Иларий (Нilarius) Пиктавийский
Свт. (ок.315-67), зап. Отец Церкви, один из первых лат. Экзегетов. Род. В г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По нек-рым сведениям, И. Пришел к христианству в результате самостоят. Духовных поисков, хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. Воспитание. Своей обширной образованностью И. Обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греч. Язык, начала философии и классич. Риторики. Крещение И. Принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии (ок.353). Годы святительства И. Пришлись на период арианских споров, в к-рых он принял горячее участие, выступая как защитник Православия. Господство ариан при дворе имп. Констанция привело к гонениям на И. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал его и добился ссылки в М.
Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греч. Церк. Традицией и еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 он возвращен в Галлию, а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни И. Силы ариан на Западе оставались несломленными. Первое экзегетич. Произведение И. - комментарий на Мф, составленный им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под влиянием *Оригена, но очевидно, что И. Предпочитал уделять больше внимания тем местам, к-рые требовали не прямого историч. Толкования, а иносказательного. Гл. Принципом И. Как экзегета всегда оставались поиски "таинственного смысла" Писания. Еще больше, чем в комментарии на Мф, проявился этот момент в "Толковании на Псалмы" (оно сохранилось лишь частично).
В этих комментариях И. Углубил свою экзегезу, часто обращаясь к греч. Тексту ввиду несовершенства существовавших тогда лат. Переводов. Еврейским оригиналом И. Пользовался, прибегая к помощи своего сподвижника Илиодора (Толк. На Пс 2:2). Применяя на практике аллегоризм, святитель не считал его единств. Возможным подходом к Библии. "Он хотел, - как замечает архиеп. *Филарет (Гумилевский), - идти средним путем между бездушием буквалиста и своеволием аллегориста, но иногда более склонялся к аллегориям". Толкования И. На Кн.Иова уцелели в отрывках. Судя по ним, это было лишь свободное изложение комментария Оригена. Есть сведения о толковании И. На Песнь Песней и послания ап.Павла, к-рые до нашего времени не дошли. M i g n e, PL, t.9-10.
SC, t.254, 258 (на рус. Яз. Труды И. Не переводились). П о п о в И.В., Св.И., еп. Пиктавийский, БТ, сб.4, 5, 6, 7. С а м у и л о в В.Н., История арианства на лат. Западе (353-430), СПб., 1890. "Connaissance des p-res de lEglise", 1984, №14. E m m e n e g g e r J.E., The Function of Reason and Faith in the Theology of St.Hilary of Poitiers, Wash., 1948. ODCC, p.649. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..
Дополнительный поиск Иларий (Нilarius) Пиктавийский
На нашем сайте Вы найдете значение "Иларий (Нilarius) Пиктавийский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларий (Нilarius) Пиктавийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 30 символа