Иосиф Флавий

328

(ок.37 - ок.100), евр. Историк и политич. Деятель. И.Ф. Род. В Иерусалиме в семье священника (мать его происходила из царского рода Хасмонеев). Воспитанный в иудейском религ. Духе, И.Ф. Нек-рое время колебался в выборе жизненного пути. Сначала он ушел в пустыню к отшельнику Бану, близкому к *ессеям, но потом предпочел примкнуть к фарисейской школе. Уже к 26 годам он стал настолько влиятельной фигурой, что был отправлен в Рим для ходатайства перед имп.Нероном за осужденных. Когда в 66 началось восстание против Рима, И.Ф. Примкнул к нему, хотя большинство фарисеев были противниками войны. В самом начале кампании ему было поручено возглавить галилейское ополчение. Распри среди самих повстанцев и отсутствие связи с другими странами, противниками империи, обрекли Иудею на поражение.

Отступая под натиском войск Веспасиана, И.Ф. Заперся в крепости Иотапата, где продержался более месяца. Когда же все осажденные покончили с собой, чтобы не сдаваться римлянам, И.Ф. Предпочел сохранить себе жизнь. При встрече с Веспасианом он предсказал, что тот будет императором. Пленника пощадили, а после того, как его предсказание исполнилось, новый император лично снял с него цепи и даровал римское гражданство. С этих пор Иосиф принял имя Флавия (как императорский вольноотпущенник) и до конца своих дней оставался убежденным сторонником римлян, пользуясь милостью трех императоров. Он был свидетелем падения Иерусалима, пытался выступить посредником между завоевателями и побежденными, писал книги, в к-рых знакомил Запад с иудейской историей и религией.

По свидетельству *Евсевия (Церковная История, III, 9,2), в Риме была установлена его статуя. Кроме "Автобиографии" от И.Ф. Дошло три произведения. 1) "Иудейская война" (рус. Пер. СПб., 1900. То же, СПб., 1991), книга, к-рая начинается с гонений Антиоха Епифана (175-164 до н.э.) и повествует о восстании Маккавея, о Хасмонейской династии, о покорении Иудеи римлянами и последней ее войне с Римом (66-70). Сведения, почерпнутые И.Ф. Из несохранившихся до наших дней документов, и личные впечатления позволили ему дать наиболее полную картину *междузаветного периода. Его сообщение о политич. И религ. Состоянии Иудеи, *течениях и сектах евангельской и апостольской эпох делают этот труд ценнейшим историч. Комментарием к НЗ. И.Ф.

Пишет о Пилате и др. Римских прокураторах, о первосвященниках, храмовом культе, фарисеях и саддукеях, зелотах и ессеях. 2) "Иудейские древности", или "Иудейская Археология" (рус. Пер. Т.1-2, СПб., 1900, репринт. Изд., М., 1994), труд, составленный по более широкому плану. Следуя за библ. Сказанием, писатель начинает с сотворения мира, жизни праотцев и прослеживает всю ветхозав. Историю. Там, где повествование идет параллельно Библии, оно почти не выходит за рамки Писания. Внебибл. Источники И.Ф. Были весьма скудны. Его отступления, касающиеся ветхозав. Религии, есть род толкования Библии, написанного с целью сделать иудейство понятным для римлян и греков. Значительно информативнее часть книги, к-рая касается последних веков до н.э.

Завершается изложение началом иудейской войны. По словам самого И.Ф., первоначально он писал на арам. Языке и лишь потом взялся за греч. Вариант (это объясняется тем, что греч. Языком И.Ф. Овладел не сразу). Арамейский текст книги не сохранился. И в "Войне", и в "Древностях" И.Ф. Преследовал апологетич. Цели. Он пытался объяснить язычникам основы иудейства, изображал его религ. Течения по подобию антич. Филос. Школ. Все оппозиционные, в том числе мессианские, движения он сознательно затушевывал, стремясь создать у своих читателей впечатление, что война против Рима - дело рук одних безумцев и головорезов. 3) "О древности иудейского народа, или Против Апиона", поздний апологетич. Труд, защищавший иудеев от нападок антисемитов того времени (рус.

Пер. СПб., 1895. То же, М., 1994). Христ. Толкователи Библии, особенно НЗ, начиная с отцов Церкви, широко пользовались книгами И.Ф. Книги его многократно переписывались и переводились. Первый древнерус. Пер. "Войны" был сделан с греч. Оригинала еще в 11 в. Он сохранился в большом количестве списков, в т.ч. В *лицевых рукописях. Первый рус. Пер. "Войны" (с лат.) вышел в 1716. Свидетельства И.Ф. О Христе, Иоанне Крестителе и Иакове Праведном. Из всех *нехрист. Свидетельств о Христе свидетельство И.Ф. Было наиболее важным, т.к. Он жил в Иудее вскоре после еванг. Событий. Но в "Войне" не встречается даже имя Христа. Возможно, это связано с тем, что историк не любил касаться движений, к-рые вызывали враждебное отношение римлян. Так, напр., он умалчивает и об Учителе Праведности, основателе *Кумранской общины.

Однако нек-рые исследователи считают, что И.Ф. Говорил о Христе в арам. Варианте своей книги. Согласно гипотезе А.Берендса (1906) и Р.Эйслера (1929-30), к-рую акад. В.М.Истрин считал вполне правдоподобной, об этой арам. Версии можно судить по древнерус. Пер. "Войны", к-рый имеет ряд дополнений, в том числе - о Христе и Иоанне Крестителе. В тексте содержится описание беседы Крестителя с иерусалимским духовенством и рассказ о Христе, сильно отличающийся от евангельского. Там, в частн., сказано, что вокруг Иисуса собралось 150 человек, к-рые требовали от Него восстать против римлян ("И веляху Ему, да, вшед в град, избьет вся римския и Пилата и царствует над сими"). После того как Иисус отказался выполнить их требования, Пилат велел привести Его, причем при аресте "изби многиа от народ".

Убедившись, что Назарянин "добродеец есть, а не злодеец", и особенно потому, что Он исцелил его умиравшую жену, Пилат отпустил Его. Но законники подкупили Пилата, и тот, взяв от них 30 талантов, выдал им Иисуса. "Они же распяше Его и чрес [т.е. Вопреки] отьческий закон и много поругашестя Ему". Исследователь перевода *Мещерский считает, что добавления были сделаны древнерус. Переводчиком. Однако представляется невероятным, чтобы правосл. Писатель настолько исказил ход евангельских событий. Напротив, И.Ф., к-рый слышал при жизни различные рассказы об Иисусе, мог изложить их по-своему. В "Древностях" содержатся абзацы об Иоанне Крестителе и о казни саддукеями "Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом" (XVIII, 5,2.

XX, 9,1). Все попытки сторонников *мифологич. Школы оспорить подлинность этих мест успеха не имели. Более серьезные возражения вызывает абзац (XVIII, 2,3), где рассказывается о Христе как о "мудром человеке", Который "привлек к Себе многих иудеев и эллинов". "По настоянию наших влиятельных лиц, Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился живой, как возвестили о Нем и многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени". В этом отрывке прямо сказано, что Иисус был Мессией (Христом), на что ссылался уже Евсевий (Церк. История, I,11). Между тем *Ориген, читавший И.Ф.

В 3 в., утверждает, что тот не верил в мессианство Иисуса (Против Цельса, I,47, на Мф XIII). Поэтому мнения историков о подлинности свидетельства И.Ф. Разделились. Одни видят в нем христ. *интерполяцию (аргументы в пользу этого мнения см. В ст. Л и л е е в Н., И. Ф. Как христ. Церк. Писатель, ХЧ, 1911, №7-8, 11), другие полагают, что данное место в "Древностях" было отредактировано переписчиком между 3 и 4 вв. Последнее мнение в наст. Время господствует. Его косвенно подтвердила находка историч. Труда егип. Еп.Агапия (10 в.), опубликованная арабистом А.Васильевым (1911). В ней абзац "Древностей" об Иисусе читается иначе. "В это время жил мудрый человек по имени Иисус. Он вел достойный образ жизни и славился добродетелью. И многие люди из иудеев и из других народов стали Его учениками.

Пилат приговорил Его к распятию и смерти. Но те, кто стали Его учениками, не отреклись от Его учения. Они сообщили, что Он явился им через три дня после распятия и что Он был живым. Полагают, что Он был Мессией, относительно которого пророки предсказывали чудеса". В спец. Исследовании иерусалимский ученый Ш.Пинес привел доводы в пользу того, что именно так первоначально мог выглядеть текст И.Ф. (1971). Josephus, with an English Translation, v.1-9, Camb. (USA), 1965. В рус. Пер. Автобиография (фрагмент), ТК, т.1. *А м у с и н И.Д., Об одной забытой публикации тартусского проф. А. Васильева, "Труды по знаковым системам", вып.7, Тарту, 1975. А н г е л о в В.С., И. Ф. В южнослав. Литературах, ТОДРЛ, т.19, 1963. *В о с к р е с е н с к и й А., И.

Ф. И его отношение к Библии, ПС, 1900, №11. Г у д з и й Н.К., Новейшее издание и исследование выдающегося памятника древней Руси, "Изв.АН СССР", сер. Лит-ра и яз., т.17, 1958. Д у б н о в В.М., И. Ф., его жизнь, лит. И обществ. Деятельность, Одесса, 1896. *И о с и ф (Петровых), История иудейского народа по Археологии И. Ф., Св.-Троице-Сергиева Лавра, 1903. *К а з а н с к и й Н., Свидетельства об исполнении пророчества Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, сохранившиеся в "Истории" И. Ф., ВиР, 1900, т.1, ч.2. *М е щ е р с к и й Н.А., "История Иудейской войны" И. Ф. В древнерус. Пер., М.-Л., 1958. Прот.М е н ь А., Сын Человеческий, Брюссель, 19813, Приложение. Евангелие, Закон и Фарисейство. *М у р е т о в М.Д., И. Ф. И его свидетельство о Христе, ПБЭ, т.7, с.367-78.

Е г о ж е, К критике свидетельства И. Ф. О Христе, БВ, 1903, №9. [Р е п л о в с к и й П.], И. Ф., ПО, 1861, №9-10. Флавий Иосиф, ЕЭ, т.15, с.302-11. P i n e s S., An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and Its Interpretations, Jerusalem, 1971. T h a c k e r a y H., Josephus. The Man and the Historian, N.Y., 1929. Проч. Иностр. Библиогр. См. S c h r e c k e n b e r g H., Bibliographie zu Flavius Josephus, Leiden, 1968. И в англ. Переработ. Изд. Труда *Шюрера. S c h u r e r G., The Literature of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C. - 135 A.D.), Edin., 1973. Об образе И.Ф. В трилогии Л.Фейхтвангера см. Ст. Лит.-художеств. Интерпретация Библии. ODCC, p.759..

Значения в других словарях
Иосиф Флавий

(Josephus Flavius. Еврейское имя — Йосеф бен Маттитйаху) (р. 37, Иерусалим, — ум. После 100, Рим), древнееврейский историк. Родился в жреческой семье. В юности основательно ознакомился с учениями фарисеев (См. Фарисеи), саддукеев (См. Саддукеи) и ессеев (См. Ессеи), описания которых оставил. Примкнув к религиозно-политическому течению фарисеев, И. Ф. Принимал активное участие в политической жизни. После начала Иудейской войны (66—73) был назначен одним из военачальников в Галилее, но затем после..

Иосиф Флавий

ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (37 - после 100) - древнееврейский историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против Рима. Автор "Иудейской войны" (с проримских позиций), "Иудейских древностей" (апологетика иудеев), "Жизни" (автобиография с попыткой самооправдания в измене) и др.. ..

Иосиф Флавий

ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (37 - после 100), еврейский историк. Во время> антиримского восстания в римской провинции Иудее (Иудейской войны) изменил восставшим и сдался римлянам. Автор> "Иудейской войны" (с проримских позиций), "Иудейских древностей" (апологетика> иудеев), "Жизни" (автобиография с попыткой самооправдания) и др.. ..

Иосиф Флавий

См. Флавий.. ..

Иосиф Флавий

(Josephus Flavius) (ок. 37 - ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления, и, не испытывая энтузиаз..

Иосиф Флавий

(37 — после 100 г.) историк Труслив и тот, кто не хочет умереть, когда нужно, и тот, кто хочет умереть, когда не нужно.У римлян даже победа без приказа не приносит славы.Наказать одного человека должно действием, а при наказании целой толпы можно ограничиться только словами.Людям не дано избегнуть своей судьбы, даже когда они предвидят ее. (Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, Iosephus Flavius, греч. Iosepos, Иерусалим, 37 г. Н. Э. — Рим, после 100 г. Н. Э., еврейский историк, писавший по-гречески. Происходил из почтенной семьи священников. В 64 г. Принимал участие в посольстве в Рим в связи с делом об освобождении увезенных в Рим еврейских священнослужителей. Один из руководителей еврейского восстания в 67 г., возглавлял оборону крепости Иотарат. Взятый в плен римлянами, заслужил внимание Веспасиана, и, освобожденный последним, получил римское гражданст..

Иосиф флавий

(ок. 37 – ок. 100) Иудейский историк, писавший на греческом языке. Был управляющим в Галилее во время восстания евреев против Нерона. Арестован римлянами, однако вскоре отпущен на свободу. Принимал участие в походе войск Веспасиана против своей родины. После падения Иерусалима (70) поселился в Риме. Там он написал свои «Иудейские древности» и «Иудейскую войну». «Иудейская война» Флавия завершается драматической историей осады и взятия Массады. Факты, сообщаемые Иосифом Флавием, подтверждаются не..

Иосиф Флавий

(лат. Josephus Flavius), Иосиф бен Матафие (ок. 37 - ок. 95), - др.-евр. Историк, выходец из кругов духовенства и знати, близкий к фарисеям. С нач. Иудейской войны против Рима (66-73) возглавил оборону Галилеи. Однако действовал против римлян нерешительно, после падения галилейской крепости Иотапаты (67) перешел на сторону римлян и принял в угоду правившей династии имп. Флавиев имя Флавия. И. Ф. Был привезен в Рим и получил звание рим. Гражданина. В Риме писал свои ист. Труды. Произв. И. Ф., где..

Ионы Пророка Книга

Канонич. Книга ВЗ, входящая в сборник 12 *Малых Пророков. Включает 4 гл. Написана прозой, за исключением псалма, составляющего гл.2. Содержание и характер И.п.к. Книга повествует о пророке Ионе, сыне Амафиине (евр.Йона бен Амит(й), к-рого Бог послал в столицу Ассирии Ниневию. Он должен предупредить ее жителей, что их злодеяния вскоре навлекут небесную кару. Но пророк, не желавший спасения язычникам, решил скрыться от лица Господня. Он сел на корабль и поплыл в далекую страну Фарсис (Испания). То..

Иосиф

(Иван Семенович Петровых), митр. (1872-1938), рус. Правосл. Духовный писатель и церк. Деятель. Род. В г.Устюжне, Новгородской губ. Выпускник МДА (1899), где с 1900 утвержден и.д.доцента по каф. Библ. Истории. В 1901 принял монашество. В 1903, после защиты магистерской дисс. Об *Иосифе Флавии получил звание э.-орд. Проф. Акакдемии. С 1906 по 1909 управлял Яблочинским и Юрьевым монастырями. Хиротонисан во еп. Угличского в 1909. С 1920 архиеп.Ростовский, викарий Ярославской епархии. С 1926 митр. Ле..

Ипполит (Нippolitus) Римский

Свт. (ок.170 - ок.236). Богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. Уже в 4 в. Знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю, И. Мог быть римским уроженцем греч. Происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх *Фотий называет его учеником свт.*Иринея, хотя неизвестно, знал ли И. Лионского святителя..

Ириней

(Иван Иоакимович Фальковский), еп. (1762-1823), рус. Правосл. Богослов и экзегет. Сын священника. Учился в КДА, затем в Венгрии в католич. ДС. Преподавал в КДА словесность, математику, богословие и экзегетику Деяний и Посланий. Монашество И. Принял в 1786, а в 1807 состоялась его хиротония во еп.Чигиринского. В 1812 он занял Смоленскую кафедру (во время Отечеств. Войны находился в Могилеве). Последние годы И. Провел в монастыре. И. Отличала огромная эрудиция и разнообразие интересов. Он был серь..

Иосиф Флавий

(Flavius Iosephus). Еврейский историк, род. В Иерусалиме в 37 г. От Р. X. Он присутствовал при осаде Иерусалима Титом и сопровождал его в Рим. Умер около 100 г. От Р. X. Его замечательные произведения. “Иудейские древности” и “История иудейской войны”. В первом он излагает иудейскую историю от сотворения мира до 66 г. От Р. X., а во втором повествует о восстании иудеев против римлян.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Иосиф Флавий Иосиф Флавий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф Флавий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф Флавий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа