Нидерландская Библеистика

253

Изучение Свящ. Писания в Голландии и Фландрии (до отделения ее от Голландии). В Средние века Н.б. Развивалась слабо. Фактически она сложилась и обрела своеобразие на фоне расцвета нидерландской культуры в эпоху Гуманизма, Реформации и войны с Испанией за независимость. Республиканский дух, обилие религ. Толков и приверженность общества к свободе мнений придали Н.б. Радикальный оттенок, в какой-то мере сохранившийся вплоть до наших дней. У истоков Н.б. Стоит *Эразм Роттердамский, порвавший с методами схоластич. Науки и ориентацией на *Вульгату. Эразм выпустил в свет первое греко-лат. Изд. НЗ на основе 6 известных ему рукописей (1516). Он же положил начало научно-филологич. Изысканиям в области библеистики. Большую роль в формировании *текстуальной критики сыграли библ.

Публикации типографии *Эльзевиров (1624). Католику *Эстию, толкователю посланий, принадлежит инициатива отхода от схоластич. Библейской *герменевтики. Начало же *историко-литературной критике Библии в Нидерландах положил другой католич. Ученый, *Мазиус, к-рый ввел в *исагогику понятия "редактирования" и "компиляции" (1547). Протестантский богослов *Гроций, последователь *Арминия, предпринял анализ Писания как памятника истории и лит-ры (1642). С Нидерландами также связана деятельность протестантских библеистов *Капела и *Леклерка. Значительной вехой в истории Н.б. Стал "Богословско-политический трактат" *Спинозы (1670), к-рый выступил с развернутой аргументацией против Моисеева *авторства Пятикнижия. В 18 в. На Н.б.

Оказал определ. Влияние нем. Библеист *Эрнести. В этот период Н.б. Достигла больших результатов в сфере вост. Лингвистики (А.Схультеус, Х.Арент). Тогда же францисканец Вильгельм Шмидт (1704-70) перевел часть Библии с Вульгаты. В 1824 католик Ван Эсс (1772-1847) издал "Историю Вульгаты". Ведущим протестантским библеистом 19 в. В Голландии стал *Куэнен, последовательный сторонник *документарной теории, поддерживающий идеи *Велльхаузена. Эти идеи популяризировал библеист *Валетон, к-рый считал их вполне совместимыми с христ. Верой (ему принадлежит раздел о ветхозав. Религии в курсе "История религии", вышедшем под ред. П.Д.Шантепи де ла Соссей. Рус. Пер. Т. 1-2, М., 1899). *Либерально-протестантскую школу представлял в 19 в. Франц. Историк *Ревилль, бывший одно время пастором в Роттердаме.

Определ. Успех в Голландии имела и *мифологическая школа, ведущими представителями к-рой были теолог Абрахам Ломан (1823-97), теолог В.К.Ван Манен (1842-1905) и философ-гегельянец Герардус Болланд (1854-1922). Среди трудов 20 в. Следует отметить работы протестанта Ван *Унника, католика *Хаага и доминиканца *Гролленберга. Последнему принадлежат очерк *новой исагогики (1968) и "Библейский атлас", содержащий, кроме фотографий, обширный текст (1954). Богосл. Аспектам библеистики посвящены труды другого доминиканца, богослова *Схиллебекса, близкого к католич. Неомодернизму. Итоги католич. Н.б. Подведены в "Новом катехизисе" (т.н. "Голландский катехизис", 1966). Он был создан по инициативе голл. Епископата, с благословения кард.

Альфринка при участии Схиллебекса и др. Видных теологов. Переведен на ряд европ. Языков. Катехизис встретил серьезную критику со стороны высшего католич. Церк. Руководства, к-рая, однако, касалась не библеистики, а чисто догматич. Аспектов книги. Составители катехизиса целиком стоят на позициях новой исагогики, сочетая ее с утверждением богочеловеч. Природы Писания. "Оно все полностью, - говорится в катехизисе, - создано Богом и в то же время полностью создано человеком. Так музыка полностью исходит и от пианиста и от рояля. Когда творит Дух Божий, человек не остается пассивным. Именно тогда он и становится самим собой в полном смысле слова". Катехизис указывает, что *единство Библии обусловлено "присутствием единого Духа, вдохновившего всю Библию".

В то же время Писание отражает "разные уровни веры" в соответствии с этапами истории библ. Религии. Катехизис широко пользуется приемами *новой герменевтики, стремясь найти для выражения евангельского учения адекватный совр. Язык. Так, о Вознесении в катехизисе сказано. "Из Евангелия вовсе не следует, что Иисус, скрытый облаком от глаз апостолов, летел сквозь атмосферу, пока не достиг Отца. Христос во славе уже не должен, как мы, преодолевать расстояния. К тому же и Отец и "небо" вовсе не в высоте над землей. Направление вверх избрано лишь потому, что весь небесный свод, его свет и его свободные пространства лучше всего символизируют место, где пребывает Бог. Но понятие Отца, к Которому возносится Иисус, отнюдь не связано с определенным местом (Ин 4:24)".

*Д р е в с А., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, М., 1930. П и р е н н А., Нидерландская революция, М., 1937. П э й п е р Ф., Библ. Критика в Голландии, ХЧ, 1913, ( 11. Ш е й н м а н М.М., Голландский катехизис, ВНА, 1973, вып.14. Также обзорные труды *Крауса, А.*Швейцера, ст. О вышеуказанных библеистах и библиогр. К ст. Исагогика. Историко-лит. Критика библейская. Переводы Библии на новые европ. Языки (голл. Пер.). Экзегетика библейская..

Значения в других словарях
Нехристианские Свидетельства О Христе

Сообщения о жизни, учении и личности Христа Спасителя, исходящие от греко-римских и иудейских писателей 1-2 вв. Постановка проблемы. Рассматривая вопрос о Н.с. О Х., следует учитывать ряд специфич. Моментов. 1) С т. Зр. Греко-римских писателей непродолжительная проповедь некоего Учителя в далекой Галилее и Его казнь представлялись событиями незначительными. Они могли привлечь внимание только после того, как христианство заявило о себе как массовое движение. 2) Произведения многих антич. Авторов ..

Нечаев

Василий Петрович - см.Виссарион Нечаев( еп.. ..

Низен

(Nisin) Артюр (1918-61), бельг. Католич. Писатель. Род. В Эно. Был проф. Франц. Языка в Эйпене. Лауреат ряда лит. Премий. Выступал гл. Обр. Как публицист и лит. Критик. Автор переведенной на ряд языков "Истории Иисуса" ("Histoire de Jesus", Р., 1961). Н. Отмечал, что и либеральные теологи, и сторонники *"истории форм" школы ставят своей целью отыскать *"исторического Иисуса", Который был для них лишь Учителем веры. Но реконструированный ими Иисус-Учитель не мог бы породить христианство. Основани..

Низшая Критика Библейская

Другое название *текстуальной критики. В наст. Время термин Н.к. Почти вышел из употребления.. ..

Дополнительный поиск Нидерландская Библеистика Нидерландская Библеистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нидерландская Библеистика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нидерландская Библеистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 25 символа