Достоевский

280

Федор Михайлович (1821-81), рус. Писатель. Творчество Д. Было посвящено глубочайшим религ.-нравств. Проблемам. Непосредственно на библ. Сюжеты Д. Не писал, но тема Свящ. Писания присутствует во мн. Его произведениях. Уже в первом крупном романе Д. "Преступление и наказание" евангельский рассказ о четверодневном Лазаре соединяет "разбойника и блудницу", как бы символизируя одну из гл. Мыслей автора. Воскресение души, погибающей после сознательного попрания библейской заповеди "Не убий". Это возрождение - медленный и трудный процесс. В эпилоге романа Раскольников все еще стоит на распутье, но уже предчувствуется его "постепенный переход из одного мира в другой, знакомство с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".

Залог перехода - Евангелие. Хотя, находясь в ссылке, Раскольников его еще не раскрывал, оно лежит у него под подушкой как напоминание и обетование. Д. Безгранично любил Христа и в молодые годы говорил, что, если истина могла бы быть против Христа, он остался бы с Ним, а не с истиной. Писателю всю жизнь хотелось начертать в своих книгах образ Христа, но художественное чутье, вероятно, подсказывало, что для лит-ры это непосильная задача. Сила образа Христа в "Легенде о великом инквизиторе" ("Братья Карамазовы") именно в том, что Он не произносит ни слова, и поэтому в образе нет ничего чуждого, привнесенного. Черновые записи романа "Идиот" говорят о том, что гл. Его герой - отображение Христа в лице идеального христианина, каким его понимал Д.

Христос и христианство без Пасхи, без Воскресения были для Д. Равнозначны атеизму. Потому-то его так ужасала картина *Гольбейна "Мертвый Христос", в к-рой нет никакого предчувствия Воскресения и где смерть побеждает. Говоря об этой картине в романе "Идиот", Д. Дает ответ тем критикам Евангелия, к-рые хотели бы изгнать из него чудо. Слово евангелистов звучит как весть надежды в конце романа "Бесы", где Степан Верховенский, знавший о Христе только из сочинения *Ренана, вновь обретает Его перед смертью. В опущенной главе "Бесов" еп. Тихон читает Ставрогину грозные слова Апокалипсиса, изобличающие пустоту его души. В романе же "Братья Карамазовы" торжество веры передано через светлый образ Каны Галилейской, радостного пира Христова.

Свящ. Писанию посвящена спец. Глава этого романа "О Священном Писании в жизни отца Зосимы", в к-рой много сказано о духовном величии и худож. Красоте Библии. "Что за книга это Священное Писание, - говорит старец Зосима, - какое чудо и какая сила, данные с нею человеку. Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных...". Д. С восторгом пишет о волнующей истории Иосифа, о терпении Иова. Остается, правда, загадкой, почему писатель не коснулся главного содержания книги (тяжбы и примирения Иова с Богом). Д. Настаивал на том, что Библия может быть подлинной духовной пищей для народа и устами своего героя призывал пастырей читать и толковать народу Библию.

Сам писатель никогда не расставался со Словом Божьим и на смертном одре просил жену прочесть ему строки из Евангелия. ПСС, т.1-30, Л., 1972-90. Архиеп. *А н т о н и й (Храповицкий), Пастырское изучение людей и жизни по соч. Ф.М.Д., в его кн. ПСС, Каз., 1900, т.3. Е г о ж е, Словарь к творениям Д., София, 1921. *Б е р д я е в Н.А., Миросозерцание Д., Берлин, 1923. П л е т н е в Р., Д. И Евангелие, "Путь", 1930, №23, 24. Е г о ж е, Д. И Библия, "Путь", 1938/39, №58..

Значения в других словарях
Достоевский

IДостое́вский Михаил Михайлович [13(25).10.1820, Москва, — 10(22).7.1864, Петербург], русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского (См. Достоевский). В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы (См. Натуральная школа), изображается существование петербургских чиновников, обывателей. В повести «Господин Светёлкин» (1848) ощутимо влияние «Шинели» Н. В. Гоголя. Вместе с братом издавал журнал «Время» (с 1861) и «Эпоха» (с 1864), в которых развивались идеи почвенничества ..

Достоевский

Жестокий талант. ..

Достоевский

Достоевский, Федор Михайлович (1822-1881) - родился в семье врача, служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в 1841 г. Инженерное училище в Петербурге, поступил на военную службу. Вскоре после своего производства в офицеры (в 1844 г.) Достоевский вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первое его крупное произведение "Бедные люди" обратило на себя внимание лучших критиков и литераторов того времени. Белинский и Некрасов восторженно приветствовали начинающего писателя, сумевшего ..

Достоевский

ДОСТОЕВСКИЙФамилия великого писателя напоминает о том, что предки его владели селом Достоево, которое до сих пор существует в Брестской области. (Ф). ..

Достоевский

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - русский писатель, мыслитель-гуманист. Основные сочинения. "Бедные люди" (1845), "Записки из Мертвого дома" (1860), "Униженные и оскорбленные" (1861), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Дневник писателя" (1873), "Преступление и наказание" (1876), "Братья Карамазовы" (1880) и др. В основании творческого метода реализма Д. Находилась неизбывная установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек - не "фортепианная клавиша", руководимая раз..

Дорм

(Dhorme) Эдуард Поль (1881-1966), франц. Католич. Библеист, филолог, востоковед. Род. В Па-де-Кале. Восемнадцати лет прибыл в Иерусалимскую библ. Школу, вступил в Орден доминиканцев и был рукоположен (1900). С 1904 Д. Стал проф. Иерусалимской библ. Школы, а в 1923-31 состоял ее директором, преемником Лагранжа. В 1931 Д. Решил вступить в брак, в связи с этим вышел из Ордена и перешел на светскую работу. Преподавал вост. Языки в Сорбонне (1933-51) и Коллеж де Франс (1945-51). С 1948 член франц. Ак..

Досиноптическая Традиция

Условное обозначение тех письменных евангельских *источников и преданий, к-рые хронологически предшествовали *синоптикам. Эту Д. Т. Имеет в виду ап. Павел, когда приводит краткое сказание о воскресшем Господе (1 Кор 15:3-7). Ев. Лука говорит о "многих", к-рые "начали составлять повествования" о жизни и учении Христа в соответствии с преданием "очевидцев и служителей Слова" (Лк 1:1-2). Сама логика вещей наводит на мысль о существовании Д. Т. Господь Иисус проповедовал устно, как затем и Его первы..

Драйвер

(Driver) Сэмуэл Роулес (1846-1914), англ. Протестантский экзегет и *гебраист. Род. В квакерской семье. Образование получил в Оксфорде, где с 1883 и до конца жизни преподавал евр. Яз. И состоял каноником при церкви и помощником епископа. Д. Сочетал глубокую веру и знание Библии с историко-критич. Ее изучением. В своей работе о Второзаконии ("A Critical and Exegetical Commentary on Deuteronomy", Edin.-N.Y., 1895). Д. Принял теорию *Де Ветте о тождестве этой книги со свитком, найденным в 7 в. До н...

Древнееврейские Переводы Нового Завета

- делались уже в тот период, когда *древнееврейский язык был исключительно культовым. Первый опыт перевода был осуществлен Симоном Аутоманосом в 1360. В дальнейшем они появлялись неоднократно. *Карминьяк насчитывает их около 90. В 19 в. Наиболее известным был перевод Франца *Делича, переиздававшийся и в 20 в. Из последних переводов лучшим считается перевод Андре Шураки (Иерусалим). Первоначально целью Д. П. НЗ было содействие христианизации лиц, исповедующих иудаизм, но постепенно экзегеты осозн..

Достоевский

Федор Михайлович (1821-1881)писатель и религиозный мыслитель. Автор множества прозаических произведений. Романов, повестей, рассказов, "Дневника писателя" и других. В молодости участник революционного кружка, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Человек глубочайшей веры, все творчество которого проникнуто духом православия.. ..

Дополнительный поиск Достоевский Достоевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа