Каббала
(К а б а л а) И БИБЛИЯ. Евр. Слово К. Буквально означает предание (от евр. Ле-кабел - получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библ.-церк. Или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерич. Доктрине, предназначенной для избранных. К. Развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистич. Эпоху, но два основополагающих труда по К. Появились лишь в Средние века. "Книга творения" (с(фер-иецир() написана анонимным автором между 2 и 8 вв., а "Книга Сияния" (с(фер ха-з(хар) - в 13 в. Автором последней был исп. Иудаистский мистик Моисей Леонский, писавший от лица древнего учителя Шимона бар Иохай. Оба произведения по форме являются толкованием к *Пятикнижию.
Тем не менее К. Далеко отходит от исконных библ. Основ. В нее вошли элементы неоплатоновского пантеизма, пифагорейства (с учением о перевоплощении), гностич. Идеи эманации. Богословие К. Строится на основе апофатич. Принципа. Божественное начало есть Беспредельное (эн-соф) и Невыразимое. Все тварное бытие "излучается" из Бога через Его эманации, сефир(т. Для того, чтобы примирить этот пантеистич. Мистицизм с Писанием, учители К. Настаивали на применении *аллегорического метода толкования. "Горе тем, - говорится в Кн. Сияния, - кто видит оболочку Торы, а не ее душу. Они думают, что Бог хотел поведать в Торе такие простые вещи, как, например, историю Агари и Исава, Иакова и Лавана, Валаама и Валака. Но ведь такие рассказы может сочинять любой смертный.
Нет, рассказы Писания - только покров для божественных тайн, доступных разуму посвященных". Так, три слова, употребляемых в истории миротворения. БарЈ, яцЈр и асЈ (творить, создавать, делать) означают, что мир был создан в трех измерениях. Сфере духа, жизни и неодушевленной материи. На периферии этих трех сфер находится область тьмы, или зла. Первозданный человек (Адам Кадмон) был космич. Существом, включавшим все три измерения. Это идеальное личностное творение, к-рое должно очиститься от всего плотского и обрести бытие в духе. В свете этого учения К. Трактует и все содержание Пятикнижия, отыскивая в нем тайные намеки на проявления божественных "сефирот". Учение о "сефирот", или энергиях Бога, решает в К. Вопрос о соотношении Запредельного Божества и твари.
Наряду с глубокими мистич. И филос. Идеями толкования К. Содержит элементы магизма, *оккультизма и цифровой фантастики, напр., спекуляции о числе 22, к-рое соответствует числу букв евр. Алфавита, ветхозав. Книг и *имен Божьих. К. Имела распространение не только в иудаизме. Она повлияла на нек-рых христ. Мыслителей (*Рейхлин, *Пико делла Мирандола, Парацельс) и на развитие новой европ. Философии (*Беме, *Гегель, Вл.*Соловьев, Карл Юнг). Сефер Иецира, или Кн. Творения, пер. Ориенталиста Н.А. Переферковича, в кн. Папюса (см.ниже). Z o h a r. The Book of Splendor, L., 1977. Др. Пер. И изд. Указаны в кн.Г.Шолема (см.ниже). ЕЭ, т.9. П а п ю с, Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и человеке, СПб., 1910. То же, СПб., 1992. ПБЭ, т.7, с.613-23. С о к о л о в Н.П., Каббала, или религиозная философия евреев, Каз., 1870.
*С о л о в ь е в В.С., Каббала, Собр. Соч, т.10, СПб., 19142. Ф и л и п п о в М.М., "Маймонид и Каббала", "Век", 1882, №10. ФЭС, М., 1983. Ш о л е м Г., Основные течения в евр. Мистике, т.1-2, Tel-Aviv, 1984. S c h o l e m G., Kabbala, Jerusalem, 1974 (в кн. Приведена обширная библиогр.)..
Дополнительный поиск Каббала
На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа