Маздеизм И Библия

261

Термином М. Обозначается религия древнего Ирана, приверженцы к-рой почитали верховное Божество под именем Мазда, или Агурамазда (греч. Ормузд). Хотя культ Мазды существовал у иранцев издревле, М. В строгом смысле слова возник в результате проповеди жреца Заратустры (греч. Зороастр), пришедшего в Персию из Афганистана или Средней Азии. Время его жизни точно не установлено. Нек-рые историки датируют его 12-10 вв. До н.э., но большинство относят к 7 в. Если последняя хронология верна, Заратустра был современником пророков Софонии, Аввакума, Наума и Иеремии. Учение М. Изложено в свящ. Книге заратустрийцев А в е с т е. Ее древнейшая часть, по-видимому, восходит к самому Заратустре. Догматика Авесты недостаточно ясна и по сей день вызывает дискуссии книга( сохранилась не полностью).

Полагают, что Заратустра исповедовал одну из форм *монотеизма и считал Мазду единств. Высшим Божеством. Историч. Время рассматривалось им как эпоха борьбы между двумя противоположными богами второго порядка. Спента-Майнью и Ангра-Майнью. Первый олицетворяет свет, добро и правду, второй - тьму, зло и ложь. В конечном счете победа останется за светом. Т.о., М., в плане эсхатологич. Явился уникальным аналогом религии Библии. После смерти Заратустры образ Спента-Майнью слился с образом Мазды и М. Приобрел черты ярко выраженной дуалистич. Доктрины. В течение столетий он был государств. Культом Ирана, но затем в 7-8 вв. Его вытеснил ислам. Те, кто остался верен М., бежали в Индию, где в наст. Время существуют их потомки, составляющие общину "парсов" (ок.

129 тыс. Человек). Ок. 35 тыс. Последователей М. По сей день живет в Иране. Ветхозав. Мир впервые соприкоснулся с М. В конце *Плена периода, когда Иран стал угрожать Вавилону. С одной стороны пророки видели в персидском царе Кире, почитателе Мазды, помазанника Божьего (ср. Ис 45:1-2), а с другой - во 2-й части Ис можно усмотреть полемику против маздеистского *дуализма (Ис 44:6. 45:5-7. 48:13). С 538 по 332 до н.э. Иерусалим находился под контролем персов. Как полагает большинство совр. Экзегетов, господство Ирана оказало влияние на *иудейство, в частн., на его *ангелологию и эсхатологич. Образы *апокрифов ВЗ, особенно апокалиптических. Нередко сравнивают "семь святых ангелов" и Асмодея (Тов 3:8. 12:15) с "семью святыми духами" и демоном Айшма-дэва из Авесты.

Наиболее отчетливо маздеистское влияние ощущается в лит-ре *Кумрана, где есть учение о "двух путях" жизни. Дуализм иранской религии был переосмыслен гностицизмом как полярность духа и материи. Дух - от Бога, материя - от дьявола. Ветвью М. Является религия *манихейства. Переводы текстов Авесты, в кн. Алиханова Ю.М. И др., Литература древнего Востока, М., 1984. БВЛ, сер.1, т.1, М., 1973. ХДВ. Журн."Восток", 1924, кн.4. The Sacred Books of the East, Oxf., 1879-97, v.5, 18, 24, 37, 47. Г е н к е л ь Г., О влиянии маздаизма на развитие иудаизма, "Восход", 1900, №7-8. Д и л л о н Э., Дуализм в Авесте, СПб., 1881. Д о р о ш е н к о Е.А., Зороастрийцы в Иране, М., 1982. *Д ь я к о н о в И.М., История Мидии от древнейших времен до конца IV в.

До н.э., М.-Л., 1956. И с т о ч н и к о в М.К., Мнимая зависимость библ. Вероучения от религии Зороастра, Каз., 1897. К а ц е н е л ь с о н Л., Авеста и Библия, ЕЭ, т.1. М а к о в е л ь с к и й А.О., Авеста, Баку, 1960. М е н ь А. (С в е т л о в Э.), Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972. *Р а г о з и н а З.А., История Мидии, СПб., 1903. *С т р у в е В.В., Родина зороастризма, "Советское востоковедение", 1948, вып.5. Т о п о р о в В., Мазда, МНМ, 1982, т.2. Ф р а й Р.Н., Наследие Ирана, пер. С англ., М., 1972. *Х р и с а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, СПб., 1873, т.1. B o y c e M., Zoroastrians, L., 1979 (рус. Пер. "Зороастрийцы", М., 19882). I d., History of Zoroastrianism under the Achaemenians, Leiden, 1982.

D u c h e s n e - G u i l l e m i n J., Zoroastre, P., 1948. K l ( m a O., Zarathustra, Praha, 1964. *M o u l t o n J.H., Early Zoroastriаnism, L., 1913..

Значения в других словарях
"Мы-отрывки"

(англ. "we-sections"), усл. Обозначение тех разделов Деяний, где автор говорит от первого лица (16:10-17. 20:5-15. 27:1-28:16). По стилю они совпадают с прочими рассказами Деяний о путешествиях ап. Павла. Из текстов легко заключить, что "М.-о." писал спутник апостола, врач Лука. Это совпадает со свидетельством древней традиции о Луке как авторе Деяний (и, следовательно, 3-го Евангелия, продолжением к-рого являются Деяния) Попытки представить дело так, будто автор Деяний просто использовал дневни..

Магия И Библия

Под словом М. Подразумевается употребление спец. Обрядовых действий с целью принудить высшие силы служить интересам человека. В ВЗ понятию М. Соответствует евр. Слово кисеп - чары, ворожба (Исх 7:11,22. Втор 18:10), причем магич. Действия расцениваются *Законом как величайшее преступление, караемое смертью. В НЗ недвусмысленное осуждение магико-механич. Взгляда на дары Божьи содержится в ответе ап. Петра Симону Волхву, к-рый желал купить благодать за деньги (Деян 8:18-23). Отрицательное отношени..

Мазиус

(Masius) Андреас (1514-73), голл. Католич. Экзегет, один из основоположников *историко-литературного исследования Библии. Род. В Бельгии, получил в Лувене юридич. Образование, служил секретарем при еп.Иоанне Констанцском. Поселившись в Голландии, занялся вост. Филологией. Составил первую в Европе грамматику сир. Языка и словарь. Издавал *Таргумы. Эти работы М. Были включены в Антверпенскую *Полиглотту (1569-72). В исследовании об Ис Нав ученый развил предположение блж.*Феодорита о датировке книг..

Майер

(Meyer) Эдуард (1855-1930), нем. Историк и исследователь НЗ. Проф. Древней истории в ун-тах Лейпцига (с 1884), Бреслау (с 1885), Галле (с 1889) и Берлина (1902-23). Будучи одним из крупнейших специалистов в своей области, М. Подытожил труды неск. Поколений ученых в 5-томной "Истории древнего мира" ("Geschichte des Alterthums", 1884-1902). Он занимался также проблемами истоков мормонства и христианства. Являясь "по происхождению протестантом, оторвавшимся от всякой веры" (о.*Лев Жилле) М. Рассмат..

Дополнительный поиск Маздеизм И Библия Маздеизм И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маздеизм И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маздеизм И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа