Иларион Киевский

281

Митр. (11 в.), рус. Правосл. Богослов и церк. Деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия визант. Патриарха. Летописец отмечает, что И. Был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. Деятельности кн.Ярослава. После смерти князя (1054) имя И. Больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек. Из произведений, приписываемых И., подлинным считается "Слово о Законе и Благодати", к к-рому примыкают "Молитва" и "Исповедание веры" (*атрибуция впервые была установлена прот.*Горским).

И. Писал еще в то время, когда был священником и, возможно, именно его "Слово" обратило на него внимание кн.Ярослава. "Слово" свидетельствует об обширной церк. Эрудиции автора, богосл. Образованности аудитории, к к-рой он обращался, и об оригинальности мышления И. Как и живший в том же столетии прп.Нестор Летописец, И. Глубоко проникнут пониманием *историзма Свящ. Писания и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и свящ. Истории. Следуя ап.Павлу, он аллегорически толкует сказания Кн.Бытия об Агари и Сарре, к-рые являются для него *прообразами Ветхого и Нового Завета. И. Противопоставляет *Закон и Благодать как два этапа *Домостроительства - несовершенный (ВЗ=Агарь) и совершенный (НЗ=Сарра). Согласно сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику - Исааку.

Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление - Закон. Он был тенью, "подобием, а не истиной". Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя. Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда "в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе". Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. И. Подчеркивает национальную ограниченность Закона и *универсализм евангельской Благодати. Нек-рые историки полагают, что в резких суждениях И.

О ВЗ содержалась скрытая полемика против Византии, к-рая свысока смотрела на новообращ. "варваров", в т.ч. Русских. В напряжении между Византией и христ. Русью повторилось нечто подобное тому, что описано в Деян 15, когда "люди традиции" (иудеи) выражали недоверие новообращенным из язычников. Однако в "Слове" И. Был и прямой смысл. Подчеркивание несовершенства Закона было обусловлено антииудаист. Полемикой. Эта полемика находит свое объяснение в пропаганде *иудаизма, шедшей из Азии и гл. Обр. Из враждебного Руси Хазарского княжества (каганата), где эта религия с 8 в. Стала государственной. Следует, однако, отметить, что полемика И. Никогда не доходила до взглядов, свойственных *Маркиону или последователям *манихейства. И. Исповедует веру в *единство Библии и благословляет "Господа, Бога Израилева, Бога христианского", ибо Он "не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть.

Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и с Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную". П е р е в о д. "Слово о Законе и Благодати" митр. Илариона, БТ, 1987, сб.28. З а м а л е е в А.Ф., Филос. Мысль в ср.-век. Руси (ХI - XVI вв.), Л., 1987. Идейно-филос. Наследие И. Киевского, ч.1-2, М., 1986. Р о з о в Н.Н., И., СКДР, вып.1, с.198-204. У ж а н к о в А., И., "Наука и религия", 1988, №4..

Значения в других словарях
Иларий (Нilarius) Пиктавийский

Свт. (ок.315-67), зап. Отец Церкви, один из первых лат. Экзегетов. Род. В г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По нек-рым сведениям, И. Пришел к христианству в результате самостоят. Духовных поисков, хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. Воспитание. Своей обширной образованностью И. Обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греч. Язык, начала философии и классич. Риторики. Крещение И. Принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на ..

Иларион

(Владимир Алексеевич Троицкий) архиеп. (1886-1929), рус. Правосл. Богослов. Род. В с.Липицы Моск. Губ., в семье священника. В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд "Очерки по истории догмата о Церкви" (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был э. Орд. Проф. По Свящ. Писанию НЗ (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917-18, на к-ром выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан..

Иллюминированные Рукописи Библейские

(от лат. Illumino - украшаю), рукописные издания Библии, украшенные цветными миниатюрами, выполненными вручную. См. Ст. Иллюстрир. Издания Библии.. ..

Иллюстрированные Издания Библии

Стали появляться вскоре после юридического признания христианства при Константине Великом. В художеств. Отношении рисунки к этим первым И.и.Б. Генетически связаны с антич. Искусством книжной иллюстрации. В дальнейшем И.и.Б. Создавались на протяжении всей истории христианства. Византийские И.и.Б. Возникновение И.и.Б. Шло параллельно с исчезновением *свитков и заменой их *кодексами. Однако сохранился свиток Ис Нав 10 в. С илл., к-рый является копией с оригинала 5 в. Влияние античного искусства ска..

Дополнительный поиск Иларион Киевский Иларион Киевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иларион Киевский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларион Киевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 16 символа