Родословия Иисуса Христа В Евангелиях И "Братья Господни"
Родословия Христа содержатся в Мф 1:1-I6 и в Лк 3:23-38. По общему мнению толкователей, эти два родословия, подобно другим библ. Генеалогиям, преследовали определ. Богосл. Цель. В данном случае евангелисты хотели наглядно подчеркнуть мессианское происхождение Иисуса Христа от рода Давида, получившего обетование (2 Цар 7:12 сл.). 1) Особенности родословия. В Мф родословие ведется от Авраама ко Христу, в Лк оно начинается с Христа и восходит к Адаму (в этом видят черту универсализма Лк). У обоих евангелистов списки имен между Авраамом и Давидом, за малыми исключениями, тождественны. Далее же идут различия. Ев. Матфей называет предками Христа царей Давидовой династии, ев. Лука - царских потомков, не занимавших престол (иерусалимские цари имели гаремы и поэтому, кроме монархов, существовало множество частных лиц, бывших "сынами Давида" по происхождению).
Расходится список и тех имен, что относятся ко *Второго Храма периоду. Генеалогия Мф явно подчинена закону *символических чисел и делится на 3 периода по 14 поколений каждого (1:17). C этой целью евангелист опустил ряд имен, известных из ВЗ. "Прием этот несколько искусственен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев" (*Фивейский). Оба родословия ведутся по мужской линии, но у ев. Матфея приведены и 4 женщины. Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия. По одному мнению, все они были иноплеменницами (что несомненно только для хананеянки Раав и моавитянки Руфи). По другому же - евангелист хотел включить в генеалогию грешниц (Фамарь, Раав), чтобы подчеркнуть земное уничижение Христа. 2) Происхождение родословий в лит.
Отношении вполне понятно. Евангелисты имели перед собой примеры многочисл. Родословий в ВЗ, к-рые также служили для выражения определ. Мысли. Источниками евангелистов могли быть семейные архивы, о существовании к-рых свидетельствует *Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 7. Ср. Его автобиографию, I,1-6). Но остается вопрос о причинах различий обоих родословий. Этот вопрос является одним из *трудных мест Библии и окончательно еще не разрешен. 3) Гипотезы о различиях в родословиях. Существует три попытки решить эту проблему. А) Евангелисты не располагали подлинными документами и измыслили оба родословия, основываясь преимущ. На B3. Нo не говоря о том, что такой взгляд неприемлем для христ. Подхода к Библии, остается нерешенным, как случилось, что тот евангелист, к-рый писал позже, не повторил предшественника, а дал собств.
Генеалогию. Б) В 3 в. *Юлий Африкан, живший в Палестине, выдвинул предположение, что различия в родословиях обусловлены левиратными браками среди предков Спасителя (при таких браках брат женился на вдове умершего брата, и сын становился его потомком "по закону"). Это мнение Африкан изложил в своем письме к Аристиду (см. *Евсевий Кесарийский. Церк.Ист.I, 7). В) Согласно гипотезе, предложенной итал. Гуманистом Анниусом Витербосским (1432-1505), родословие в Мф относится к Иосифу Обручнику, а родословие Лк - к Богоматери. Эта гипотеза имеет сейчас много сторонников, особенно среди правосл. Экзегетов. Проблема "братьев" и "сестер" Господних. В НЗ упоминается не менее 6-ти лиц, к-рые названы "братьями" и "сестрами" Иисусовыми.
Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы. Братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (Мф 13:55-56. Мк 6:3). B Мф 27:56 матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в Мк 15:40 об этой Марии говорится как о "матери Иакова меньшого и Иосии". Ев. Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа "братья" Его "не веровали в Него" (7:5), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (Деян 1:13-14). Ап. Павел говорит о братьях Господних и в частн. Об Иакове, к-рый с 40-х гг. Стал руководителем Иерусалимской христ. Общины (см. Ст. Иакова ап.Послание). Ни в церк. Преданиях, ни в библ. Исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой.
Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд нек-рых протестантов, согласно к-рому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист *Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа "Сыном Марии", потому что Он был известен "как единственный сын вдовы". Начиная с первых веков христианства, высказывалось неск. Предположений о братьях Господних, ни одно из к-рых не стало господствующим. А) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова (см. Ст. Апокрифы) *Ориген, *Климент Александрийский, свт.*Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.
Б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. Приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В Ин 19:25 названа некая Мария Клеопова (т.е. Жена Клеопы), к-рая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя нек-рые экзегеты считают, что в словах "сестра Матери Его, Мария Клеопова" речь идет о двух женщинах. Древние церк. Предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж.*Иероним и блж.*Августин. Противники его ссылались на то, что греч. Слово ўdelfo.
Означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитич. Основе Евангелий. В евр. Языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. Быт 13:8. 19:15. 3 Цар 12:24 и др.). В) Согласно гипотезе Ренана и рус. Правосл. Историка *Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда (см. Ст. Иуды ап.Послание) были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и "сестры" Иисусовы - детьми Клеопы, Марии. Свт.*Г р и г о р и й Б о г о с л о в, Родословие Христово, Твор., СПб., 1912, т.2, с.298 сл. Прп.*И о а н н Д а м а с к и н, О родословии Господа и св. Богородицы, ХЧ, 1841, т.I. *А н д р е е в И.Д., Братья Господни, НЭС, т.7.
Б е р з е ц о в с к и й Н., Родословие Господа нашего Иисуса Христа, ДЧ, 1870, т.III. *Б о г о с л о в с к и й М.И., Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по евангелиям св. Апостолов Матфея и Луки, Каз., 1893. *Г е о р г и й Ярошевский( Теория проф. А.П.Лебедева о Братьях Господних, Харьков, 1907. Д о б р о в о л ь с к и й И., Два родословия Спасителя, Каз., 1897. *К о з а р ж е в с к и й А.Ч., Источниковедч. Проблемы раннехрист. Лит-ры, М., 1985. Л е б е д е в А.П., Братья Господни, М., 1905. *Л о в я г и н Е., Родословие Господа нашего Иисуса Христа, ХЧ, 1864, т.III. М е р з л ю к и н А.С., Родословие Пресвятой Девы Марии и происхождение "братьев Господних", Париж, 1955. *М у р е т о в М.Д., Родословие Христа, М., 1904.
Р е н а н Э., Евангелия. Второе поколение христианства, СПб., [1907], репр. М., 1991. Приложение. *D а n i №l о u J., Les Evangiles dе lEnfance, Р., 1967. *J е r е m i а s J., Jerusalem in the Time of Jesus, L., 1969. См. Также cт. Евангелия..
Дополнительный поиск Родословия Иисуса Христа В Евангелиях И "Братья Господни"
На нашем сайте Вы найдете значение "Родословия Иисуса Христа В Евангелиях И "Братья Господни"" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Родословия Иисуса Христа В Евангелиях И "Братья Господни", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 57 символа