Либерально-протестантская Школа Экзегезы

310

Направление в библеистике 19 - нач.20 в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму догматический аспект христианства. Основные положения школы. 1) высшую Реальность невозможно познать разумом. Приблизиться к ней можно лишь путем "сердечного переживания" и верности нравств. Долгу. 2) библ. Религия развивалась по тем же законам, что и другие религии, и ее нужно исследовать гл. Обр. Средствами историч. Науки. 3) *Откровения, как сверхприродного факта, не существует. 4) Иисус был совершенным Человеком, Который положил начало "чистой религии", без догматов и обрядов. Лишь позднее, начиная с ап.Павла, она была затемнена церк. Богословием. 5) "современное", "научное" богословие должно сводиться к изучению историч.

Основ христ. Религии, без претензий на метафизику. Уверенность Л.-п.ш. В своей чисто научной объективности была иллюзорной. Ее принципы основывались на этической доктрине и критицизме И.Канта (1724-1804), на идеях деистов, на позитивизме и неокантианстве. Все эти воззрения сочетали два противоположных утверждения. 1) разум - высшее мерило истины. 2) наше знание о Божестве не может притязать на достоверность, поскольку разуму недоступно адекватное Его постижение. Единственной областью, в к-рой человеческое соприкасается с Божьим, это этика, сфера "практического разума", и религиозное чувство. Рус. Мыслитель *Трубецкой, признававший мн. Заслуги Л.-п.ш., указал и на ее крупные изъяны. Например, либеральные экзегеты считали *Нагорную проповедь эталоном "чистого христианства".

Между тем, она содержит не одно лишь этическое учение. "Нагорная проповедь, - писал Трубецкой, - есть образец Христовой проповеди "царствия Божия". Это понятие "царствия Божия" заключает в себе высший нравственный идеал христианства. Но этот нравственный идеал не ограничивается только личной и социальной сферой - он имеет космическое значение. Наряду с нравственным смыслом он имеет и мистический, апокалиптический смысл "небесного царствия" и связывается исторически и логически с мессианической апокалиптикой сначала еврейского народа, а затем и христиан - учеников Христа и их ближайших последователей". Новое отношение человека к Богу, которое открыто в Евангелии, неотделимо от личности Богочеловека. Царство Божие состоит в "явлении Отца" через Сына, Который "показывает, открывает в Себе Отца".

Этапы развития школы. Основоположником Л.-п.ш. Принято считать *Шлейермахера, но корни ее восходят к деизму и к взглядам *Леклерка и *Лессинга. Характерной чертой Л.-п.ш. Явилось отрицание Богочеловечества Христа. В силу этого последователи школы стремились установить, кем был Иисус в действительности и чему Он учил. В поисках *"исторического Иисуса" предпринимались самые изощренные толкования, начиная от рационалистич. Попыток *Паулюса, вычеркнувшего из евангельской истории все чудесное. Смысл экспериментов такого рода был поколеблен критич. Работой *Штрауса, к-рый поставил Л.-п.ш. Перед выбором. Либо вера, либо отрицание. Но на время кризис был, казалось, преодолен *Ричлем, к-рый построил свое богословие на неокантианстве.

Ричль перенес центр тяжести с учения Иисусова на Его Личность. Именно в ней, утверждал Ричль, открывается человеку запредельная и непостижимая тайна Божества. Вне Иисуса все религии, в том числе и ВЗ, лишь слабые проблески истины. По личности Христа мы узнаем о Боге. При кажущейся близости такого подхода к церковному он имел резко выраженный адогматический характер. Но с другой стороны, мимо внимания Ричля и его последователей прошел тот факт, что их христология все же есть догмат, своего рода верование. Либерально-протестантский взгляд на религ. Историю позволил представителям школы широко применять *исторический эволюционизм к ВЗ и НЗ. Большинство направлений *высшей критики 19 в. Развивалось в рамках Л.-п.ш.

Родиной и центром школы была Германия, хотя либеральные теологи появились и во Франции (*Гогель, *Ревилль, *Сабатье), в Англии (*Хэтч) и в др. Странах. В конце столетия определяющую роль в Л.-п.ш. Играл историк *Гарнак, к-рый в своих лекциях, изданных в 1900 под названием "Сущность христианства", провозгласил кредо либеральной теологии. В сфере ветхозав. Исследований развивались тенденции, связанные с именем *Велльхаузена. Итоги этих работ подвела многотомная энциклопедия "Религия в истории и современности" (RGG, 1909-13. См. Рецензию в БВ, 1909, №2). Впоследствии вышло еще два переработ. Ее издания (1927-32. 1957-65). Сторонники Л.-п.ш. Были полны оптимизма и веры в прогресс, возглавляемый, по их мнению, Германией, "народный дух которой всего более сроден с истинным духом христианства, которой дано было освободить христианство от посторонних примесей, навязанных ему в течение его истории греками и римлянами, и снова восстановить его в первоначальном его виде и силе" (*Зоден).

Ход развития мыслился таким образом. *Лютер очистил христианство от римского католицизма, "модернизированные богословы" продолжат его дело, очистят христианство от греч. Догматич. Метафизики и откроют миру истинное учение Иисуса. Но либеральные теологи на этом не остановились. Пришла очередь и иудейского пласта в христианстве. Со времени лекций Фридриха *Делича о Библии и Вавилоне участились нападки на ВЗ, к-рый предлагалось вообще изъять из Церкви. И, наконец, разрушительная работа, против воли богословов, поставила под угрозу саму христианскую веру, даже в том ее ущербном виде, какой ей придали либеральные теологи. Оценивая просветительные брошюры религ. Истории, выпускавшиеся Л.-п.ш. В 10-х гг., *Булгаков отмечал, что они могут "воспитывать лишь религиозную беспринципность и универсальный скептицизм, служить орудием против религии вообще, ибо всякая религия притязает на известный абсолютизм".

Кризис и распад Л.-п.ш. В научном отношении школа достигла больших успехов. Она далеко продвинула исследование Библии, преодолев многие крайности предшествовавших теорий. Была проделана большая работа по *текстуальной, *литературной и *исторической критике Свящ. Писания. Участие таких крупных ученых как Гарнак, *Гункель, Зоден, *Вайсс И., Эрнст Трёльч (1865-1923) завоевало школе высокий авторитет и создало ей ореол подлинного "современного богословия". Однако это не могло предотвратить нового кризиса. Гарнак считал, что суть благочестия Христова сводится к учению о Боге Отце, этике и ценности бессмертной человеческой личности. Но поскольку даже эти основы все же имеют характер метафизический, многие либеральные пасторы (напр., Ято и Гейдорн в Германии) в конце концов подвергли сомнению и их.

Для Л.-п.ш. Христос был лишь явлением истории, явлением прошлого. Трёльч писал. "Бог во Христе может означать для нас лишь то, что в Иисусе мы имеем высшее откровение Бога и что образ Иисуса мы делаем средоточием всех самосвидетельств Бога в нашей жизни". Но поскольку, как показал уже в начале века *Швейцер А., реконструкции образа "исторического Иисуса" были достаточно произвольны, Л.-п.ш. Открыла путь для развития *мифологической теории, к-рая отказалась от реального Христа даже как Человека. Поход против ВЗ привел в Германии к созданию группы "немецких христиан", к-рые объявили Христа арийцем и охотно пошли на сотрудничество с нацизмом. Гарнак отнюдь не сочувствовал такому повороту событий, но косвенно способствовал ему, в частн., своей книгой о *Маркионе.

"Немецкие христиане" во главе с пастором Л.Мюллером, личным другом Гитлера, одобрили расовые законы и весь нацистский "новый порядок", хотя против него выступали мн. Видные богословы и библеисты, в т.ч. *Барт, *Бонхёффер, *Борнкамм, *Дайссманн, *Иеремиас, *Бультман, *Лицманн, *Юлихер и др. Либеральный протестантизм хотел стать позитивной культурной силой в обществе, а в результате оказался на поводу у сил разрушительных. Он был преисполнен веры в науку, прогресс, гуманность, а в итоге стал невольным соучастником кризиса общества и кризиса самого протестантизма. Наиболее острой критике Л.-п.ш. Была подвергнута Бартом. Он показал, что она не была, как казалось ее вождям, свободна от догматов, но предпочла веру в "мир", в его несовершенную цивилизацию, вере в Бога и Его Слово.

Это было, по выражению Барта, новым идолопоклонством, почитанием кумира, к-рый так же ненадежен, как любой другой кумир. Тем не менее с распадом Л.-п.ш. Нек-рые ее установки сохранились и даже оказали влияние на противников школы. Это влияние имеет две стороны. Позитивную - когда используются ценные результаты библ. Исследований Л.-п.ш., и негативную - когда возрождаются попытки строить христ. Мысль и экзегезу вне учения о Богочеловечестве. *Б е р д я е в Н., Наука о религии и христ. Апологетика, "Путь", 1927, №6. *Б у л г а к о в С., Современное арианство, в его кн. Тихие думы, М., 1918. Г у п п е р т Ф., Итоги четырех столетнего самобытного развития нем. Протестантизма к нач. 20 столетия, пер. С нем., Харьков, 1910. З е н ь к о в с к и й В., Кризис протестантизма в Германии, "Путь", 1934, №42.

История христ. Церкви в XIX веке, т.1-2, Пг., 1900-1901. К е р е н с к и й В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз., 1903. Е г о ж е, Совр. Протестантское богословие, Каз., 1915. Совр. Течения религ.-филос. Мысли во Франции. Сб. Ст., Пг., 1915. Т р o л ь ч Э., О возможностях христианства в будущем, "Логос", М., 1910, кн.2. *Т р о и ц к и й С.В., Защита христианства на Западе, СПб., 1913. *Т р у б е ц к о й С., Учение о Логосе в его истории, М., 1906. Е г о ж е, Этика и догматика, Соч., М., 1908, т.2. Христианство в освещении протестантских теологов, СПб., 1914. Ш е с т о в Л., Sola fide - Только верою, Париж, 1966. D i l l e n b e r g e r J., W e l c h C., Protestant Christianity Interpreted through Its Development, N.Y., 1958.

R e v i l l e J., Le Protestantisme liberal, P., 1903. R o b e r t s D.E., Liberal Theology, N.Y., 1942..

Значения в других словарях
Лжемессии

Лица, притязавшие на мессианское достоинство, либо по самообольщению, либо под влиянием народного легковерия. Впервые термин Л. (греч. YeudТcristoi, евр. Мешихeй шeрек) встречается в *Малом Апокалипсисе (напр., Мк 13:22). В Откр роль Л. Играют два апокалиптич. Зверя и лжепророк (13:1 сл. 20:10). Нек-рые экзегеты отождествляют со Л. "человека греха" (2 Фес 2:3) и антихриста (1 Ин 2:18). Древний мир. На появление Л. В *междузаветный период намекает *Иосиф Флавий, говоря о них как о людях, вводивши..

Либерально-иудаистская Экзегеза

Толкование Библии в рамках "просветительского", а затем реформированного *иудаизма, к-рый, отказавшись от большинства талмудич. Традиций, превратился в род широко понимаемого теизма. Л.-и.э. Принимает все выводы *новой исагогики, утверждает превосходство этического единобожия пророков над обрядовым Законом *Пятикнижия, рассматривает Иисуса Христа как последнего из пророков, великого учителя веры и нравственности, и тем самым смыкается с экзегезой и воззрениями *либерально-протестантской школы. З..

Лилли

(Lilly) Джозеф, свящ. (1893-1952), амер. Католич. Библеист. Рукоположен в 1918. Член Конгрегации по делам миссий, генеральный секретарь Католич. Библ. Ассоциации Америки (1942-48). Преподавал в Американском католич. Ун-те. Входил в комитет по подготовке Новой американской Библии (см. Ст. Переводы Библии на новые европ. Языки) Совместно с *Клейстом осуществил перевод НЗ на современный англ. Язык (1954). NCE, v.8, p.757.. ..

Липеровский

Лев Николаевич, прот. (1888-1963), рус. Правосл. Церк. Писатель и педагог. Род. В Москве в семье протоиерея. Окончил мед. Фак-т Московского ун-та (1913) и во время 1-й мировой войны работал военврачом. С 1918 по 1922 Л. Находился по благословению патр. Тихона на миссионерской работе в Китае, после чего переехал в Европу. В 1924 Л. Был рукоположен митр.Евлогием (Георгиевским) во диакона, а в 1934 - во иерея и служил в парижских приходах. В 1945 вместе с митрополитом вернулся в юрисдикцию Рус. Пра..

Дополнительный поиск Либерально-протестантская Школа Экзегезы Либерально-протестантская Школа Экзегезы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Либерально-протестантская Школа Экзегезы" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Либерально-протестантская Школа Экзегезы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 40 символа