Ефрем Сирин
(Efra?m Р SЪroj), Афрем, прп. (ок. 306-73), сир. Подвижник, отец Церкви, экзегет, гимнотворец. В эпоху расцвета святоотеч. Письменности едва ли кто-либо, кроме блж. *Иеронима, смог написать столько экзегетич. Трудов, как прп. Е.С. Они и поныне остаются высоким образцом духовного созерцания и являются источником ценнейших сведений по историч. Толкованию Библии. Сирия, родина Е.С., хотя и была окраиной антич. Мира, но, подобно Александрии, испытала на себе влияние различных культурных традиций. С одной стороны, там сохранялись культурные традиции древних Сирии и Месопотамии, а с другой, получили распространение антич. Философия и лит-ра. Сир. Язык - ветвь *арам. Языка - на Востоке играл роль, аналогичную *койне. В Сирии возникли первые христ.
Государства (напр., Осроена с центром в Эдессе, цари к-рой приняли новую веру ок. 150). Сирия дала миру апологета *Татиана, проповедника *Афраата, философа Мару бар Серапиона (см. Ст. Нехрист. Свидетельства о Христе). На сирийской почве возникли оригинальные гностич. Учения Вардесана (Бар Дайсана), *мандеев и, наконец, знаменитая *эдесская школа экзегезы. В эпоху Е.С. Часть Сирии была захвачена царями Сасанидского Ирана, к-рые преследовали христ. Религию, что не приостановило развития церк. Культуры сирийцев. Однако христианство в Сирии не восприняло основного догмата IV Вселенского собора и существовало уже в монофизитской и несторианской формах. О жизни Е.С. Сохранилось много сказаний, в к-рых, как отмечает прот. Г. Флоровский, "нелегко разделить историю и легенду".
Преподобный родился в г. Нисибисе (ныне Нусайбин на территории совр. Турции) и с детства получил христ. Воспитание. От родителей он слышал рассказы о пострадавших за Христа, в т. Ч. И о родственниках. Еще в юности Е.С. Решил посвятить себя Богу. Это намерение особенно укрепилось в нем после знакомства с аскетически настроенным нисибисским епископом Иаковом, к-рый рукоположил его в диаконы и, по некоторым сведениям, взял с собой на Никейский собор. Вместе с еп. Иаковом Е.С. Пережил осаду Нисибиса иран. Царем Шапуром II, а после смерти Иакова и захвата города персами (363) переселился в Эдессу (365). Там он продолжал подвижнич. Жизнь, изучал философию и богословие и стал фактически основателем школы, где изъяснялось Свящ. Писание.
Чтобы противостоять распространению гностицизма, Е.С. По образцу творений гностика Вардесана слагал молитвы, песнопения и гимны, к-рые имели большую популярность и пережили века. Его богословские поэмы, мадраша (ср. *мидраш) и гомилии, мемра (арам. Мемра - слово), как и молитвы, были проникнуты живым чувством и личными интонациями. "Его нежная лирика, грозные образы зла, трагические конфликты, сладкогласные хвалы вызывали живые эмоции, рождали новые идеи и мысли, развивая и обогащая сознание" (Н. В. Пигулевская). Постепенно слава "мар Афрема, пророка сирийцев", распространилась по всему Востоку. В его школу стекались многочисл. Ученики. Преподобный был с почетом принят в Кесарии свт. *Василием Великим. До конца дней Е.С.
Оставался диаконом, жил в добровольной бедности и завещал похоронить себя как нищего странника. Память его Правосл. Церковь празднует 28 января. Экзегетические труды Е.С. Являются лишь частью обширного лит. Наследия подвижника (составлявшего, по свидетельству Созомена, около 3 млн. Строк). Е.С. Принадлежат комментарии ко в с е м у Свящ. Писанию. Однако на сир. Языке, на к-ром он писал, сохранились только толкования на Кн. Бытия и Кн. Исход (до 32:26). Отрывки других ветхозав. Комментариев содержатся в *катенах Севира. В армянском переводе уцелели толкования Е.С. На послания ап. Павла и на Диатессарон Татиана (SC, t.121, 1966). Хотя Е.С., по-видимому, был знаком с греч. Яз., писал он на сирийском и ориентировался на *Пешитту. Его книги были еще при жизни переведены на греч.
Яз. И получили распространение во мн. Странах. Высоким авторитетом пользовались они и в Древней Руси. Прп. Е. С. Был последовательным сторонником *антиохийской школы экзегезы, однако не отрицал, что в Библии можно найти и иносказания. Это привело его к идее полисемантичности Писания, к-рое следует, по его мнению, понимать неоднозначно. Один смысл он называл "близким", другой - "буквальным", третий - "духовным" (иносказательным) и, наконец, признавал существование "высшего", наиболее совершенного. Когда Е.С. Толковал *Шестоднев, он решительно отвергал мысль, будто в библ. Повествовании надо искать аллегории. Шестоднев ясно показывает, что творение совершалось не мгновенно (как думал *Климент Александрийский) а на протяжении определ.
Времени. В Быт 1:1, по словам Е.С., имеются в виду "действительно небо и земля, а не что-либо иное" (Толкование на Быт, I). Е.С. Считал, что из Библии следует вывод, что Богом непосредственно сотворены лишь природные стихии, а все прочее - растения, водные твари, обитатели суши - порождены стихиями по велению Божью. В полном согласии со свт. Василием Великим понимал Е.С. "образ" и "подобие" Творца в человеке. Они заключаются "в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней" (Толкование на Быт, I). Человек подобен Богу, "обладающему горними и дольними" (там же). Толкование "сада Эдемского" было у Е.С. Буквальным. Поскольку, говорил он, истоки великих рек Месопотамии скрыты в горах, Эдем следует искать именно там.
"Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить - прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов как "единого тела истины"" (прот. Г. Флоровский). Худож. Дар Е.С. Позволял ему живо и наглядно излагать события, описанные в свящ. Сказаниях ВЗ. Так, рассказывая о заселении Ноева ковчега животными, он пишет. "В сей же самый день начали приходить с востока слоны, с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор.
Современники Ноевы стекались на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы насладиться" (Толкование на Быт, VII). Глубина экзегетич. Трудов Е.С. Во многом объясняется хорошим знанием евр. Языка и вост. Обычаев. Знал он и труды иудейских толковников. "С некоторыми он иногда соглашается, а иногда отвергает их" (А. Соколов). Так, объясняя Втор 26:14, Е.С. Пишет. "Сим указывается на обычай язычников - уготовлять трапезы мертвым" (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастич. Догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9-11), Е.С. Дает разъяснение, построенное на собств. Опыте жизни на Востоке. "Изъяснения на сие место, - пишет он, - надобно искать в обычаях халдеев .
У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках". Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Е.С. Истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко он указывал на ошибки греч. Переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими евр. Языка. Следует отметить, что евр. Текст Писания, имевшийся у Е.С., отличался от масоретского текста. Opera selecta, ed. J.J.Overbeck, Oxonii, 1865. В рус. Пер. Творения, ч.1-8, М., 1848-95, репр., М., 1993-95. *А в е р и н ц е в С.С., Поэтика ранневизант. Лит-ры, М., 1977. В и л ь с к е р Л.Х., Сирийская лит-ра, ИВЛ, т.2. [*Ж д а н о в А.], О толкованиях прп. Ефрема Сирина на Свящ. Писание ВЗ, ПТО, ч.42, 1888. *М у р е т о в М.Д., Труды св.Ефрема Сирина по толкованию Свящ.
Писания Ветхого и Нового Завета, Серг. Пос., 1895. П и г у л е в с к а я Н.В., Культура сирийцев в средние века, М., 1979. С о к о л о в А.К., Жизнь св. Ефрема Сирина, характер его сочинений и черты его учения, ПТО, ч.7, 1848. Е г о ж е, Некоторые черты из учения св. Ефрема Сирина, ПТО, ч.8, 1849. Прот.Ф л о р о в с к и й Г.В., Византийские отцы IV в., Париж, 1931. Еnc.Kat., t.4, s.681-84 (там же приведена библиогр. На иностр. Яз.)..
Дополнительный поиск Ефрем Сирин
На нашем сайте Вы найдете значение "Ефрем Сирин" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ефрем Сирин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 11 символа