Нагорная Проповедь

313

Традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в Мф (5-7) и Лк (6:20-40). Название Н.п. Происходит от места, где, согласно Мф, Господь произнес эти речения ("взошел на гору", 5:1). Согласно Лк, проповедь была произнесена на равнине (6:17), причем отд. Речения, параллельные Н.п. Мф, помещены Лк вне связи с Н.п. Композиция Н.п. В Мф. 1) обетования блаженства. 2) старый Закон и новые заповеди. 3) милосердие, молитва и пост. 4) предостережение против житейской озабоченности. 5) предостережение против осуждения. 6) отд. Речения о благоговении, уповании, внешней и внутренней праведности. 7) притча о фундаменте дома как символический итог всей Н.п. Композиция Н.п. В Лк. 1) обетование блаженства нищим, алчущим, плачущим, гонимым.

2) горе богатым, пресыщенным, смеющимся и превозносимым. 3) заповедь любви к врагам. 4) заповедь против осуждения. 5) истинная и ложная праведность. 6) притча о фундаменте дома. Мф приводит Н.п. После рассказа о призвании учеников, а Лк - после избрания Двенадцати. Однако нет оснований считать, что Н.п. Была произнесена только для них (евангелисты прямо указывают на присутствие народа). Еще со *святоотеч. Периода высказывалось мнение, что в Мф и Лк переданы две различные, хотя и сходные, проповеди Спасителя. Но большинство толкователей, древних и новых, рассматривают оба варианта как передачу одного цикла речений. Скорее всего, Н.п. В целом не была произнесена одновременно. По словам еп.*Виталия (Гречулевича), ев. Матфей "хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность христианского учения, хотя в разных местах и в разное время преподанного" ("Подробный сравн.

Обзор Четвероевангелия", т.2, с.30). Анализ реконструиров. Семитич. Оригинала Н.п. Позволил выявить ее ритмическую форму. Мн. Речения имеют параллели в ВЗ и иудейском предании, но сущность Н.п. Отличается радикальной новизной, открывая новый этап в отношении между Богом и человеком. Обетования блаженства в Лк более кратки и имеют антитетическую структуру (напр., блаженны нищие и горе богатым). В Мф понятие нищеты и голода даны в расширенном понимании. "нищие духом" (термин, известный из *Кумрана), "алчущие и жаждущие правды". Это различие могло быть связано с тем, что Господь неоднократно повторял речения, сходные по смыслу. Антитетика Мф иная. Древнему Закону Божьему противопоставляется слово Самого Христа, Который таким образом свидетельствует о Своем высшем авторитете ("А Я говорю вам...").

Впрочем, осн. Часть антитез не есть полное отрицание, а возведение заповеди на абсолютную ступень. Запрет убийства восполняется осуждением гнева, запрет прелюбодеяния - требованием душевной чистоты. Брак возвращается к своему изначальному идеалу (ср. Быт 2:23-24. Мф 19:4-6). Требование блюсти клятву заменяется законом правды. Заповедь любви к ближнему восполняется заповедью любви к врагам. В свете этого становятся понятны слова Христа, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить (5:17), т.е. Дать ему окончат. Завершение, высшую полноту. "Остается, - пишет *Трубецкой, - самый трудный вопрос о непреложности "малейших заповедей" или закона обрядового. Признавая вместе с лучшими учителями Израилевыми универсальную сущность закона, выразившуюся в двух наибольших заповедях любви к Богу и к ближнему (Мк 12:28-34, Мф 22:34-40, Лк 10:25-28), установив, что "правда, милость и вера" составляют самое "веское" в законе, как бы центр его тяжести, Иисус не отменяет для Своего народа и "малейших заповедей".

Ветхий Завет, завет Ягве с Израилем помимо своего религиозного содержания имел и свое национальное значение, которое он сохранил для иудеев и до сих пор, хотя они и отвергли Новый Завет. Какое течение приняла бы история, если бы Израиль его принял и если бы он в своем целом исполнил свое религиозное мессианическое призвание, как его понимал Иисус, об этом мы гадать не станем. Несомненно только одно, что обращенные язычники, принявшие Новый Завет, не имели основания принимать национальный закон Израиля и посредством обрезания переходить в иудейство, которое в своем целом отвергло Христа во имя национального закона". Относительно практич. Значения Н.п. Существуют две точки зрения. Одни толкователи, преимущ.

Протестанты (напр., *Дибелиус), рассматривают ее как невыполнимый идеал, к-рый лишь обнаруживает нравств. Бессилие человека. Другие - как вполне осуществимую "программу". Подлинный ответ дают Слова Христа о спасающей силе Бога (Мф 19:25-26) и учение ап. Павла, согласно к-рому сам человек действительно не в силах выполнить волю Божью, но это становится реальным в укрепляющем его Иисусе Христе (Флп 4:13). Прот.*Б у т к е в и ч Т.И., Н. П., Харьков, 1893. Б о р о д и н П.М., Н. П. Господа нашего Иисуса Христа, М., 1899. В а й т Э., Размышления о Н. П. Иисуса Христа, Пг., 1915. В е р ж б и ц к и й Т.И., Закон Моисеев и Закон Евангелия, "Странник", 1898, ( 1. *В и н о г р а д о в Н.И., Н. П. Спасителя, вып. 1-5, М., 1892-94. Свящ.В о з д в и ж е н с к и й М., Идеал нравств.-христ.

Жизни и деятельности в изречениях Христовых о блаженствах, ПО, 1872, ( 2, 3, 4. *Г л а д к о в Б.И., Н. П. И Царство Божие, СПб., 1907. *З а р и н С.М., Заповеди Блаженства, Пг., 1915. *И н н о к е н т и й (Кременский), Н. П. Христа Спасителя, Астрахань, 1915. Прот. Н о р д о в В.И., Беседы на блаженства евангельские, М., 1843. Свящ.С е м е н т о в с к и й К., Учение Иисуса Христа о блаженстве, К., 1851. Свящ. *С м а р а г д о в В., Беседы о надежде и на молитву Господню и девять Еванг. Блаженств, СПб., 1854. *С м и р н о в А.В., Отношение еванг. Нравоучения к Закону Моисееву, Каз., 1893. *Т р е н ч Р.Ч., Н. П. Господа нашего Иисуса Христа, М., 1880. Т р о и ц к и й А.Д., Еванг. Блаженства, К., 1916. Т р о и ц к и й Ф.И., Нагорная беседа Иисуса Христа как божественная, Каз., 19072.

Т р у б е ц к о й С.Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906. Е г о ж е, Этика и догматика, Собр. Соч., М., 1908, т.2. Прот.Ф а в о р о в Н., О христ. Нравственности, ТКДА, 1879, ( 10, 12. C o a t e s T., The Sermon of the Mount for Today, Saint-Louis, 1975. C r o s b y M.H., Spirituality of the Beatitudes, Maryknoll (N.Y.), 1981. D a v i e s W.D., The Sermon on the Mount, Camb., 1966. D u p o n t J., Les Beatitudes, P., 1969. H a s t i n g s J. (ed.), Dictionary of the Bible, N.Y., 1909, Ex.v., p.1-44. *H u n t e r A.M., Teaching and Preaching in the New Testament, L., 1963. *J e r e m i a s J., The Sermon on the Mount, L., 1961. *M а n e k J., D(m na Sc(le, Praha, 1967. S t o t t J.R., Christian Counter-Culture, Pasadena (Calif.), 1979.

См. Также ст. Богословие библейское. Евангелия. Молитва Господня..

Значения в других словарях
Нагорная Проповедь

Проповедь Иисуса Христа, содержащая изложение сущности христианской морали, ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось, чтобы его члены отличались только внешними свойствами и признаками, как, например, происхождение от Авраама и обрезание, Христос, давая свой Новый Завет людям, ставит им условием достижения избранного общества только внутренние достоинства человека, определяемые десятью «блаженствами» — качествами душевного настроения. Сравнивая..

Нагорная проповедь

Так называется проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного. Она произнесена была на горе, которую исследователи отожествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от озера Галилейского), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Еванг. Мф. Гл. V — VII и Луки гл. VI, 17 — 49. Она начинается прямо с определения тех, кто мог сделаться членами новозаветного ..

Нагорная Проповедь

Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея.. ..

Нагорная проповедь

ПОНЯТИЕН.П. Называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7. Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. Короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строит-ве дома. Отрывки из Н.П. Встречаются во многих главах Ев. От Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложе..

Навилль

(Naville) Эрнест (1816-1909), швейц. Реформатский богослов и философ, один из предшественников экуменизма. Был проф. Философии в Женевской академии. Его книги и публичные лекции, посвященные *христологии и др. Важнейшим темам христ. Догматики, приобрели широкую популярность как в Европе, так и в России (их переводы печатались гл. Обр. В ПО). Вскоре после выхода "Жизни Иисуса" *Ренана Н. Прочел лекцию, в к-рой подверг критике осн. Филос. Тезисы Ренана. В своих трудах Н. Стремился показать, что Ев..

Наг-хаммадийские Рукописи

Коптские рукописи древних новозав. *апокрифов, найденные в Египте. Точная дата находки их неизвестна. В 1946 Каирский музей приобрел их у антиквара. Годом позже с ними познакомился франц. Историк и коптовед Жан Дорсес. Он датировал рукописи 3-4 вв. И лично попытался установить место находки. В 1948 поиски привели его к некрополю близ древнего г.Хенобоскиона (ныне Наг-Хаммади) на берегу Нила. Там находились пещеры отшельников, к-рые обитали в них с начала зарождения монашества. Дорсес предположил..

Назарянин

(евр. Ноцри), житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христ. Общины - назаряне (евр. Ноцрим, Деян 24:5). Впоследствии термин назаряне сохранили в качестве самоназвания нек-рые группы *иудео-христиан. Термин Н. Не следует смешивать со словом назорей (евр. Назир), к-рое обозначало члена древней ветхозав. Общины, хранившей традиции пастушеской жизни (Числ 6:2). Сторонники *мифологической теории отрицали существование Назарета, поскольку о..

Найда

(Nida) Юджин Альберт (р. 1914), амер. Протестантский библеист. Род. В Оклахома Сити (США). Окончил Восточную баптистскую семинарию в Филадельфии (1956). Доктор богословия (1943). Проф. Филологии в Саммаровском ин-те лингвистики (1937-53) и секретарь, ответственный за переводы, осуществляемые Американским библ. Обществом в Нью-Йорке (1943). Осн. Труды Н. Посвящены проблемам перевода Свящ. Писания. Ему принадлежат руководства для переводчиков библ. Книг, составленные на основе новейших достижений ..

Дополнительный поиск Нагорная Проповедь Нагорная Проповедь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нагорная Проповедь" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нагорная Проповедь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа