Луази

255

(Loisy) Альфред (1857-1940), франц. Экзегет, один из идеологов *"модернизма" католического. Окончил Католич. Ин-т в Париже. Рукоположен в 1879. Под влиянием своего учителя *Дюшена занялся экзегетикой. Преподавал евр. Язык и Свящ. Писание в Католич. Ин-те. С самого начала Л. Проявил себя сторонником историко-критич. Подхода к Библии и *новой исагогики, но не сумел совместить их с церк. Подходом к Писанию. Уже первые работы по вопросу о *каноне имели рационалистич. Характер, вследствие чего он был уволен из ин-та (1893). Однако Л. Не хотел порывать с католицизмом. Более того, он встал на его защиту в кн. "Евангелие и Церковь" ("LEvangile et lEglise", P., 1902), к-рая вызвала сенсацию и споры в богосл. Кругах. В этой книге Л. Выступил против либерального протестантизма *Гарнака.

По мнению Л., нельзя возвращаться "назад к Евангелию", очищенному от "позднейших наслоений", как это делает Гарнак. Важно не "учение Иисуса", а то, что из него выросло, а именно *Церковь. Христос не имел намерения основывать Церковь хотя бы потому, что возвещал скорый конец мира. Приняв эту концепцию, заимствованную у *Вайсса И., Л. Предложил рассматривать развитие христианства не в свете "теории упадка", как Гарнак, а признать его эволюцию естественным и позитивным процессом. Нужно только согласовать это развитие с современностью и прогрессом. Тогда будет оправдано все, включая централизованную папскую власть. В полемике против Л. Приняли участие мн. Католич. Ученые. Парижский архиеп. Ришар осудил его книгу. Но при жизни папы *Льва XIII дальше увещаний и внесения книги в индекс запрещенных произведений дело не пошло.

В своем ответе критикам ("Autour dun petit livre", P., 1903) Л. Уже подверг сомнению важнейшие пункты церк. Учения. Об этом ответе *Бердяев писал. "Чувствуется, что человек постепенно растерял свою веру, но боится в этом признаться самому себе". Впоследствии "Мемуары" Л. (1930-31) подтвердили эти слова. Л. Оказался не в состоянии найти синтез между верой и *наукой. Ему казалось, что историч. Наука владеет ключом к последней истине. "То, что ложно исторически, - писал он, - то я считаю ложным везде". При этом он смешивал реальную историю с историографией, к-рая всегда создается под воздействием определ. Филос. Взглядов. Собственные взгляды Л. Были неопределенными и приближались то к пантеизму, то к позитивизму. По существу он во многом сомкнулся со своими оппонентами - либеральными теологами и сменил христианскую веру на другую.

Веру в прогресс и научные достижения. Его христианство не выдержало встречи с научным исследованием. При Пие Х от Л. Потребовали покаяния, и он написал папе, что кается "из духа послушания". Такое формальное покаяние не было принято. И хотя еп.*Ле-Камю считал, что следует ограничиться дискуссией, Л. Был отлучен от Церкви (1908). Вскоре он занял пост проф. Коллеж де Франс (1909-26), а затем вел курс истории религии и Библии в Школе Высших исследований (1924-27). В многочисл. Работах по ВЗ и НЗ он в осн. Развивал концепцию радикальной нем. Критики и не внес в библ. Науку оригинального вклада. Задачу соединения веры и науки, к-рую Л. Пытался разрешить и не смог, разрешил в экзегетике его современник и оппонент *Лагранж. La Religion, P., 1917.

Les Actes des Apњtres, P., 1920. Essai historique sur le sacrifice, P., 1920. La naissance du christianisme, P., 1933. К у б л а н о в М.М., Новый Завет. Поиски и находки, М., 1968. L a g r a n g e M.J., Loisy et le modernisme, Juvisy, 1932..

Значения в других словарях
Лопухин

Александр Павлович (1852-1904), рус. Правосл. Церк. Писатель, переводчик, библеист, деятель церк. Просвещения. Род. В семье священника Саратовской губ. Окончил СПб.ДА (1878), писать и печататься начал еще в студенч. Годы. После выпуска Л., как хорошо знающий англ. Язык, был направлен псаломщиком в США (1879-82), где трудился при рус. Посольской церкви в Нью-Йорке. Сотрудничая в англ. Правосл. Журнале, Л. Внимательно изучал амер. Жизнь, особенно религиозную. Отмечая ее недостатки, он в то же врем..

Лофинк

(Lohfink) Норберт, иером. (р. 1928), нем. Католич. Библеист. В 1947 вступил в Общество Иисусово. Рукоположен в 1956. Окончил *Папский библейский ин-т, где в 1962 получил степень доктора библ. Наук за труд о *Второзаконии "Главная заповедь" ("Das Hauptgebot", Romae, 1963). С 1964 э. Орд., с 1967 орд. Проф. В Папском библ. Ин-те. С 1970 является орд. Проф. Экзегетики на богосл. Фак-те во Франкфурте-на-Майне. Основные работы Л. Посвящены проблемам *богословия ВЗ и новому подходу к Свящ. Писанию, со..

Луки, Св.ап.евангелие

См. Евангелия.. ..

Лукиан (Loukianтj) Антиохийский

Сщмч. (ум.312), греч. Экзегет, основатель *антиохийской школы. По преданию, происходил из богатой и знатной семьи и получил хорошее образование. После смерти родителей он роздал имущество бедным и удалился в Эдессу, где изучал Свящ. Писание под руководством некоего Макария. Вернувшись в Антиохию, он принял сан священника, вел активную миссионерскую проповедь среди язычников и иудеев и основал катехизическую школу. *Евсевий называет его "превосходнейшим мужем", а блж.*Иероним - "знаменитейшим". О..

Дополнительный поиск Луази Луази

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Луази" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Луази, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа