Манихейство И Библия

264

М. Называется учение, возникшее в Иране и претендовавшее на роль мировой религии. Основатель М. Мани (ок. 216-276 или 277) во время своих странствий по Востоку познакомился с христианством, буддизмом и брахманизмом, а также с гностическими доктринами. На их основе он создал религ. Систему, в к-рой гл. Роль играл маздеистский *дуализм и идея спасения. Проповедь Мани сначала нашла поддержку у шаха Шапура I, но противодействие зороастрийских жрецов принудило Мани бежать из страны. В изгнании он продолжал вести энергичную пропаганду своего учения. Когда же Мани возвратился на родину, он был арестован и казнен. После его смерти М. Получило широкое распространение - от Африки до Китая, хотя его преследовали и язычники, и христиане, и мусульмане.

К 13 в. М. Практически исчезло, но в измененном виде продолжало существовать в дуалистич. Сектах альбигойцев, павликиан, богомилов. Концепции Мани известны не только из полемики его противников, но и по его собств. Сочинениям на перс. Языке ("Живое Евангелие", письма и др.). В центре манихейской религии стояла проблема зла. Источником его считался автономный мир демонич. Сил, к-рые проникают в сферу духа, туда, где царствует верховный Бог, "Отец света". История мира представляет собой борьбу между светом и тьмой. Для преодоления тьмы "Отец света" время от времени отправляет на землю своих "посланников". К ним Мани относил как библ. Праотцев, пророков и Христа, так и Будду. М. Видело в человечестве единое существо, "Адама".

Миссия Христа заключалась в том, чтобы просветить "Адама" и помочь ему одолеть демонич. Силы. Конец историч. Эпохи завершится, согласно М., полным уничтожением материи, к-рая есть зло, и господством духа. За библ. Образами М. Стоят, т.о., представления, тесно связанные с гностицизмом и маздеизмом. Из буддизма М. Заимствовало веру в переселение душ (см. Ст. Метемпсихоз) В 4 в. М. Выступало активным соперником христианства. Против него писали прп. *Ефрем Сирин, свт.*Епифаний Кипрский и блж.*Августин, к-рый сам в молодые годы был манихеем. Д ь я к о н о в М.М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961. К а ц А.Л., М. В Римской империи по данным Acta Archelai, ВДИ, 1955, №3. Л у к о н и н В.Г., Кратир и Мани, ВДИ, 1966, №3. НЭС, т.25. Т о п о р о в В.Н., Мани, МНМ, т.2 (там же приведена библиогр.)..

Значения в других словарях
Мандеи

( от арам. Манда - знание), гностическая секта в совр. Ираке численностью ок. 1 тыс. Человек. Первые сведения о ней восходят к 8 в. Н.э. Более подробно Европа познакомилась в М. Во 2-й пол. 19 в. В 1915 и 1925 были впервые опубликованы переводы мандейских писаний, а затем, в 50-60-х годах к ним прибавились новые публикации. Эти тексты написаны на одном из диалектов *арамейского языка. Рукописи не старше 16 в., но сами писания возникли, видимо, на много веков раньше (6-7 вв.). По учению М., высше..

Манек

(Mаnek) Индржих (1912-77), чеш. Экзегет, священник Чехословацкой гуситской церкви. Окончил богосл. Фак-т им.Гуса в Праге (1937), ученик *Коваржа. После рукоположения служил в церкви г.Пардубицыш и на др. Приходах. С 1946 доктор богословия. В 1946-47 учился в Дареме (Англия). С 1948 инспектор гуситской ДС, а в 1950 стал проф. НЗ Пражского фак-та им.Гуса. Был членом международного Общества новозаветных исследований. Одна из гл. Работ М., "Трапеза с Иисусом" (1950), рассматривает генезис идеи *месс..

Манускрипты

(от лат. Libri manuscripti - книги, написанные от руки) БИБЛЕЙСКИЕ - см. Рукописи библейские.. ..

Манускрипты Мёртвого Моря

См.Кумранские тексты.. ..

Дополнительный поиск Манихейство И Библия Манихейство И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Манихейство И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Манихейство И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа