"Осуществленная Эсхатология"

451

(англ. Realized Eschatology), одна из совр. Экзегетич. Теорий, относящаяся к истолкованию новозав. *эсхатологии. Впервые была сформулирована *Доддом в его книге "Притчи о Царстве" (1935), хотя его идеи частично предвосхищали др. Экзегеты (напр., *Трубецкой и *Оулдам). Согласно концепции Додда, приход Царства Божьего в мир в учении Христа Спасителя связывался не только с будущим, но осуществился уже в самом служении Христа, в Его проповеди, смерти и Воскресении. Свое обоснование теория "О.э." находит в Ев. От Иоанна, где сказано. "Ныне суд миру сему" (12:31), "суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (3:19). Иными словами, эсхатология Суда Божьего в Ин распространяется и на сами события еванг.

Истории. Либеральная критика, отвергнув историч. Достоверность Ин, изучала эсхатологию Евангелия только на основе *синоптиков. Сравнение эсхатологич. Речений Христа с *апокалиптической лит-рой *междузаветного времени привело ряд экзегетов (*Вайсса И., *Швейцера А.) к утверждению, будто Христос предсказывал скорый, в пределах одного поколения, конец мира (см. Ст. Эсхатологич. Школа). В противовес этой позиции Додд выдвинул идею "О.э.". Он проанализировал те места у синоптиков (в частн., притчи) к-рые принято считать наиболее древними. Он показал, что многие из этих притч подразумевают жизнь человека в обычных условиях, а не перед лицом наступающего конца света. Даже из эсхатологич. Речи на горе Елеонской (см. Ст. Малый Апокалипсис) явствует, что конец мира не наступит в момент разорения Иерусалима (повеление бежать в горы).

До завершения истории Евангелие должно быть проповедано "во всех народах", что, естественно, потребует немалого времени (Мк 13:10). Особо останавливается Додд на притчах, где присутствуют образы роста, созревания (зерно, дерево, закваска). Все это связано с длительным временем, а не с внезапной катастрофой. Но, с другой стороны, в синоптич. Традиции явно присутствует мотив неожиданности, кризиса, эсхатологич. Суда. "Мы стоим, - пишет Додд, - перед лицом двух аспектов в учении Иисусовом, один из которых рассматривает долгое существование человека в условиях истории, а другой предполагает скорое окончание этих условий. Радикальный критицизм волен исключить тот или иной аспект, но оба они глубоко укоренены в древнейшей известной нам форме традиции".

Разрешение этой *антиномии экзегет видит в осмыслении земного служения Христа. Именно Его приход положил начало мессианской эсхатологич. Эре, именно в Его лице Бог и Царство Божье вошли в недра истории. Эсхатологич. Речи Христа, используя традиционную символику апокалипсисов, не отодвигали Суд только в конец истории, а провозглашали его сегодняшней и вечной реальностью. Христос не только предсказывал наступление Царства, Он я в и л его и призвал в это Царство людей. Как Учитель и как страждущий *Служитель Господень, Он открыл миру Бога в Себе и в событиях Своей жизни. "Притчи о Царстве, - пишет Додд, - используют все средства драматической иллюстрации, чтобы помочь людям увидеть в этих событиях, происходящих у них на глазах.

Чудесах Иисусовых, Его призыве к людям и, в результате этого, в святости, осеняющей тех, кто идет за Ним, и ожесточении отвергших Его, в трагическом конфликте Креста и в бедствиях учеников, в роковом выборе иудейского народа и в грозящих катастрофах - увидеть, что Бог явлен им в Своем Царстве, в Своей силе и славе. Этот мир превратился в арену божественной драмы, в которой обнажены вечные вопросы. Это час решения. Это - осуществленная эсхатология". Концепция "О.э." не игнорирует футурологич. Аспект Евангелия, а подчеркивает актуальность Суда Божьего, к-рая возвещена в Ев. От Иоанна. Развитие идеи "О.э." нашло место и у ряда нем. Богословов (*Отто, *Бультман). *B u l t m a n n R., History and Eschatology, N.Y., 1957.

*D o d d C.H., The Apostolic Preaching and Its Developments, L., 1936..

Значения в других словарях
"Основной Документ"

(нем. Grundschrift), термин, употреблявшийся создателями *дополнений теории. Мнения об О.д. Среди экзегетов 1-й пол. 19 в. Радикально разошлись. Одни отождествляли его со *Священническим источником, другие - с *Яхвистом, третьи - с *Элохистом. В наст. Время принято считать, что традиция Яхвиста была зафиксирована раньше других (по *Олбрайту - в 10 в. До н.э.). О.д., как полагают, предшествовала более древняя общая традиция (см. Ст. "Основа" Пятикнижия). T h o m p s o n R.J., Moses and the Law in..

"Остромирово Евангелие",

Рукописное *"Евангелие апракос", переписанное в 1056-57 диаконом Григорием для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа), близкого к кн. Изяславу. О.Е. - один из древнейших церк.-слав. Библ. Списков, появившихся на Руси. Текст написан на пергаменте, содержит красочные миниатюры - изображения евангелистов и богато орнаментиров. Буквицы-инициалы. Из Новгорода оно было доставлено в Москву в Оружейную палату, а затем по указу Петра I перевезено в Петербург. В 1806 имп. Александр I переда..

"Отреченные Книги",

Древнерусское название *апокрифов, как раннехристианских, так и средневековых. Термин О.к. Соответствует греч. Понятию "отвергнутые книги", т.е. Такие, к-рые не признаны Церковью. Часть этих анонимных и псевдонимных писаний повествует о событиях библ. Истории. Одни содержат перевод или пересказ уже существовавших книг и *легенд, а другие являются продуктом древнерус. Лит. Творчества. Если первые важны для текстологич. Изучения древних апокрифов, то вторые представляют собой ценность для понимани..

Оберлен

Ауберлен (Auberlen) Карл Август (1824-64), нем. Протестантский богослов. Род. Близ Штуттгарта. С 1849 преподавал в Тюбингенском ун-те, а с 1851 до конца жизни состоял проф. Богословия в Базеле. Первоначально находился под влиянием идей *Гегеля и *тюбингенской школы, а в последние годы жизни был увлечен апокалиптич. Мистицизмом *Бенгеля, что отразилось на его толковании Кн. Даниила и Откровения (Базель, 1854). Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна, пер. С нем., Тула, 1882. ПБЭ, т.2, с.149. RGG, ..

Дополнительный поиск "Осуществленная Эсхатология" "Осуществленная Эсхатология"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Осуществленная Эсхатология"" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Осуществленная Эсхатология", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 28 символа