Иларий (Нilarius) Пиктавийский

323

Свт. (ок.315-67), зап. Отец Церкви, один из первых лат. Экзегетов. Род. В г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По нек-рым сведениям, И. Пришел к христианству в результате самостоят. Духовных поисков, хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. Воспитание. Своей обширной образованностью И. Обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греч. Язык, начала философии и классич. Риторики. Крещение И. Принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии (ок.353). Годы святительства И. Пришлись на период арианских споров, в к-рых он принял горячее участие, выступая как защитник Православия. Господство ариан при дворе имп. Констанция привело к гонениям на И. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал его и добился ссылки в М.

Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греч. Церк. Традицией и еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 он возвращен в Галлию, а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни И. Силы ариан на Западе оставались несломленными. Первое экзегетич. Произведение И. - комментарий на Мф, составленный им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под влиянием *Оригена, но очевидно, что И. Предпочитал уделять больше внимания тем местам, к-рые требовали не прямого историч. Толкования, а иносказательного. Гл. Принципом И. Как экзегета всегда оставались поиски "таинственного смысла" Писания. Еще больше, чем в комментарии на Мф, проявился этот момент в "Толковании на Псалмы" (оно сохранилось лишь частично).

В этих комментариях И. Углубил свою экзегезу, часто обращаясь к греч. Тексту ввиду несовершенства существовавших тогда лат. Переводов. Еврейским оригиналом И. Пользовался, прибегая к помощи своего сподвижника Илиодора (Толк. На Пс 2:2). Применяя на практике аллегоризм, святитель не считал его единств. Возможным подходом к Библии. "Он хотел, - как замечает архиеп. *Филарет (Гумилевский), - идти средним путем между бездушием буквалиста и своеволием аллегориста, но иногда более склонялся к аллегориям". Толкования И. На Кн.Иова уцелели в отрывках. Судя по ним, это было лишь свободное изложение комментария Оригена. Есть сведения о толковании И. На Песнь Песней и послания ап.Павла, к-рые до нашего времени не дошли. M i g n e, PL, t.9-10.

SC, t.254, 258 (на рус. Яз. Труды И. Не переводились). П о п о в И.В., Св.И., еп. Пиктавийский, БТ, сб.4, 5, 6, 7. С а м у и л о в В.Н., История арианства на лат. Западе (353-430), СПб., 1890. "Connaissance des p-res de lEglise", 1984, №14. E m m e n e g g e r J.E., The Function of Reason and Faith in the Theology of St.Hilary of Poitiers, Wash., 1948. ODCC, p.649. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Иконопись И Церковная Стенопись Как Истолкователи Библии

Иконопись была создана и получила широкое распространение в Византии в те времена, когда грамотность была уделом немногих (большинство проходило устную катехизацию). В известной мере сходная ситуация была и на Руси, хотя, как показали берестяные грамоты Новгорода, мн. Рус. Горожане умели читать и писать. И.и ц.с. Играли роль своеобразной "книги для неграмотных", помогая запоминать библ. События и давая им толкование. Образованные слои общества воспринимали именно толковательный аспект И.и ц.с., ..

Икумений Триккский

См.Экумений Триккский.. ..

Иларион

(Владимир Алексеевич Троицкий) архиеп. (1886-1929), рус. Правосл. Богослов. Род. В с.Липицы Моск. Губ., в семье священника. В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд "Очерки по истории догмата о Церкви" (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был э. Орд. Проф. По Свящ. Писанию НЗ (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917-18, на к-ром выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан..

Иларион Киевский

Митр. (11 в.), рус. Правосл. Богослов и церк. Деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия визант. Патриарха. Летописец отмечает, что И. Был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. Деятельности..

Дополнительный поиск Иларий (Нilarius) Пиктавийский Иларий (Нilarius) Пиктавийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иларий (Нilarius) Пиктавийский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларий (Нilarius) Пиктавийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 30 символа