Лессинг

269

(Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81), нем. Теоретик искусства, драматург, критик и мыслитель. Род. В семье лютеранского пастора. Учился в ун-тах Лейпцига и Виттенберга. Переехав в Берлин, занимался публицистикой, работал для театра, в Гамбурге пытался создать труппу с новым направлением. Л. Оказал большое влияние на нем. "Просвещение" и на всю нем. Литературу. Последние годы жизни он вынужден был зарабатывать на жизнь, служа библиотекарем в замке Вольфенбюттеля. К этому периоду жизни относятся его гл. Работы о религии и НЗ. В мировоззрении Л. Можно выделить пять важнейших аспектов. 1) вера в имманентное присутствие Бога в мире. В этом отношении он считал себя последователем *Спинозы. 2) история *Откровения, понимаемая как последовательное воспитание человечества.

3) приоритет нравственности в христианстве. 4) приоритет веры над буквой Писания. 5) религиозная терпимость. По мнению Л., первичное Откровение истины было слишком трудно для человечества, и поэтому оно повсюду, кроме ветхозав. Мира, было ограничено и приспособлено к низкому уровню сознания людей. В ВЗ были заложены основы нравственной религии. Следующей ступенью стало учение Христа, а затем настанет время "нового и уже вечного Евангелия". Принятие религии Христа есть дело не только разума, но прежде всего чувства. Поэтому историч. Достоверность тех или иных подробностей евангельской истории несущественна. Эта тема была поднята Л. После опубликования им "Фрагментов вольфенбюттельского Анонима" (1774-78), якобы найденных в Вольфенбюттельской библиотеке.

В действительности это были отрывки из книги деиста *Реймаруса, рукопись к-рой передали Л. Родные Реймаруса. Фрагменты содержали резкую и озлобленную критику христианства, с подчеркиванием *противоречий и историч. "несообразностей" Библии. Публикация вызвала полемику, к-рая позволила Л. Открыто высказать свои взгляды. Он не разделял антихрист. Идей Реймаруса, но доказывал, что истинность христианства нельзя подтверждать ссылками на чудеса давно прошедших веков. "Случайные исторические истины, - писал он, - не могут стать аргументами в пользу необходимых истин разума". Под истинами разума Л. Понимал внутреннюю цельность, нравственную высоту и убедительность для "сердца" того или иного учения. В связи с этим он выступал против протестантской *библиолатрии и догматич.

Буквализма. Л. Писал, риторически обращаясь к *Лютеру. "Ты освободил нас от ига предания. Кто-то освободит нас от невыносимого ига буквы. Кто наконец принесет нам, немцам, такое христианство, какое ты стал бы проповедовать теперь, какому стал бы учить нас Сам Христос!" Под словом "предание" писатель подразумевал сумму позднейших наслоений, к-рые он отличал от подлинной "религии Христа", состоящей в нравственном богоуподоблении. Что же касается *Предания, понимаемого как дух веры, как то, что предшествовало записанному Слову, Л. Был его горячим апологетом. Он напомнил протестантам забытую ими истину, что до появления НЗ христианство десятки лет жило и развивалось. Суть его основного Предания выражена, по Л., в рассказе об ап.Иоанне, к-рый подытожил свою проповедь призывом.

"Дети, любите друг друга!". Даже после того как книги НЗ были полностью завершены (по Л., к началу 2 в.), они еще не были канонизированы и доступны всем. Иными словами, Л. Вернулся к древнейшему тезису. Церковь предшествует Писанию. За это он был обвинен своими противниками в "папизме". В последних эссе, часть к-рых была опубликована посмертно ("Новые гипотезы о евангелистах как простых писателях", 1778, "Анти-Геце", полемика с гамбургским пастором И.М.Геце, 1778 и др.), Л. Обратился к вопросу о происхождении Евангелий. Отправной точкой для него послужила мысль о том, что в период между евангел. Событиями и первыми новозав. Книгами должна была существовать какая-то запись слов и деяний Иисусовых. Такой записью Л. Объявил апокрифич.

Евангелие назореев, написанное на евр. Языке. Согласно его гипотезе, *Папий ошибся, приписав евр. Евангелие ап. Матфею. Евангелист был просто первым переводчиком текста на греч. Язык и его редактором. Из Ев. Назореев черпали и ев. Марк и Лука. Иоанн же дополнил их, выдвинув в своем Евангелии на первый план Божественность Спасителя. Гипотеза Л. Не выдержала испытания временем, хотя элементы ее были использованы в 19 в. (напр., *Ренаном). Важнее всего было то, что Л. Поднял мн. Ключевые исагогич. Вопросы, связанные с НЗ. Религ. Установки Л. Нашли дальнейшее развитие в *либерально-протестантской школе экзегезы. Gesammelte Werke, Bd.1-10, B., 1954-58. В рус. Пер. Собр. Соч., т.1-10, СПб., 19042. Избр. Произведения, М., 1953. Б у б н о в Н., Новая книга о Л.

Как религ. Мыслителе, "Путь", 1932, №33. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Суждения Л. И Канта о сущности и происхождении религии, ВиР, 1901, №14,15. *Т р о и ц к и й Н., О происхождении первых трех канонич. Евангелий, Кострома, 1878. Ф и л и п п о в М.М., Л., его жизнь и лит. Деятельность, СПб., 1891. Ф и ш е р К., Л. Как преобразователь, М., 1882. Ф р и д л е н д е р Г., Л., М., 1957. Ч е р н ы ш е в с к и й Н.Г., Л., его время, его жизнь и деятельность, в его. ПСС, М., 1948, т.4. G e n t h e. S.54-65. C o z z i A., Lessing teologo, Napoli, 1960. L o o f s F., Lessings Stellung zum Christentum, Halle, 1910. Z s c h a r n a k L., Lessing und Semler, Giessen, 1905..

Значения в других словарях
Лессинг

IЛе́ссинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь гу..

Лессинг

, Карл Фридрих (Lessing, Karl Friedrich) 1808, Бреслау (Вроцлав) — 1880, Карлсруэ. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Изучал архитектуру в берлинской Академии художеств, но затем обратился к живописи. После знакомства с Ф. В. Фон Шадовым, в 1826 уезжает в Дюссельдорф. В 1829—1836 исполнил фреску Битва под Икониумом в замке Хельтхоф, положившую начало его работе в исторической живописи, заниматься которой ему советовал и Шадов. С 1833 работал в мастерском классе Академии художеств ..

Лессинг

ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729-1781) - немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения . Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 - студент Лейпцигского университета. В 1748 Лессинг переезжает в Берлин, где сближается с просветителями Мендельсоном и Николаи. Занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 в Виттенберге получает звание магистра. В 1760 принимает должность секретаря при губернаторе Силезии...

Лессинг

1.(Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 - 15.II.1781) - нем. Философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. В семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 - библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. Боролся против теологии, отстаивая свободу науч. Исследования. Историю человеческого общества Л. Понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных ("Во..

Лессинг

(Lessing) Готхольд Эфраим (1729- 1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой 'Гамбургской др..

Лессинг

ЛЕССИНa (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драм..

Леон-дюфур

(Leon-Dufour) Ксавье, иером. (р.1912), франц. Католич. Экзегет, специалист по НЗ. Член Общества Иисусова. Рукоположен в 1943. Изучал библейские дисциплины в Папском библ. Ин-те в Риме (1945-48). Преподавал Свящ. Писание НЗ в Ангьене (Бельгия) (1948-57), затем в Лионе. В наст. Время проф. Богословского ин-та в Париже. Л.-Д. Был консультантом *Папской библейской комиссии, является членом Общества исследований по Новому Завету. Ему принадлежат. "Симфония к синоптич. Евангелиям" ("Concordance des Ev..

Лёр

(Lohr) Макс (1864-1931), нем. Протестантский библеист. Преподавал ВЗ в ун-тах Бреслау (1892-1908) и Кёнигсберга (1890-91, 1909-28). Л. Вел успешную полемику с *панвавилонизмом, составил толкования на Кн.Плач (1893) и 1-2 Царств (1898). Признавая, что *Пятикнижие получило свою окончат. Форму лишь в *Плена период или при Ездре, Л. Выступал с резкой критикой *документарной теории. По его мнению, централизация ветхозав. Культа была проведена до Иосии и фактически была изначальной. Он отрицал существ..

Лжемессии

Лица, притязавшие на мессианское достоинство, либо по самообольщению, либо под влиянием народного легковерия. Впервые термин Л. (греч. YeudТcristoi, евр. Мешихeй шeрек) встречается в *Малом Апокалипсисе (напр., Мк 13:22). В Откр роль Л. Играют два апокалиптич. Зверя и лжепророк (13:1 сл. 20:10). Нек-рые экзегеты отождествляют со Л. "человека греха" (2 Фес 2:3) и антихриста (1 Ин 2:18). Древний мир. На появление Л. В *междузаветный период намекает *Иосиф Флавий, говоря о них как о людях, вводивши..

Либерально-иудаистская Экзегеза

Толкование Библии в рамках "просветительского", а затем реформированного *иудаизма, к-рый, отказавшись от большинства талмудич. Традиций, превратился в род широко понимаемого теизма. Л.-и.э. Принимает все выводы *новой исагогики, утверждает превосходство этического единобожия пророков над обрядовым Законом *Пятикнижия, рассматривает Иисуса Христа как последнего из пророков, великого учителя веры и нравственности, и тем самым смыкается с экзегезой и воззрениями *либерально-протестантской школы. З..

Дополнительный поиск Лессинг Лессинг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа