Диаспора
(греч. DiasporЈ - рассеяние), пребывание части народа вне страны его происхождения. Применительно к Свящ. Писанию термин обозначает ветхозав. Общины, рассеянные в языч. Землях (Иер 25:34. 2 Макк 1:27. Ин 7:35. Иак 1:1). В отличие от поселений того или иного народа на завоеванной территории Д. Возникала в результате эмиграции, порой вынужденной, а порой добровольной. В библ. Времена второй тип эмиграции был характерен для трех народов. Финикийцев, греков и иудеев. Их страны занимали небольшую площадь и обладали скудными природными ресурсами. Это побуждало людей эмигрировать, причем первыми эмигрантами чаще всего оказывались купцы. Финикийцы основывали свои торговые колонии по всему Средиземноморью, от Карфагена до Испании. Греч.
Очаги, к-рые стали возникать ок. 7-6 вв. До н.э., были разбросаны от Атлантики и побережья Черного моря до Средней Азии и Индии. Иудейская Д. Шла в основном по путям, проложенным греками. Во всех трех случаях колонисты сохраняли свою религию и культуру. В ВЗ факт существования Д. Понимался как наказание и вразумление за грехи народа. При этом выражалась надежда, что после покаяния Бог соберет рассеянных (Иер 31:10). Действительно, начало иудейской Д. Не было добровольным. Основу ее составили люди, к-рых Навуходоносор депортировал в Вавилон в 597 и 587/586 до н.э. Кроме того, часть иудеев бежала в Египет. Всего в эти годы Иудею покинуло ок. 50 тыс. Человек. После эдикта Кира, разрешившего им вернуться на родину (538 до н.э.), многие остались в Вавилоне.
Египетская Д. Особенно возросла в эллинистич. Период. Самая большая колония иудеев находилась в Александрии. В эпоху господства Рима они расселились фактически по всем центрам империи, получив от правительства статус самоуправляемых общин. По мнению исследователей, к нач. 1 в. Н.э. Численность Д. Значительно превышала численность жителей Палестины. В религ. И культурном плане Д. Дала четыре важных результата. 1. Она способствовала распространению веры в Единого Бога среди язычников и создала различ. Формы прозелитизма. 2. Соприкасаясь с эллинской культурой, иудеи сделали первые попытки филос. Обоснования и осмысления библ. Веры (*Филон Александрийский и *александрийская школа). 3. В Д. Свящ. Писание впервые было переведено на греч. Язык, к-рый понимали во всем цивилизованном мире (*Септуагинта).
4. Общины рассеяния были первыми опорными пунктами для проповеди ап. Павла и других провозвестников Евангелия. Значительную часть новообращенных в 40-60-х составляли прозелиты. В христ. Богословии Д. Рассматривается как прообраз Церкви Христовой, находящейся в рассеянии среди нехрист. Мира. М а р г о л и н М.М., Вавилон, Иерусалим, Александрия, Пб., 1923. М е л и х о в В.А., Иудеи в Римской истории по исслед. Э.Ренана, Харьков, 1912. (М и б и х о в. Псевд.) Х а ш к и М.Я., История евр. Народа от вавилонского пленения до эпохи первых танаев, СПб., 1901. *Р ы б и н с к и й В.П., Религ. Влияние иудеев на языч. Мир в конце ветхозав. И в начале новозав. Истории и прозелиты иудейства, К., 1898. С е м е н о в И.И., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христ.
Эры, "Уч. Зап. Моск. Ун-та" (отд. Ист.-филологич.), т.34, М., 1905. *С т р у в е В.В., Упоминание иудеев в ранней эллинистич. Лит-ре, "Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", Л., 1927, т.2, вып.2. С у в а л ь с к и й З.С., Римская империя и евреи, СПб., 1903. *Т е р н о в с к и й С.А., Иудеи рассеяния и их религ. Пропаганда, ПС, 1881, №2. The Jewish People in the First Century, еd. By S.Safrai and M. Stern, v.1-2, Assen, 1974-76. См. Также труды *Буткевича, *Хольцманна O., *Поснова, *Ренана, *Шюрера и библиогр. К ст. Второго Храма период..
Дополнительный поиск Диаспора
На нашем сайте Вы найдете значение "Диаспора" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диаспора, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа