Кальвин
(Calvin) Иоганн, К о в е н Ж а н (1509-64), один из деятелей Реформации, переводчик и толкователь Библии. Род. Во Франции в зажиточной семье. Первоначально готовился стать католич. Священником, изучал богословие и право, но наблюдения над упадком церк. Жизни и знакомство с идеями *Лютера привели К. К решительному разрыву с умеренно-реформистской традицией, а затем и с католицизмом вообще. Позднее в своем предисловии к толкованию Псалтири К. Изображал этот поворот как подлинное обращение. Ощутив призыв Слова Господня, он раз и навсегда выбрал свой путь. "Тогда, о Боже, - писал К., - я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути". Гонения на протестантов вынудили К.
Бежать в Швейцарию. В Базеле он с горечью убедился, что протестантизм здесь свелся к религ. Анархии. Это побудило К. Взяться за свой гл. Труд "Христианская институция" ("Institutio religionis christianae", 1536), к-рый он впоследствии много раз переписывал. Понимая Слово Божье как абсолютный и единственный закон, реформатор построил новую церк. Систему, выведенную исключительно из буквы Писания. При этом он, естественно, принужден был сделать гл. Акцент на ВЗ, поскольку в НЗ он не нашел разработанных правил для обществ. Устройства. В результате его церк.-политич. Система приняла жесткую форму, аналогичную ветхозав. Законничеству. В 1536 К. Прибыл в Женеву, где ему удалось возглавить протестантское движение. Борьба Женевы против Савойи упрочила власть К.
И превратила его в неограниченного диктатора. Дотоле кабинетный ученый, он стал править сурово и непреклонно, сознавая себя чем-то вроде библ. Пророка, призванного пересоздать общество. Евангельский дух любви был оттеснен церк. Режимом тоталитарного типа. Развлечения, искусство, свобода мысли жестоко подавлялись. Воцарилась всеобщая слежка, и была установлена сложная система кар. Жертвами их пали многие вольнодумцы, в т. Ч. И *Сервет, к-рый был сожжен на костре по инициативе К. Недовольство тиранией стало скоро настолько сильным, что К. Пришлось уехать в Страсбург (1538), но в 1541 он вернулся и оставался на своем посту до конца дней. К. Перевел Библию на франц. Язык и написал к ней ряд комментариев, лучшим из к-рых признается коммент.
К Рим (1539). Толкования на книги ВЗ реформатор писал в последние женевские годы жизни. В какой-то мере он использовал свои знания, вынесенные из школы гуманистов, но в целом его толкования носили догматическо-назидательный характер с акцентом на конфессиональной полемике. В сфере исагогической К. Проявлял больший консерватизм, чем Лютер. Впрочем, по его мнению, вопрос *атрибуции Евр является открытым, что не затрагивает его каноничности и апостольского характера. Аналогичным образом судил К. И о 2 Петр. "Поскольку, - писал он, - величие Духа Христова проявляется в каждой части послания, я не решусь его отвергнуть, хотя все усилия увидеть в нем подлинный язык Петра тщетны". Как и Лютер, К. Относился к Апокалипсису осторожно и комментария к нему не написал.
В понимании *боговдохновенности К. Склонялся к *вербализму. Определение книг *канона он считал не делом Церкви, а исключительно сверхъестеств. Актом "дивного совета Божия". К. Исходил из мысли, что в Библии полнота истины содержится в законченном виде. Отвергнув *Предание, реформатор настаивал на строго буквальном понимании всего свящ. Текста как универсального и обязательного норматива для жизни общества, при этом К. Не делал различия между ВЗ и НЗ. Лишь в нек-рых случаях он допускал исключения. Напр., когда ему указывали, что в ВЗ существовало искусство (украшения в Храме), он возражал, что то была уступка "слабости времени". Толкуя мысли ап.Павла о свободе, К. Рационализировал *антиномию человеческой свободы и Божественного предвидения и считал свободу иллюзорной, поскольку все предусмотрено, каждый человек предопределен либо к спасению, либо к погибели.
Никто не знает своей конечной участи и поэтому должен трудиться в полной покорности воле Божьей. Влияние кальвинизма усилилось после того, как он нашел почву во Франции (реформаты или гугеноты). Современные богословы признают ценность гл. Обр. Двух идей К. Убеждения, что через Библию Бог обращается к человеку, и веры в социальную роль христианства. Эти идеи в 20 в. Развивал *Барт. Но конкретное применение их самим реформатором привело к превращению христианства в "религию книги" и к фарисейскому законничеству замкнутой "общины праведников". Opera quae supersunt omnia, v.1-59, Braunschweig, 1863-1900. Opera Selecta, v.1-5, Munch., 1926-62. В рус. Пер. Отрывки из трактата "Наставление в христианской вере", в кн. Хрестоматия по истории средних веков, т.2, ч.2, М., 1938.
Наставление в христианской вере, т.1-3, М., 1997-98. Б е л я е в А., К. И кальвинизм, ПБЭ, т.8, с.140-76. В и п п е р Р.Ю., Влияние К. И кальвинизма на политич. Учения и движения XVI в., М., 1894. Г е й с с е р Л., История Реформации, М., 1892. Жертвы Кальвина, пер. С англ. Н.М., "Странник", 1915, №2, 3. К а р е е в Н., История Западной Европы в новое время, т.2. Реформация и политич. Жизнь в XVI и XVII вв., СПб., 1893. Л и х а ч е в а Е.О., Европ. Реформаторы Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин, СПб., 1872. Н а з а р е в с к и й В., Иоанн К. - реформатор XVI в., ПО, 1878, №5/6. П о р о з о в с к а я Б.Д., Иоганн К., его жизнь и реформаторская деятельность, СПб., 1891. П о р ш н е в Б.Ф., К. И кальвинизм, ВИРА, 1958, сб.6. Э г л е П., Жан К., БВс, 1982, №3.
B r e e n Q., John Calvin, Hamden (Conn.), 1968. K e m p f F.D., A Bibliography of Calviniana. 1959-74, Freiburg, 1975. N i e s e l W., Calvin - Bibliographie 1901-1959, Munch., 1961. P a r k e r T.H.L., John Calvin, L., 1975..
Дополнительный поиск Кальвин
На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвин" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа