Лютер

350

(Luther) Мартин (1483-1546), вождь нем. Реформации, переводчик Библии на нем. Язык. Л. Род. В семье саксонского рудокопа, к-рый, несмотря на стесненные обстоятельства, смог дать сыну высшее образование. Вначале Л. Готовился к карьере юриста, но в 1505 вступил в Августинский орден, известный своим строгим уставом. Параллельно он занялся изучением Библии и богословия и в 1512 стал проф. Виттенбергского ун-та. Суровая ср.-век. Религиозность, аскетич. Подвиги, умственные занятия не избавили Л. От назревшего в нем глубокого кризиса. Он ощущал себя недостойным спасения. По его собственному признанию, он порой испытывал "такие страшные адские муки, что никакой язык не может их выразить". Только в Писании Л. Обрел, наконец, свет надежды.

Готовя лекцию по Посланию к римлянам, он внезапно осознал, что "праведность" Божья не есть обычная "справедливость", а спасающая милость, к-рая даруется по вере. "Вся Библия, - писал об этом перевороте Л., - предстала для меня в ином виде". Он обрел Христа "как зерцало отеческой любви Божией". На этот внутренний источник его реформационной деятельности наложились смущения Л. Перед лицом упадка церк. Жизни. Светский быт и злоупотребления иерархов, особенно в Риме, вызывали у него страстный протест. Но с требованием обновления Церкви он открыто выступил лишь в 1517. Его тезисы против индульгенций ознаменовали начало восстания против старых порядков, хотя Л. Еще не помышлял о расколе. Ни диспуты, ни давление кард.*Каэтана, ни угрозы не остановили Л.

Покровительство курфюста Фридриха Саксонского, недовольного поборами курии, спасло Л. От преследований. Он повсюду выступал с речами о преимуществе Свящ. Писания перед церк. Магистериумом. "Если вся истина исходит от иерархии, - говорил он, - то какая польза и нужда в Свящ. Писании. Давайте сожжем его и удовольствуемся невежественными господами из Рима". Многие немецкие князья поддерживали Л., что позволило ему окончательно порвать с Римом. В кн. "К христианскому дворянству немецкой нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation", 1520) он уже открыто обрушился на папство и предложил план нового церк. И гражданского порядка. По приказу курфюста Фридриха, Л., отлученного папой, тайно укрыли в Вартбургском замке, где он приступил к переводу НЗ и за неск.

Месяцев закончил его. Когда он снова появился на обществ. Арене, Реформация уже охватила широкие массы в Германии и соседних странах. Она питалась не только недовольством римскими порядками, но и стремлением североевроп. Народов обрести культурную независимость от латинства. Протестантизм создал альтернативу католичеству и привел к кровавому крестьянскому восстанию, к-рое Л., однако, резко осудил. Против своего желания Л. Положил начало многовековому расколу зап. Христианства. Однако его дело имело и позитивные последствия. Сегодня с этим согласны даже католики. "Несмотря на различия во мнениях в отдельных вопросах, католические историки и богословы признают религиозную глубину и духовную силу молитв Лютера, подлинно христианские намерения его критики тогдашней Церкви" (кард.

И.Хеффнер). Архиеп. Михаил (Мудьюгин) пишет в связи с этим. "Если сопоставить распущенность и падение, характерные для католицизма предреформационного периода, со сравнительно благопристойным состоянием Римской Церкви в конце XVI в. И в последующие века, то можно без преувеличения утверждать, что реформация явилась орудием обновления и укрепления той самой Церкви, которую она отрицала и против которой ожесточенно боролась. Все это дает верующему христианину, в частности, православному, основание для усмотрения действия Промысла Божия в реформации, как и во всех исторических явлениях и процессах, где наряду с человеческими заблуждениями и страстями имеет место и непреоборимо действует воля Отца Небесного, направленная к тому, чтобы всякий верующий в Сына Его Единородного, "не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:16)".

*Герменевтика Л. И его перевод Библии. Выступая против *Предания, Л., как он сам выражался, "стал на сторону Писания". Но он не мог отрицать Предания, заключенного в самой Библии. Он оставлял в стороне вопрос о *Церкви как создательнице *канона, однако фактически принимал Предание, поскольку принимал Слово Божье, хотя в отличие от своих оппонентов ограничивал Предание рамками Писания. В самой Библии Л. Различал слово "внешнее" и слово "внутреннее". "Внешнее" слово - это слово, выраженное на человеч. Языке и требующее филологич. Подхода. Для этого аспекта важны и *исагогика, и грамматич. Исследования. Слово же "внутреннее" есть тайна Писания, к-рая делает его гласом Божьим, обращенным к каждой отдельной душе. Оно пробуждает веру, приводит к познанию спасающей благодати.

Это и есть *боговдохновенность Писания, ставящая его над всеми творениями человеч. Разума. Отказавшись от церк. Авторитета в толковании Библии, Л. Провозгласил высшим критерием личный религиозный опыт отдельного человека. Исходя из этого критерия, он ввел понятия о различных степенях боговдохновенности. Так, он не считал Откр апостольской книгой. "Пусть каждый, - писал он, - думает об Апокалипсисе, что хочет, что подсказывает ему его дух. Мой дух не может терпеть этой книги". Он "уважал и чтил" Посл. Иакова, но отвергал его подлинность опять-таки на основании его несоответствия своему духу. Наряду с этим субъективным критерием Л. Признавал и *историко-лит. Метод. Отмечая, что автор Посл. К евреям "говорит как ученик, к-рый принял учение апостолов", Л.

Делал вывод, что послание написано не ап. Павлом (по его мнению, им был Аполлос). Черты "второго поколения" находил Л. И в Посл. Иуды. Тем не менее Л. Не хотел абсолютизировать науч. Методов. "Грамматика, - писал он, - не должна управлять делом, а сама должна ему служить". Огромное значение имел сделанный Л. Перевод Свящ. Писания на нем. Язык. В Вартбурге он переводил НЗ, а затем, вместе со своими помощниками, в т.ч. *Меланхтоном, 12 лет трудился над переводом ВЗ. Полный текст вышел в 1534 в типографии Г.Люффта. В отличие от прежних нем. Переводчиков Л. Отказался от *Вульгаты и переводил с оригинальных языков - *древнеевр. И греч., опираясь на критич. Исследования *Эразма Роттердамского. Л. Был убежден, что Писание должно быть доступно всем.

"Простая дочь мельника, - писал он, - ежели она верует, может его правильно понимать и толковать". Но для этого нужно донести смысл Писания до народа. В "Послании о переводе" (1530) Л. Указывал на ценность живого народного языка. В качестве ориентира он принял один из саксонских диалектов, к-рый с тех пор стал лит. Общенемецким языком. Коллективная работа была исключительно напряженной. "Над Иовом, - вспоминал Л., - работали мы все. Магистр Филипп, Вурогаллус и я. И что же - за четыре дня сумели осилить едва три стиха. Читатель и не подозревает, какие пни и колоды лежали там, где он нынче шагает словно по струганым доскам, и как мы потели и трепетали, убирая эти пни и колоды с его пути". Л. Строго выверял соответствие перевода с народной речью, чем, в частн., объяснялось то, что порой он за неск.

Недель находил лишь одно слово. Отказ от рабского следования оригиналу сделал перевод Л. Творческим и высокохудожественным. Он сразу же завоевал огромную аудиторию. Книгопечатание открыло Библии широкую дорогу. За 30 лет после первого издания вышло ок. 100 тыс. Экземпляров - тираж для той эпохи непревзойденный. Следует отметить, что Л. Переводил и *неканонич. Книги, однако в дальнейшем протестантские издания чаще всего выходили без них. Luther Werke, Bd.1-8, B., 1895-1905. В рус. Пер. Истолкование на Кн. Исход. Истолкование Второзакония, в кн. Источники по истории Реформации, М., 1906, вып.1. Краткий катехизис, СПб., 19083. К христианскому дворянству нем. Нации. Об улучшении христ. Состояния, Харьков, 1912. Хрестоматия по западно-европ. Лит-ре, М., 1947.

О рабстве воли, в кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения, М., 1986. Б е ц о л ь д Ф., История Реформации в Германии, пер. С нем., т.1-2, СПб., 1900. Б э р д Ч., Реформация XVI в. В ее отношении к новому мышлению и знанию, СПб., 1897. В у л ь ф и у с А., Что такое реформация?, ЖМНП, 1916, ч.61, №2. Е г о ж е, Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католич. Реформа, Пб., 1922. Г е й с с е р Л., История реформации, пер. С нем., М., 1882. К а р е е в Н.И., История Зап. Европы в новое время, т.2. Реформация и политич. Жизнь в XVI-XVII вв., СПб., 19043. Л а с к е в и ч А., Проповедь и проповедничество по Л., СПб., 1894. Л и х а ч е в а Е.О., Европ. Реформаторы, СПб., 1872. НЭС, т.25. М а р г а р и т о в С.Д., Лютеранское учение в его историч.

Развитии при жизни Л., М., 1895. Еп.М и х а и л (Мудьюгин), Реформация XVI в., как церк.-историч. Явление, БТ, 1971, сб.6. Н о в и к о в Е.П., Гус и Л., ч.1-2, М., 1859. О р л о в А., Л. И Цвингль, БВ, 1905, №11. П о п о в В., Мартин Л.- глава Реформации, БВс, 1983, №3. П о р о з о в с к а я Б.Д., Мартин Л., СПб., 1898. С м и р и н М.М., Л. И обществ. Движение в Германии в эпоху Реформации, в его кн. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии, М., 1978. С о л о в ь е в Э.Ю., Непобежденный еретик, М., 1984. G r i s a r H., Martin Luthers Leben und sein Werk, Freib., 1946. H a g e n K.A., Theology of Testament in the Young Luther, Leiden, 1974. K o o i m a n W.J., Luther and the Bible, Phil., 1961. NCE, v.8. ODCC, p.846-48.

RGG, Bd.4, S.480..

Значения в других словарях
Лютер

(Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония, — 18.2.1546, там же), глава бюргерской Реформации (См. Реформация) в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства (См. Лютеранство)). Родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Л. Поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богосл..

Лютер

Мартин (Luther) — великий германский реформатор, род. 10 ноября 1483 г. В Эйслебене, в Саксонии. Отец его, сначала простой рудокоп, сделался благодаря большой энергии и техническим знаниям уважаемым членом магистрата в Мансфельде, куда он переселился вместе с семьей. Старший сын, Мартин, видел еще тяжелые дни семьи. Воспитание его было суровое. К вечному страху грубого наказания присоединялись народные поверья о демонических силах, всюду подстерегающих человека. Унаследовав черты северогерманско..

Лютер

ЛЮТЕР Мартин (Luther, 1483-1546) - виднейший деятель немецкой церковной реформации, профессор теологии Виттенбергского университета. По происхождению - сын рудокопа.В 1517-1522 Л. Ведет агитацию за беспощадную борьбу с папским Римом и его приспешниками, с духовными и светскими князьями, предлагает «омыть руки в их крови». Когда же обнаруживается, что возглавленное им движение начинает перерастать в плебейски-революционное, Л. Предает своих недавних союзников - крестьянство и городское плебейств..

Лютер

Лютер, Мартин (1483 - 1546) - основатель лютеранской церкви, вождь религиозной реформации XVI века. Реформация представляла собой социальное движение, охватившее мелкую городскую буржуазию и широкие круги крестьянства и направленное против всех видов феодальной эксплоатации. Вследствие неразвитости общественных отношений и преобладания церковности во всех областях гражданской жизни, движение должно было неизбежно принять религиозную форму. Основной причиной Реформации был экономический гнет госп..

Лютер

(Luther), Мартин (10.XI.1483 - 18.II.1546) - деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. Протестантизма. Род. В г. Эйслебене (Саксония) в семье б. Рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок. В Эрфуртском ун-те, куда Л. Поступил в 1501, он поддерживал близкие связи с гуманистами, но не примкнул к ним. Радикальные гуманисты в борьбе с "папистами" добивались решения волновавших нем. Общество проблем путем развития светского образования, Л..

Лютер

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия (1512) Виттенберг-ского университета. Л. Начал реформу теологии, оставаясь на ее почве. Основные положения нового вероучения, положившие начало Реформации, Л. Впервые обнародовал в 95 тезисах против торговли индульгенциями католическим духовенством (31.10.1517). Позже его взгляды были изложены в работах "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе..

Людвиг

(Ludwig) Эмиль (1881-1948), нем. Писатель. Получил . Образование, работал журналистом. Автор ряда биографич. Трудов о Бетховене, Наполеоне, Шлимане, Гете (рус. Пер. 1965) и др. Став христианином в зрелые годы, Л. Написал книгу о жизни Христа ("Сын Человеческий, 1928), выдержанную в стиле других его художеств.-биографич. Произведений. В 1931 приезжал в Советский Союз. После прихода нацистов к власти эмигрировал в Швейцарию. Gesammelte Werke, Bd.1-5, Z., 1945.. ..

Лютард

(Luthardt) Кристоф Эрнст (1823-1902), нем. Евангелич. Богослов ортодоксального направления. Проф. Систематич. Теологии в Марбургском (с 1854) и Лейпцигском (с 1856) ун-тах. В своих трудах выступал против *рационализма и *отрицательной критики. Согласно Л., основные истины ВЗ сводятся к "трем великим мыслям. О едином Боге, о грехе человека и о спасении". Христианство было ответом на чаяния ВЗ. Но оно явилось в мир "не как философия, не как нравственное учение, а как исторический факт, как факт ли..

"Мессианская Тайна" В Евангелиях,

Усл. Обозначение того факта, что Христос, согласно *синоптикам, скрывал Свое мессианство, по крайней мере в начале Своей проповеди (напр., Мк 1:34). На "М.т." экзегеты обращали внимание уже давно, но сам термин ввел либеральный протестант *Вреде (1901), а затем *Швейцер А. (1901). Вреде исходил из распространенной среди рационалистич. Комментаторов гипотезы, согласно к-рой вера в Иисуса как Мессию возникла лишь после пасхальных явлений. По мнению Вреде, ев. Марк, стремясь согласовать эту веру с ..

"Мессианская Эра",

Усл. Обозначение историч. Периода между явлением в мир Спасителя и окончат. Завершением истории. В *допленный период идея "М.э." еще не находит четкого определения, ибо в пророчествах пришествие Мессии сливалось с эсхатологич. Преображением человека и всей твари (напр., Ис 11:1-9). В *иудействе *Второго Храма периода впервые звучит пророчество о временном пребывании Спасителя на земле, вслед за к-рым наступит полнота Царства Божьего. В частн., в 3 Езд 7:28 продолжительность "М.э." определяется в..

Дополнительный поиск Лютер Лютер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лютер" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лютер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа