Дионисий Ареопагит
(DionЪsioj Areopag...thj), древнехрист. Богослов. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного ап. Павлом (Деян 17:34). Однако с 16 в. (в результате трудов *Эразма Роттердамского и др. Филологов) утвердилось мнение, что Д. А. - это псевдоним. В наст. Время считают, что автором книг Д. А. Был греч. Или сир. Монах, живший на рубеже 5-6 вв. Нек-рые ученые отождествляют его с грузинским мыслителем Петром Ивером. Труды Д. А. Представляют собой христ. Переосмысление неоплатоновского *мистицизма в духе *апофатического богословия. Библейской тематике посвящено "Послание к Титу о том, что такое Дом Премудрости, что - чаша и что еда ее и питье" (9-е из десяти посланий, приписываемых Д. А.). В нем автор рассматривает особенности библ.
Символизма. Поскольку глубина истины неизреченна, свящ. Писатели принуждены были обращаться к "условным знакам". Ими-то и являлись образы Писания, взятые из чувственного мира (таковы образы из Песн и Притч). Толкователь, по словам Д. А., должен проникать "внутрь священных символов", к-рые являются "оттисками Божественных начертаний и преславных видений". Та же мысль проводится Д. А. И в книге "Об именах Божьих". Хотя сущность Божества абсолютно запредельна миру, Его отношение к твари познаваемо, что обозначается в Библии различными *именами Божьими. "Богословы, - пишет Д. А., - почитают не только те Божественные имена, которые имеют своим источником полные или частичные проявления Промысла или промышляемого, но и те, которые иногда происходят от некоторых божественных видений, которые в священных храмах или в ином месте где-либо озарили посвященных или пророков, и на основании многих причин и сил дают имена этому пресветлому и сверхименуемому Благу, облекая Его в человеческие или огненные или лучезарные формы и изображения" (I, 8).
Хотя в учении Д. А. Библ. Историзм значительно ослаблен за счет платонизирующей идеи Вечности, Церковь всегда высоко ценила его труды. Он оказал большое влияние на многих визант. И зап. Богословов (напр., прп. *Максима Исповедника, прп. Иоанна Дамаскина, Николая Кузанского). Творения его были рано переведены на Руси и пользовались большим авторитетом. M i g n e. PG, t.3-4. В рус. Пер. К Тимофею о таинственном богословии, ХЧ, 1825, ч.ХХ. Письма, ХЧ, 1825, ч.XIX. 1838, ч.IV. 1839, ч.I. Книга о церковной иерархии, в кн. Писания свв. Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. Богослужения, СПб., 1855, т.1. О небесной иерархии, М., 1898, репр., М., 1994. О Божественных Именах, Буэнос-Айрес, 1957, репр. СПб., 1994. Антология мировой философии, т.1, ч.2, М., 1969.
П р о х о р о в Г.М., Послание Титу-иерарху Д.А. В слав. Пер. И иконография "Премудрость созда себе дом", ТОДРЛ, т.38, 1985. Б е з о б р а з о в М.М., Творения св. Д.А., БВ, 1898, №2. Н у ц у б и д з е Ш.И., Тайна Псевдо-Д. А., Тбилиси, 1942. С к в о р ц о в К.И., Исследование об авторе соч., известных с именем св. Д.А., К., 1871. Свя.
Дополнительный поиск Дионисий Ареопагит
На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий Ареопагит" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий Ареопагит, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 18 символа