Макарий (Мakјrioj) Великий

263

Прп. (кон.4 - первая треть 5 в.), грекоязычный егип. Подвижник и писатель, автор 50-ти "Духовных бесед". Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. С прп. Макарием Египетским (ок. 300 - ок. 390), однако мн. Исследователи, начиная с *Землера, ставили это под сомнение, т.к. В "Лавсаике" Палладия и др. Источниках, относящихся к Макарию Египетскому, о нем не говорится как об авторе "Бесед". В любом случае М. Писал до *Дионисия Ареопагита, иначе в его книге должны были бы найти отражение идеи "Ареопагитик". "Беседы" теснейшим образом связаны с Библией, к-рую М. Толкует аллегорически. Предпочтение иносказательной экзегезы, по словам архим. Киприана (Керна), "может быть отчасти объяснено влиянием близкой Александрии с ее аллегорич.

Восприятием Свящ. Писания, традицией Филона, памятью об Оригене и под., но что так же точно имеет свои корни в монашеской жизни самой пустыни". М. Стоит на позициях библ. *антропоцентризма. "Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог. "Сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу" ("Беседы", 15,20). Человеку присущи два аспекта образа Божьего. Первый - естественный, включающий способности человека, в том числе и его свободу. Второй - "небесный", помраченный Грехопадением и восстанавливаемый благодатью. Для М. Все заповеди и повествования Библии касаются внутреннего пути души.

Драма, в к-рой разворачивается история падения, спасения, созидания народа Божьего, преобразует индивидуальный путь верующего. В 47-й беседе, "Иносказательное истолкование того, что было под Законом", М. Пишет. "Во всем прежнем были образы и сени сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение было сению и образом нынешнего богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и стамна, и манна, и священство, и фимиам, и омовение, и вообще все, что было у израильтян и в Законе Моисеевом или у Пророков, - было ради сей души, по образу Божию созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы". Сказания о том, как праведники ВЗ испытывались долгим ожиданием, соответствует необходимости для души долго готовиться к принятию благодати (там же, 9).

Восприняв благодать, душа становится духовным ковчегом Божьим. Именно в этом ключе М. Объясняет видение прор.Иезекииля. В частн., он пишет, что "четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души", к-рая "соделалась Божьим престолом". Иными словами, обожение человека начинается тогда, когда "Сам Христос и носим бывает душою, и водит ее" (Беседа 1, "Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем", 2). M i g n e. PG, t.34. В рус. Пер. Преп. Отца нашего М. Египетского Духовные беседы, послания и слова, Серг.Пос., 19044. Б р о н з о в А.А., Преп.М. Египетский, его жизнь, творения и нравств. Мировоззрение, СПб., 1899, т.1. Архим.*Г р и г о р и й (Борисоглебский), Возрождение по учению преп.М.

Египетского, Серг.Пос., 1892. Иерод.О н у ф р и й, Мистика преп. М. Египетского. "Учено-богосл. И церк.-проповеднич. Опыты студентов КДА", 1914, вып.XII. [прот.*П а в с к и й Г.], Краткие историч. Сведения о св.М. Египетском и св. М. Александрийском, ХЧ, 1821, ч.2. Архим.П а л л а д и й Добронравов( Новооткрытые сказания о преп.М. Великом по коптскому сборнику, Каз., 1898. *Т у р а е в Б.А., Эфиопское аскетич. Послание, приписанное св.М. Египетскому, "Христианский Восток", 1915, т.4, вып.2. Q u a s t e n, Patr., v.1, p.161-66 (там же приведена иностр. Библиогр.). См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Макаризмы

(от греч. MakЈrioj, блаженный, счастливый) БИБЛЕЙСКИЕ, литературный *жанр свящ. Новозав. Письменности. Представляет собой перечень тех, на ком почиет Божье благословение и кому даровано блаженство. Важнейшие примеры. Девять М. В *Нагорной проповеди (Мф 5:3-11) и 7 М. В Откр (1:3. 14:13. 16:15. 19:9. 20:6. 22:7,14), ср. Также Рим 4:6,9. Гал 4:15.. ..

Макарий

Михаил( Федорович Оксиюк) митр. (1884-1961), рус. Правосл. Богослов. Род. В Подляшье (Польша). Окончил КДА (1911) и оставлен при академии на кафедре древнехрист. Литературы. После защиты магистерской дисс. ("Эсхатология св.Григория Нисского", К., 1914), получившей высокую оценку и признанной с тех пор классич. Трудом на эту тему, он был избран профессором КДА (1917). В 1914 в Киеве вышла монография М. "Учение ап. Павла об оправдании". Она внесла значит. Вклад в рус. Библ. *богословие. В 1918-22 ..

Маккавейские Книги

Четыре книги, названные по имени Иуды Маккавея (см.ниже), хотя о нем повествуется лишь в 1-2 Макк. Сохранились на греч. Языке. В Правосл. Церкви первые три книги отнесены к разряду *неканонических книг, а 4-я считается *апокрифом. У католиков первые две признаны второканоническими, а 3-я и 4-я отнесены к апокрифам. У протестантов все четыре считаются апокрифическими. 1-я МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА. Автор и датировка. Стилистич. И грамматич. Особенности книги указывают на существование евр. Оригинала. Ав..

Маккавейский

Николай Корнильевич (1864-1919), рус. Правосл. Писатель и педагог. Окончил КДА (1890), где впоследствии был проф. По кафедре педагогики. Магистерская работа М. "Археология истории страданий Господа нашего Иисуса Христа" (К., 1891) была посвящена внешним обстоятельствам Страстной недели. В соответствии с данными, собранными к кон. 19 в., автор исследовал *топографию Иерусалима и его окрестностей в евангельские времена, хронологию Страстей Христовых, привлекая сведения антич. И вост. Писателей, а ..

Дополнительный поиск Макарий (Мakјrioj) Великий Макарий (Мakјrioj) Великий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макарий (Мakјrioj) Великий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макарий (Мakјrioj) Великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 26 символа