Ричль

285

(Ritschl) Альбрехт (1822-89), нем. Протестантcкий экзегет и богослов, основоположник одного из гл. Направлений *либерально-протестантской школы экзегезы. Род. В семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском ун-тах. Одно время был близок к ортодоксии *Толука, затем увлекся концепциями *тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Р. Оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Р. Был "человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям" (В.Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии. Путеводителями для Р. Стали И.Кант и *Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека.

"Только познание из опыта, - утверждал он, - возвышается к действительности". Этот принцип наметился уже в его ранней работе "Как учит Новый Завет о нашем Богопознании" (1843). Тогда же обнаружилась тенденция Р. Резко противопоставлять Новый Завет Ветхому (истинный Бог явлен только в НЗ, точнее, в личности Христа). Согласно Р., мы не в состоянии проникнуть в тайну Бога естественными средствами разума, но можем познать Его через Иисуса Назарянина. В отличие от старых рационалистов, Р. Придавал большее значение Самому Христу, чем Его учению. Свою *христологию Р. Формулировал след. Образом. "Доктрина о том, что в Иисусе Бог стал человеком, имеет целью привлечь наше внимание к Нему. Из этого, впрочем, не следует, что мы все, чтобы стать христианами, обязаны верить в Иисуса как Бога.

Напротив, мы должны видеть в Нем человека, Который действовал на других так, что они признали в Нем вочеловечившегося Бога". Божественность Христа проявилась, в частн., в том, что Он принес людям Весть о Царстве Божьем (Р. Понимает это Царство как духовно-нравств. Идеал жизни на земле). Отрицая догмат Богочеловечества в его традиционной форме, Р. Тем не менее пишет о Христе. "Благодаря тому, что Он сделал и претерпел ради моего спасения, Он мой Господь и я почитаю Его как Бога". Полемизируя с крайностями тюбингенцев, Р. Постепенно отходит от экзегетики и с 50-х гг. Переходит к чисто богосл. Проблематике. Он занимает каф. Теологии в Бонне (1852-64), а затем в Геттингене (с 1864), где и остается до конца дней. Несмотря на противоречия в его концепциях, к-рые вызывали критику справа (*Хенгстенберг, *Лютард и др.) и слева (*Пфляйдерер и др.), ричлианство привлекает мн.

Последователей из среды протестантов. Наиболее известные среди них. *Гарнак (зять Р.), *Шюрер, *Сабатье, Вильгельм Геррманн (1846-1922), Эрнст Трельч (1865-1923) и др. (см. Их статьи в сб. "Христианство в освещении протестантских теологов", СПб., 1914). Отмечают две причины этого успеха Р. Во-первых, он опирался на агностическую гносеологию модного в тот период неокантианства, а во-вторых, многим казалось, что Р. Освободил христианство от всего ему чуждого (в частн., от ВЗ и догматич. Онтологии) и тем самым сделал его неуязвимым для нападок "новейшего знания". Однако после 1-й мировой войны "ричлианство" стало терять свою популярность. Против него выступили не только православные и католики, но и видные протестанты (напр., *Барт).

В конечном счете Р. Не мог удовлетворить ни рационалистов, ни церковно-мыслящих богословов. Для первых был неприемлем его абсолютный субъективизм, а для вторых - его разрыв с догматич. Преданием Церкви. Хотя Р. Защищал НЗ от *гиперкритицизма тюбингенских экзегетов, он фактически разрушал веру в объективный смысл евангельского провозвестия. Делая упор на "чувстве" и "внутреннем опыте", он недооценивал значение соборного опыта Церкви и разума, к-рый призван осмыслять всякий опыт, в том числе и опыт веры. Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas, Tub., 1846. Die christliche Lehre, Bd.1-3, Bonn, 1870-74. Theologie und Metaphysik, Bonn, 1881. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Учение Л.Э.Раувенгофа, Фойгта и Р.

О религии, ВиР, 1903, ( 17. Б у т р у Э., Р. И радикальный дуализм, в его кн. Наука и религия в совр. Философии, пер. С франц., М., 1910, ч.2. И л ь и н с к и й В.П., Новое направление в нем. Богословии, ПО, 1889, №11/12. К е р е н с к и й В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз., 1903. П а в л о в и ч А.Л., Движение богосл. Мысли в современной Германии, ХЧ, 1897, №1. *П о к р о в с к и й А.И., Протестантизм в XIX в., в кн. История христианской Церкви в XIX в., СПб., 1900, т.1. N e u f e l d K., Albrecht Ritschl, in. Klassiker der Theologie, Munch., 1983, Bd.2, S.208-20. Проч. Иностр. Библиогр. См. В NCE, v.12, p.522. ODCC, р.1189. RGG, Bd.5, S.1114..

Значения в других словарях
Ритуальный Декалог

Условное обозначение свода десяти заповедей в Исх 34:14,17-26, включенного в источник *Яхвиста. Он существенно отличается от *этического Декалога (Исх 20, Втор 5), называемого также элохическим Декалогом. Основное содержание Р.Д. Обрядовое. Запрещается делать литых богов, заповеданы праздник опресноков, приношение Богу первенцев, соблюдение субботы, праздника жатвы. Запрещается "варить козленка в молоке матери его". Мнение, высказанное еще в 18 в. И.В.Гете, что это и был подлинный Декалог Моисея..

Ричардсон

(Richаrdson) Алан (1905-75), англ. Богослов и библеист. Высшее образование получил в Ливерпульском ун-те. Рукоположен в 1929. Преподавал в Оксфорде. Был капелланом Ливерпульского собора, состоял секретарем Студенческого христианского движения в Ливерпульском ун-те. С 1949 читал лекции в Ньюхевенской ДС (США). В 1953-64 был проф. Христ. Богословия в Ноттингенском ун-те. С 1964 - декан Йоркский. Под его ред. Вышли "Богословский словарь библейских понятий" ("А Theologicаl Word Book of the Bible", L..

Риччотти

(Riсciotti) Джузеппе, аббат (1890-1964), итал. Католич. Библеист и церк. Историк. Род. В Риме. В 1906 вступил в Конгрегацию латеранских каноников. Рукоположен в 1913. С 1938 аббат. В 1935-46 был генеральным прокуратором Конгрегации. Параллельно преподавал в Риме, Генуе и Бари семитские языки (с 1953 проф.). Р. Занимался проблемами истории сир. Церквей. Мировую известность принесла ему тетралогия по библ. Истории, переведенная на ряд европ. Языков. Она состоит из "Истории Израиля" ("Storia dIsrae..

Ришар

(Richard) СЕН-ВИКТОРСКИЙ, аббат (yм. 1173), фpaнц. Католич. Мистик и толкователь Писания. Ученик *Гуго Сен-Викторского. Род. В Шотландии. Был настоятелем Сен-Викторского м-ря (Париж) и профессором монастырской школы. Развивал учение о познании как о многоступенчатом восхождении к высшему созерцанию. Написал ряд мистич. Толкований к Библии. В них Р. Широко применял *аллегорический метод, используя темы свящ. Истории для духовных медитаций. M i g n e. РL, t.196. The Twelve Patriarchs. The Mystical..

Дополнительный поиск Ричль Ричль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ричль" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ричль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа