Киттель
(Kittel) Рудольф (1853-1929), нем. Евангелич. Экзегет. Род. В Вюртемберге. Ученик и единомышленник *Дилльманна. С 1888 проф. Библеистики в ун-те Бреслау, а затем его ректор (с 1893). С 1898 по 1924 проф. Экзегетики ВЗ в Лейпцигском ун-те. К. Был искренне религиозным человеком, что сказалось и в его науч. Работах. Огромным вкладом в библеистику явилось *критическое издание евр. Текста ВЗ "Biblia Hebraica", подготовленное под его редакцией. Труд этот вышел впервые в 1905-06 и с тех пор продолжает переиздаваться, оставаясь важнейшим пособием для экзегетов и текстологов. К. Стоял на строго науч. Позициях и при этом признавал *боговдохновенность Писания. По его мнению, проникнуть в тайну пророчества невозможно лишь средствами историч. Критики.
Он был одним из первых библеистов, к-рый привлек для своих трудов обширнейший археологич. Материал по истории и религии *Древнего Востока. К. Отмечал влияние на ВЗ культуры окружающих народов, но решительно отказывался принимать теории Фридриха *Делича и *панвавилонистов. Итогом науч. Деятельности К. Явилась его книга "История израильского народа" ("Geschichte des Volkes Israel", 7 Aufl., 1925-32, Bd.1-3). В ее 1-м изд. (1882-92) он еще сомневался в обоснованности *документарной теории происхождения Пятикнижия, но во 2-м (1909-12) согласился с ее выводами. Однако и в этом, и в последующих изданиях (6-е в 1923-29, т.1-3) К. Настаивал на определяющей роли Моисея для ветхозав. Религии. По словам историка, процесс формирования народа Божьего мог осуществиться "лишь в том случае, если позади распыленной массы в качестве движущей силы стоит личность, далеко переросшая всех окружающих и со священным воодушевлением раздувающая в целое пламя таящуюся в современниках искру народного самосознания".
В отличие от библеистов школы *Велльхаузена, К. Подчеркивал, что пророки-писатели не создавали новой религии, а "выступали, по их же собственному признанию, в роли сохранителей и обновителей старой веры". Основу "религиозного творчества Моисея" К. Видел в *Декалоге. Исследование К. Содержит блестяще написанные и насыщенные фактами очерки географии и древнейшей истории Палестины, а также описания быта, культуры и мышления разных эпох ВЗ. Что касается сказаний о *патриархах, то К. Называл их *легендами, отмечая при этом, что легенда в них неотделима от подлинного историч. Воспоминания. "Древнейшее повествование Библии, - писал он, - может быть историей, являясь одновременно и легендой". В связи с находкой стелы Мернептаха археологом *Питри Флиндерсом, К.
Поддержал гипотезу, согласно к-рой в Египет переселились не все израильтяне. Часть их могла остаться в Ханаане. Она-то и упомянута в стеле 13 в. Свящ. История показана К. На фоне культуры и событий древневост. Истории. К. Также принадлежат комментарии к Суд, Цар, Пар, Пс и Ис. Der Bibel-Babel Streit und Offenbarungsfrage, Lpz., 1903. Studien zur Hebraischen Archaologie und Religionsgeschichte, Lpz., 1908. Die alttestamentliche Wissenschaft in ihren wichtigsten Ergebnissen, Lpz., 1910. Religion des Volkes Israel, Lpz., 1921. В рус. Пер. Культура Ханаана в эпоху вторжения в него израильтян, в кн. С о л о в е й ч и к М.А., Очерки по евр. Истории и культуре, т.1, СПб., 1912. Главнейшие результаты раскопок в странах Древнего Востока, там же.
Die Religionwissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellung, Lpz., 1925, Bd.1. RGG, Bd.3, S.626..
Дополнительный поиск Киттель
На нашем сайте Вы найдете значение "Киттель" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киттель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа