Откровение Библейское

262

Самораскрытие Божества и возвещение Им Своей воли человеку. По учению Церкви, Свящ. Писание в целом, как вдохновенное свыше, является письменной фиксацией О. (см. Ст. Боговдохновенность). В то же время в рамках самой Библии описаны многообр. Пути и средства, с помощью к-рых О. Приходит к людям. Т.н. "естественное" О. И библейское О. Библия не ограничивает О. Пределами народа Божьего (Церкви). Божество и Его воля в известной степени открываются и язычникам (Числ 22. Дан 4. Рим 1:18-20). Поэтому, по словам архиеп. *Иннокентия (Борисова), всякая религия "есть уже откровение". Даже если принять во внимание, что религ. Сознание язычества затемнено, "в умах некоторых людей оно может проясняться, очищаться и усовершаться до того, что сии люди в сравнении с другими могут почитаться светилами.

Если сии люди в состоянии передать свою религию другим, то религия, сообщаемая ими, есть также откровение. Таким образом, учение философов о религии есть особенный вид откровения Божия". Тем не менее характер этого "естественного откровения" иной, нежели в религии библейской. Язычеству на высоких ступенях развития свойствен м о н и з м, в к-ром Божественное имманентно миру, неотделимо от него. Отсюда всякое О. Мыслится внебибл. Сознанием как м а н и ф е с т а ц и я Божества или обнаружение Его Бытия, разлитого в мире. Библейское же О. Говорит о тайне трансцендентного, запредельного Бога, Который и н о п р и р о д е н твари. Внебиблейская мистика исходит из тождества мира и человека с Единым. В Библии открывается личностный Бог, абсолютно превышающий человека, никоим образом не тождественный ему.

Опыт ветхозав. Пророков показывает, что О. Может противоречить мыслям и желаниям самого боговидца. Библ. О. Не есть результат усилий человеческого духа постичь Реальность, а рождено опытом "вторжения" в тварный мир Бога, Который открывает Себя Сам. Почти всегда инициатива О. В Библии исходит от Бога. Различные аспекты понятия О. В Библии. Как показал *Барр, в Свящ. Писании нет того отвлеченно-богосл. Обобщающего понятия об О., какое позднее было выработано на его основе христианской мыслью. В Библии О. Всегда конкретно. Оно касается конкретных деяний Божьих в мире. Именно в этом смысле прор. Амос утверждает, что Бог не делает ничего, "не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (3:7). Библейское О. Подразумевает сокровенность Божества и Его замыслов, к-рые могут быть познаны только тогда, когда этого хочет Бог.

В О. Познаются. 1) веления Божьи, 2) грядущее, в плане воздаяния или в плане *сотериологии. Апокалиптич. Библ. Традиция сосредоточена на предвечном Божественном замысле, к-рый выявляется в О. Лишь в редких случаях О. ВЗ касается внутренней тайны Божества. Даже в перечислении свойств Господа (Исх 34:5-7) все они касаются отношения Творца к человеку. "Видение" Бога как такового людям недоступно, за редчайшими исключениями в форме *Теофаний, явлений *Славы (ср. Ис 6). Поэтому евангелист утверждает, что "Бога не видел никто никогда". Единственный, Кто явил Его - "Единородный сын, сущий в недре Отчем" (Ин 1:18). Когда Евангелие приоткрывает завесу внутрибожеств. Бытия, это совершается для конкретной цели, для указания людям пути жизни (Ин 17:21).

Библейское О. Характерно и тем, что его место и время четко определяются. Оно не есть некий перманентный процесс, а "вторжение" в мир Бога в переломные моменты истории. Таковы в ВЗ О. Аврааму, Моисею, пророкам. Те, кто жил после них, смотрели на данные им О. Как на явления уникальные. Именно поэтому Закон и Пророки стали мерилом религ. Жизни для последующих поколений. Сокровенный Бог г о в о р и л с людьми, но это не может повторяться слишком часто. Ездра в 5 в. До н.э. Уже не внимает непосредственно Слову Божьему, а обретает его в писанном законе. Во 2 в. Иуда Маккавей сознает, что время пророков миновало, хотя и надеется на приход пророка в будущем (1 Макк 4:44-46). Если в 8 в. До н.э. Пророческое О. Было обычной частью храмового богослужения, то в еванг.

Времена миссия Крестителя как пророка у многих вызывала удивление и сомнение (Ин 4:19 сл.). Следовательно, появление пророка рассматривалось уже как факт чрезвычайный. О. Во Христе знаменует начало новых О. В христианской среде вновь появляются пророки. Ап. Павел не только получает высшее О. О Христе и Его воле, но сверяет свои миссионерские пути с велениями Духа Божьего. Апокалипсис Иоанна, подобно ветхозав. Апокалиптике, открывает смысл историч. Событий, в к-рых действует Господь. Герменевтический аспект проблемы О. Говоря о своем О., прор. Иезекииль ясно дает понять, что зримые образы, к-рые использованы им в описании Славы Божьей, есть лишь "подобия". Небесный Ковчег овит "как бы светом пламени", и сам престол, стоящий на Ковчеге, также есть "подобие" (1:5-26).

Антропоморфные и натуроморфные образы Писания указывают на кенотический характер Теофании и самого О. Толкуя Библию, св. Отцы постоянно подчеркивали, что условный язык Писания не притязает на абсолютно точное изображение Божеств. Реальности. "Домостроитель нашего спасения, - пишет свт.*Василий Великий, - подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь" (О Св. Духе, 14). Свт.*Иоанн Златоуст подчеркивает, что "Дух Святой, двигавший устами пророка, говорит нам обо всем приспособительно к слабости слушающих" (Беседы на Быт, III). Сама *богочеловеческая природа Свящ. Писания обуславливает участие человеч. Творчества в *передаче О.

"Представить себе, что пророки бездумно повторяли то, что Бог им диктовал, так же невозможно, как представить себе, что писатели священных книг были простыми стенографистами" (*Маккензи). Сущность О. - в содержании провозвестия, а не в лит. Средствах, с помощью к-рых оно возвещалось. Поэтому *экзегеза Библии должна учитывать эпоху, литературные *жанры, особенности автора и обстоятельства написания свящ. Книг, чтобы адекватнее постигать сущность О. Библейского. Избегая крайностей *вербализма, православное толкование Слова Божьего отклоняет и подход к нему с исключительно историко-литературной т. Зр., ибо "в его исторически данной и временно обусловленной оболочке содержатся глаголы жизни вечной" (*Булгаков). Только двуединый метод, включающий историко-литературное и религ.-богосл.

Толкование, соответствует двуединому характеру Библии - Слова Божьего, облеченного в слово человеческое. *А в е р и н ц е в С.С., О., ФЭ, т.4. *Б е р д я е в Н.А., Философия свободного духа, Париж, 1927, ч.1. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Религия, ее сущность и происхождение, т. 1-2, Харьков, 1902-04. *Г л а г о л е в С.С., Сверхъестеств. О. И естеств. Богопознание вне истинной Церкви, Харьков, 1900. З а у э р Э., На заре искупления мира, Корнталь, 1988. Архиеп.И н н о к е н т и й (Борисов), О религии откровенной, Соч., СПб.-М., 1877, т.11. *К у д р я в ц е в - П л а т о н о в В.Д., Религия, ее сущность и происхождение, Соч., Серг. Пос., 1892, т.2, вып.3. Л о с с к и й Вл.Н., Догматич. Богословие, БТ, 1972, сб.8. *Л ю т а р д т Х., Апология христианства, пер.

С нем., Пг., 19152. Прот. М е н ь А., Истоки религии, Брюссель, 19812. Еп. *М и х а и л (Грибановский), Истина бытия Божия, вып.1, СПб., 1888. О., ЕЭ, т.12. О с т р о у м о в М.А., История философии в отношении к О., Харьков, 1886. *П а с к а л ь Б., Мысли о религии, М., 19022. *Р и г о Б., *Г р е л о П., О., СББ. *С о л о в ь е в Вл., О., НЭС, т.29. *С о л ь с к и й С., Сверхъестеств. Элемент в новозав. Откровении по свидетельству Евангелий и Посл. Св. Ап. Павла, К., 1877. Ш е с т о в Л., Умозрение и О., Париж, 1964. Иностр. Библиогр. См. В HTG, Bd.3, S.253. NCE, v.12, p.436. ODCC, p.1182..

Значения в других словарях
Острожская Библия

Первопечатная *церк.-слав. Библия, изданная в 1580-81 в г.Остроге (ныне Ровенская обл.). О.Б. Выпущена типографией кн. *Острожского трудами диак. *Федорова и его помощников. Подготовка издания прошла за предельно короткий срок. Редактором ее был, как полагают, ректор Острожской школы Герасим Данилович Смотрицкий. В основу текста издатели взяли список *Геннадиевской Библии, сверяясь при работе с евр. И греч. Рукописями, а также чешскими и польскими переводами. Были использованы и др. Зап. Издания..

Острожский

Константин Константинович (1526-1608), рус. Князь, киевский воевода, вокруг к-рого группировались ревнители Православия в зап.-рус. Крае. Был высокообразованным человеком широких взглядов. В 1578 в его Острожском замке была основана правосл. Школа и рус. Типография. Острожский центр ставил задачу повышать культурный уровень правосл. Духовенства, чтобы оно не уступало латинскому. Князь участвовал в Брестском церк. Соборе, постоянно защищал интересы православия. Он вел полемику против Брестской ун..

Откровение Св. Иоанна Богослова, или Апокалипсис

(/apokЈluyij), последняя книга Библии и единств. Пророческая по своему *жанру книга в *каноне НЗ. Написана на греч. Языке. Состоит из 22 глав. Каноничность. Откр не читается за богослужением Правосл. Церкви, что связано со сравнительно поздней датой канонизации книги. Раньше всего она была признана боговдохнов. На Западе. Св. *Иустин Философ, свт. *Ириней Лионский, свт. *Иларий Пиктавийский, свт.*Амвросий Медиоланский, блж. *Иероним, блж.*Августин, *Викторин Петавский ссылались на Откр как на кн..

Отрицательная Критика Библейская

Изучение Библии с целью подрыва основ христианства или религии вообще. Термин О.к. Библейская в богосл. Лит-ре 19-20 вв. Часто употребляется расширительно и неточно. Нередко к представителям О.к. Относили и верующих авторов, взгляды к-рых по частным вопросам расходились с общепринятыми. Так, к этой категории огульно причисляли всех, кто в той или иной мере разделял *документарную теорию происхождения *Пятикнижия, теорию неск. Авторов Кн. Исайи, а также о *двух (либо *четырех) источниках Евангели..

Дополнительный поиск Откровение Библейское Откровение Библейское

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Откровение Библейское" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Откровение Библейское, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 21 символа