жена Ахава, Иезавель, дочь финикийского царя-жреца Этбаала (Ефваала), пыталась ввести в Самарии почитание Ваала-Мелькарта как вторую законную религию Израиля (эпоха пророков Илии и Елисея). 3. Подчас Д. Имело чисто политич. Причины. Царь Соломон, завязав торговые контакты с др. Странами, разрешил строить в Иерусалиме языческие капища (к этому его побуждали и жены-язычницы). В тех случаях, когда Иудея подчинялась иноземному игу время( Ахаза и Манассии), цари вводили языческие обряды как знак вассальной зависимости. Что касается почитания "тельцов" в Северном царстве, введенного Иеровоамом I (3 Цар 12:25-33), то его нельзя целиком отождествлять с Д.

Как убедительно показали *Эвальд, *Елеонский Ф. И др. Библеисты, этот культ имел в виду не др. Богов, а Яхве. Отступление заключалось лишь в форме культа, т. К. Он, вопреки завету Моисееву, допускал символич. Изображение Божества в виде тельца (распространенный на Востоке символ божественной мощи - см. Обстоятельную монографию П.Красина "Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства", К., 1904). Впрочем, по мнению *Олбрайта, телец изображал не Самого Бога, а служил как бы подножием для Его незримого присутствия (наподобие херувимов Ковчега). Это толкование Олбрайт обосновал аналогией с древневост. Религ. Искусством, для к-рого характерно изображение богов, стоящих на тельцах (или львах). Однако вполне вероятно, что изваяния тельцов стали восприниматься простым народом как изображения Бога.

Отсюда осуждение пророками святилищ Вефиля, Дана и Самарии, где имелись эти изображения (Ам 4:4. Ос 10:5. 13:2). Пророки всегда энергично боролись против Д. Иногда и цари проводили реформы для его искоренения (деятельность Иосафата, Езекии, Иосии). К концу допленного периода Д. Почти полностью исчезло. С его рецидивами мы сталкиваемся лишь дважды. О жителях, переселенных с востока в Самарию, сказано. "Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их" (4 Цар 17:33). В арамейских документах евр. Гарнизона, состоявшего на службе Египта (5 в до н.э.), кроме Яхве упоминаются и др. Боги (см. Ст. Элефантинские папирусы). В Евангелии Д. Становится символом "служения двум господам" (Мф 6:24). История народов, принявших христианство, также изобилует примерами Д., когда параллельно церк.

Вере существовал полузапретный культ языческих божеств (как второстепенных стихийных духов). Г о р д о н С., Ханаанейская мифология, в кн. Мифологии древнего мира, пер. С англ., М., 1977. Идолы и идолопоклонство в Библии, ЕЭ, т.8. К - и й [К а з а н с к и й П.И.], Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии, ЧОЛДП, 1875, №2. МНМ, т.1, с.456-60. П а л ь м о в М.С., Идолопоклонство у древних евреев, СПб., 1897. Е г о ж е, Науч. Мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев, ХЧ, 1897, №7. *П и п е р о в Б., Ваал и Астарта, "Годишник на Духовната академията", т.7 (33), 1957-58, София, 1958. Ш и ф м а н И.Ш., Угаритско-финикийская лит-ра, ИВЛ, т.1. См также работы *Брайта, *Киттеля Р., *Риччотти и др.

Общие труды по истории ВЗ..

Значения в других словарях
Дармстетер

(Darmesteter) Джемс (1849-94), франц. Востоковед. Окончил Парижский лицей и Школу высших исследований (1871). Изучал гл. Обр. Иранскую культуру и религию *маздеизма. Был проф. Коллеж де Франс. Для англ. Серии "Священные книги Востока" ("Sacred Books of the East") сделал перевод Авесты. Путешествовал по Индии, собирал афганский фольклор. В 1892-93 Д. Издал франц. Перевод Авесты. Его перу принадлежит книга о библ. Пророках ("Les Proph-tes dIsraёl", P., 1892), в к-рой он пытался сблизить *профетизм..

Датировка Библейских Книг

Определение времени, когда была написана та или иная книга Свящ. Писания. Являясь второстепенной для непосредственного духовного восприятия Библии, Д.б.к. Играет немаловажную роль в *экзегезе, т.к. Указывает, в какой историко-культурной обстановке были созданы свящ. Книги. Существует неск. Критериев и методов Д.б.к. 1. Прямое свидетельство самих библейских авторов встречается сравнительно редко. Так, прор. Аггей датирует свое пророчество 1-м числом 6-го месяца правления Дария, т.е. 520 до н.э. Н..

Двойная Традиция В Евангелиях

Сходство или буквальное совпадение мест в двух *синоптических Евангелиях - в Мф и Лк, в Мф и Мк, в Мк и Лк.. ..

Двустишие

См. Поэтика Библии.. ..

Дополнительный поиск Двоеверие В Ветхом Завете Двоеверие В Ветхом Завете

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двоеверие В Ветхом Завете" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двоеверие В Ветхом Завете, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа