Максим Исповедник

295

(MЈximoj Т `Omologht"j), прп. (ок.580-662), визант. Подвижник, борец за Православие. Род. В семье константинопольского аристократа. Получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как правительство перед лицом арабо-иранской угрозы начало сближение с вост. Нехалкидонскими церквами, приняв компромиссную христологию (монофелизм), М.И. Удалился от мира и постригся в монахи. Вначале жил в одной из малоазийских обителей, но затем покинул ее, чтобы принять участие в борьбе с ересью. Вместе с иерусалимским патр. Софронием и папой Мартином I он отстаивал Православие от посягательств императора-монофелита. В 653 М.И. Арестовали вместе с папой Мартином I по обвинению в государств.

Измене и подвергли пыткам. На допросах он говорил. "Я думаю не об единении или разделении римлян и греков, а о том, чтобы не отступить от правой веры". Сосланный во Фракию, он продолжал антимонофелитскую полемику, был вновь доставлен в Константинополь, где после пыток ему отрезали язык и руку. Скончался Исповедник в темнице на Кавказе (Мингрелия). Память М.И. Правосл. Церковь празднует 21 января и 13 августа. М.И. Был одним из выдающихся правосл. Мистиков, продолжавших традицию *Дионисия Ареопагита. Основные идеи его учения связаны с тайной Боговоплощения, к-рое совершилось ради обожения человеч. Природы. Бог воплотился не только потому, что человек пал, но потому, что обожение Адама входило в предвечный замысел Божеств.

Домостроительства. Эти основополагающие взгляды не позволили М.И. Мириться с христологией монофелитства, отступавшего от учения о Богочеловечестве. К экзегетич. Трудам М.И. Относятся его "Вопросы и ответы" (626), "Вопросы к Фалассию" (ок.630), разъясняющие "апории", отд. *трудные места Библии, "Вопросы к Феопемпту Схоластику". Кроме того, М.И. Написал толкование на 59-й псалом и на *Молитву Господню. Эти толкования во многом обусловлены традицией *александрийской школы. Главным для М.И. Был смысл таинственный, иносказательный. Слова Писания служили ему отправной точкой для возвышенного богословствования. Как отмечал патр.*Фотий, ответы М.И. "далеки от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов". По словам архиеп.

*Филарета (Гумилевского), из творений М.И. "видно, что он знаком был как с переводами Симмаха и Феодотиона, так и с Мишною и еврейским текстом Свящ. Писания". Весьма часто М.И. Прибегал к *аллегорическому методу толкования. Так, напр., он рассматривал милоть прор. Илии как образ умерщвления плоти, а прошение о хлебе насущном в Молитве Господней толковал в духовном смысле. Важно отметить учение М.И. О *богочеловеческой природе Свящ. Писания. В коммент. На "Отче наш" он писал. "Нельзя говорить, что благодать одна давала святым познание тайн. Иначе пришлось бы допустить, что пророки не понимали ничего из открытого им". В Откровении "Святой Дух производит в святых познание тайн не без естественной силы познания". В трактате "Тайноводство", следуя *Оригену, М.

Пишет. "Историческая сторона во всем Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, составляет тело, а смысл Писаний и цель их изображает душу". M i g n e. PG, t.90-91. В рус. Пер. О Богословии и воплощении Сына Божия, к Фаласию, ХЧ, 1830, ч.38, 1835, ч.1,2. Толкование на молитву "Отче наш", М., 1853. Тайноводство, в кн. Писания св. Отцов Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. Богослужения, I, СПб., 1855. То же, ЖМП, 1987, №4, 5, 7, 8, 10. Подвижнич. Слово, Четыреста глав о любви, Умозрительные и деятельные главы, - "Добротолюбие", М., 1900, т.3. Вопросоответы Фаласию, БВ, 1916, №5, 6, 1917, №1-3, 8-12. Еп. А л е к с и й (Дородницын), Прп. М. И., ВиР, 1905, №3. Е п и ф а н о в и ч С.Л., Прп. М. И. И визант. Богословие, К., 1915. Е г о ж е, Материалы к изучению жизни и творений прп.

М. И., К., 1917. Свящ.К е к е л и д з е К., Сведения грузинских писателей о прп. М. И., ТКДА, 1912, №9, 11. О р л о в И.А.,Труды св. М. И. По раскрытию догматич. Учения о двух волях во Христе, СПб., 1888. Св.М. И. Житие, пер., изд., и примеч. *Муретова М.Д., БВ, 1913-15. С и д о р о в А.И., Некоторые замечания к биографии М. И., "Визант. Временник", 1986, т.47. "Connaissance des P-res de lEglise", 1985, №17. NCE, v.9 (там же приведена иностр. Библиогр.). S h e r w o o d P., An Annotated Data - List of the Works of Maximus the Confessor, Roma, 1952. См. Ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Максим Исповедник

(греческое Ма́хimos Homologēte̅́s, латинское Maximus Confessor) (около 580, Константинополь, — 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613—614 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов (См. Монофелиты), которым покровительствовало правительство. В 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки. Умер в ссылке. Философские взгляды М. И. Окрашены сильным влиянием Ар..

Максим Исповедник

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662) - византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор "Ареопагитик". Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника - восстановить целостность своей природы и космоса. Оказал сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену и средневековую мистику.. ..

Максим Исповедник

Преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по про..

Максим Исповедник

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК> (около 580 - 662), византийский богослов, главный оппонент> монофелитов. В 653 арестован, в 662 подвергнут мучениям (отсечению языка и правой руки), сослан. Комментатор "Ареопагитик". Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника - восстановить целостность своей природы и космоса. Оказал сильное влияние на средневековую мистику.. ..

Максим Исповедник

Знаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей неустанной и энергичной борьбой против ереси монофелитской, изобретенной константинопольским патриархом Сергием и императором Гераклием и поддерживаемой их преемниками, а также всей тогдашней иерархией на Востоке (за исключением иерусалимского патриарха Софрония). Происходя от знатных родите..

Максим Исповедник

СВ. (ок. 580-662), родился в знатной семье в Константинополе. Оставив должность личного секретаря императора Ираклия, Максим поступил в монастырь в Хрисополе (Скутари), где впоследствии стал настоятелем. Всю свою жизнь он был стойким защитником верховенства папы Римского и главным противником монофелитов, обеспечившим на Латеранском соборе в 649 осуждение Типоса, монофелитского по духу указа, изданного императором Константом II. За это он поплатился длительным заточением и жестокими пытками. До ..

Максим Исповедник

(ок. 580 — 662 гг.) византийский богослов, монах, игумен Любовь к Богу (…) не терпит ненависти к человеку.Удобнее грешить мыслью, нежели делом.Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия. А расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия.Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого.Тщеславию монаха свойственно тщеславиться добродетелью.Если злопамятствуешь на кого, молись о не..

Максим Исповедник

Преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по про..

Максим Исповедник

(Maximos 'omologntns) (580-3.VIII.662) - визант. Богослов и церковно-политич. Деятель. Виднейший противник монофелитства и сторонник православия. При имп. Ираклии М. И. Состоял на гос. Службе, ок. 613-614 принял монашество. Значит. Часть жизни провел в Сев. Африке, организуя во мн. Городах сторонников православия для борьбы с монофелитством. Участвовал в Латеранском соборе 649 в Риме. В 653 был арестован по приказу визант. Императора. Осужден судом в Константинополе на ссылку. Умер в Лазике. Авт..

Маккензи

(MacKenzie) Джон, свящ. (р.1910), амер. Католич. Экзегет. Род. В г.Брэзил (США). До 1969 был членом Общества Иисусова. В 1942-60 преподавал Свящ. Писание в Вест-Баденском Колледже, в 1960-65 был проф. Ун-та им. Игнатия Лойолы, а в 1965-66 проф. Экзегетики в Чикагском ун-те (первый католик, занявший там эту должность). В католич. Богословии США М. Является пионером историко-критич. Изучения Библии и *новой исагогики. Своеобразие его творчества заключается в том, что он пишет гл. Обр. Не для специ..

Максим Грек

Михаил( Триволис), прп. (ок.1470-1555), правосл. Писатель, экзегет, переводчик Библии. Род. М.Г. В г.Арта (Эпир, Греция), в знатной греч. Семье. С ранних лет познакомился с классич. Лит-рой, и его интерес к ней укрепился после переезда в Италию (1492), где он сблизился с известными деятелями Ренессанса (*Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Альд Мануций). Под их влиянием получил свое завершение "христианский гуманизм" М.Г. Глубокое впечатление на М.Г. Произвели проповеди доминиканца *Савонарол..

Максимович

Иван Петрович, прот. (1807-61), рус. Правосл. Церк. Историк и *гебраист. Окончил КДА, где впоследствии был проф. По каф. Евр. Языка. М. Участвовал в подготовительной работе по изданию *син. Перевода Библии. Когда Свят. Синод обратился к духовным академиям с призывом начать переводы ВЗ, М. Было поручено перевести 1 Цар и Еккл. М. Успел перевести 19 глав Цар (ТКДА, 1861, №1-12), перевод Еккл вышел уже посмертно (ХЧ, 1861, т.2, №4). М. Принадлежит пер. Псалтири на украинский язык (1859). М о д з а ..

Малахии Пророка Книга

Каноническая книга ВЗ, входящая в сборник *Малых Пророков. Состоит из 4 глав. Об авторе М.п.к. Ничего не известно. Вероятно, даже его имя является символич. Псевдонимом (евр. Малеахи, или Малахи, Мой вестник, Мой посланник). Книга отражает кризис и упадок веры, к-рые пережила ветхозав. Церковь перед появлением в Иерусалиме Ездры. Люди утратили надежду на исполнение пророчеств и обетований. М.п.к. Состоит из диалогов между Богом, говорящим через пророка, и народом, задающим Ему вопросы. Таких диа..

Дополнительный поиск Максим Исповедник Максим Исповедник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Максим Исповедник" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Максим Исповедник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа