Святоотеческая Экзегеза, или Патристическая

271

Толкование Библии св.отцами и учителями Церкви. В правосл. Традиции отцами и учителями принято называть священномучеников, святителей и подвижников, в своих трудах наиболее полно выразивших сущность церк. *Предания. В большинстве своем это писатели древнехрист. И раннеср.-век. Времени, хотя к числу св.отцов относят и нек-рых писателей последующих эпох. Святоотеческое наследие является основополагающим в области правосл. Догматики, аскетики, *богослужения, каноники и библеистики. Хронологически история С.э. Делится на два больших периода. А н т и ч н ы й (1-5 вв.) и в и з а н т и й с к о - р у с с к и й (6-19 вв.). В свою очередь, в античном периоде различают две эпохи. Доникейскую, или раннехристианскую (кон. 1 - нач. 4 вв.), и классическую, или "золотой век" церк.

Письменности (нач.4 - нач.5 вв.). Существуют и другие периодизации истории святоотеческой лит-ры. Так, напр., архиеп.*Филарет (Гумилевский) насчитывает 5 ее периодов. А) время Мужей Апостольских и Апологетов (70-312), б) время христологич. Споров (312-620), в) время иконоборчества (620-850), г) поздневизантийский период (850-1453), д) время после падения Византии. Следует отметить, что в правосл. Традиции отцами Церкви называются святые писатели, а учителями - те, кто не был канонизирован. В католич. Же традиции отцами называют христ. Писателей до 8 в., а последующие именуются учителями Церкви. Обычно в богосл. И историч. Науке термином "патристика" обозначают творения св.отцов и учителей античного периода. Ниже будет дан обзор С.э.

Именно этого времени, а о др. Периодах см. Ст. Греческая библеистика. Русская библеистика. Отцы Церкви не были первыми толкователями Писания. В какой-то мере они использовали труды иудейских комментаторов (в частн., *Филона и *Иосифа Флавия) и экзегетические приемы античных авторов, толковавших древнюю греко-римскую лит-ру (см. Об этом в труде *Хэтча "Влияние греч. Идей и обычаев на христианскую Церковь"). Но гл. Источником С.э. Был духовный опыт св.отцов, мысль к-рых была просвещена молитвой и подвигом. Кроме непосредственно экзегетического, герменевтического, догматического и назидательного значения, наследие С.э. Играет немалую роль и в текстологии Свящ.Писания. Библейские цитаты из творений отцов и учителей Церкви важны для изучения истории свящ.

Текста и его передачи, поскольку эти творения могут быть точно датированы и помогают установить древние варианты чтения. В библ. Текстологии принято пользоваться критич. Изданиями св.отцов, поскольку в прочих изданиях их цитаты часто перефразированы. Примером собрания ранних святоотеч. Цитат является "Синопсис" Четвероевангелия *Аланда (1964). Однако полного собрания всех патристических цитат из Библии еще не существует. Даже 16-томный рукописный "Index Patristicus" англ. Богослова Уильяма Бэргона (1814-88), хранящийся в Британском музее, не может считаться исчерпывающим, хотя и содержит 86489 цитат. 1. Доникейский период. Отцы и учители Церкви, жившие в период, непосредственно примыкающий к веку апостолов, именуются *Мужами Апостольскими, или Апостольскими отцами (кон.

1 - 1-я пол. 2 вв.). От них не дошло последовательных толкований библ. Книг, но в полемике с язычеством, гностицизмом и *иудаизмом они затрагивали мн. Экзегетич. Проблемы. Их творения содержат древнейшие сведения о происхождении свящ. Книг и их канонизации (свт.*Климент Римский, сщмч.*Игнатий Антиохийский, *Гегезипп, *Папий, сщмч.*Поликарп Смирнский и др.). Полемический характер носили и писания апологетов 2-3 вв. (св.*Иустин Мученик, *Татиан, свт.*Феофил Антиохийский, свт.*Ириней Лионский и др.), к-рые боролись с гностицизмом, учением *Маркиона и др. Ересями. Важные сведения о *каноне содержатся в уцелевших фрагментах апологета *Мелитона Сардийского. Отдельным библ. Темам посвящены труды *Климента Александрийского и сщмч.*Мефодия.

Одним из первых комментаторов Писания, толкования к-рого дошли до нас, был свт.*Ипполит Римский. Основу научной (историко-филологич., текстуальной и богословской) С.э. Заложил преемник Климента Александрийского *Ориген. От него ведет начало *критика библейская, и его труды оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Ориген был представителем *а л е к с а н д р и й с к о й ш к о л ы экзегезы, отдававшей первенство *аллегорическим методам толкования Библии. Напротив, *а н т и о х и й с к а я ш к о л а экзегезы, основанная сщмч.*Лукианом, предпочитала историческое, буквальное толкование. 2. Классический период. В этот период антиохийское направление имело наибольшее число сторонников. Среди них *Диодор Тарсийский, *Евсевий Эмесский, *Полихроний Апамейский, свт.*Иоанн Златоуст, свт.*Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский, прп.*Исидор Пелусиот и др.

К той же школе относится и *Феодор Мопсуестский, богословские теории к-рого были позднее осуждены Церковью. По своим исходным установкам к антиохийской школе близки с и р и й с к и е ш к о л ы Нисибина и Эдессы (прп.*Ефрем Сирин, *Раббула и др.). Первый труд по введению в Свящ.Писание принадлежит сир. Монаху *Адриану Антиохийскому, автору самого термина *"исагогика". Взгляды александрийской школы в 4 в. Выражал свт.*Григорий Нисский, одновременно примыкавший к т. Н. К е с а р и й с к о й т р а д и ц и и, представленной его братом свт.*Василием Великим и свт.*Григорием Назианзином. Эта традиция стремилась примирить т. Зр. Школ Александрии и Антиохии. Для вопроса о каноне большое значение имеют труды свт.*Афанасия Великого, *Евсевия Кесарийского, свт.*Амфилохия Иконийского, свт.*Епифания Кипрского.

Классиком л а т и н с к о й С.э. Считается блж.*Иероним, усвоивший филологич. И критич. Методы Оригена. Элементы аллегорич. Экзегезы были введены на Западе свт.*Иларием Пиктавийским, свт.*Амвросием Медиоланским и *Евхерием Лионским. Итог античной лат. С.э. Был подведен блж.*Августином, к-рый предпринял попытку точно сформулировать правила библ. Герменевтики. 3. Основные принципы С.э. С нач. 2 в. Перед отцами и учителями Церкви встали две задачи. А) сформулировать догматич. И нравств. Истины христианства на языке своего времени и б) рецептировать элементы тогдашней греко-римской культуры для толкования церк. Вероучения и Библии. Выполнению этих задач немало способствовали энциклопедич. Знания, к-рыми обладало большинство св.отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3-4 вв., они своим образованием значительно превосходили современных им языческих философов и писателей.

Несмотря на различие школ, методов, интерпретаций текста и частных мнений св.отцов, можно выделить 10 основных принципов, свойственных С.э. А) Вера в *боговдохновенность Библии является общим и незыблемым убеждением в с е х св.отцов. Уже первый по времени из Мужей Апостольских, свт.Климент Римский, называет Писание "истинными глаголами Духа Святого" (1-е послание к Коринфянам 45). Б) *Богочеловеческий характер Свящ.Писания. Это понятие утвердилось в святоотеч. Библеистике не сразу. Ранние церк. Писатели еще склонялись к *вербализму. Но уже в 3 в. Свт.*Дионисий Великий, сравнивая Ин и Откр, недвусмысленно указал на роль свящ. Писателей как авторов, со свойственными им особенностями языка и способами выражения. С 4 в.

Св.отцы более не сомневались в том, что Библия есть одновременно и Слово Божье, и слово человеческое. В частн., блж.Иероним замечал, что "Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией", т.е. Признавал зависимость лит. Формы библ. Книг от индивидуальных особенностей их авторов. В) Библия как часть Свящ. Предания Церкви. Для С.э. Евангелие является церк. Книгой по преимуществу, к-рой предшествует живое апостольское слово, восходящее к Самому Господу Иисусу. Так, отвергая спекуляции гностицизма, свт.Ириней Лионский ссылался на "предание, к-рое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемство пресвитеров" (Против ересей, III,2,2). От Иисуса Христа и апостолов Церковь принимает и авторитет ВЗ. Для того чтобы отделить подлинное Предание от "преданий человеческих", необходимо, по учению св.отцов, ориентироваться на Библию.

Свт.Кирилл Иерусалимский в связи с этим писал. "Не верь даже мне, когда говорю тебе просто, если не будешь иметь доказательств моих слов из Писания" (Огласительное поучение, IV, 17), а свт.Иоанн Златоуст в 4-й Беседе о Лазаре восклицает. "Хотя бы мертвый воскрес, хотя бы ангел сошел с неба - более всего должно верить Писанию". Г) Единство Библии. На попытки иудаизма, гностицизма и Маркиона отсечь Новый Завет от Ветхого, С.э. Отвечает исповеданием веры в единство Духа Божьего, вдохновившего авторов обоих Заветов. Различие Заветов, согласно св.отцам, обусловлено поступательным характером *истории спасения, в ходе к-рой христ. Церковь становится новым Народом Божьим. ВЗ был преддверием, *прообразом, подготовительной ступенью к Откровению Богочеловечества.

По словам блж.Августина, оба Завета связаны генетически и типологически. "Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий - раскрывается в Новом" (Беседа на 1 Кор 6). Д) Христоцентризм С.э. Отцы Церкви всегда руководствовались словами Христа Спасителя. "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39). Это свидетельство св.отцы находили во всей Библии, от первых ее страниц до последних. Оно выражалось не только в описании жизни и учения Христа, но и в ветхозав. Пророчествах, прообразах, в приготовлении людей к приходу Избавителя. Е) Нераздельность познания Библии и духовной жизни. Все св.отцы учат, что чтение и изъяснение Слова Божьего требует молитвенного подвига и очищения сердца.

Значит. Часть патристических толкований есть запись бесед и проповедей, имевших целью пробудить и укрепить в людях веру и желание жить по вере (нередко эти беседы предназначались для готовящихся к крещению). С.э. Никогда не ограничивалась историч. Или лит. Аспектами Писания. Она была продолжением апостольского благовестия, хотя и не пренебрегала научной стороной экзегетики. Ж) *Полисемантизм Библии. Почти все св.отцы, к какой бы школе они не принадлежали, настаивали на том, что библ. Текст многопланов, что он имеет неск. Смысловых измерений. Если одни толкователи делали ударение на иносказательном смысле, а другие - на прямом, это не значило, что они исключали другие семантические пласты Писания. В Беседе на 46 псалом свт.Иоанн Златоуст подчеркивал.

"Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном. Иное же в двояком смысле, чувственном и духовном". З) *Жанры литературные и особенности *поэтики библ. Книг отмечались преимущ. Св.отцами классич. Периода, но еще Ориген определил лит. Форму Песн как "эпиталаму", т.е. Брачный гимн. Блж.Иероним пытался связать библ. Поэзию с законами античной поэзии ("Предисловие к Кн.Иова"). Свт.Григорий Назианзин, будучи сам поэтом, отмечал в Библии наличие многообразных лит. Приемов. Так, он подчеркивал, что "Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например. "говорит море" то и то (Исайя 23:4), и "бездна говорит. Не во мне она" (Иов 28:14). Также "небеса" представлены "проповедующими славу Божию"" (Слово 30.

О богословии). И) Плюрализм святоотеч. Исагогики. Отцы Церкви не догматизировали вопросы о датировке и *авторстве свящ. Книг. На этот счет они высказывали самые разнообразные предположения. Напр., если Ориген относил Кн.Иова к домоисеевой эпохе, то блж.Иероним приписывал ее самому Моисею. В *Синопсисе свт.Афанасия Великого сказано. "Начиная с книги Навина даже до книги Ездры, не вся теми написана суть, их же надписанию имут". Свт.Дионисий Великий сомневался в происхождении Ин и Откр от одного свящ. Писателя. *Тертуллиан приписывал Евр ап.Варнаве, а Ориген считал его *атрибуцию вопросом открытым. К) Применение научных данных и методов в библеистике также ведет свое начало со святоотеч. Периода. Многие св.отцы и христ. Писатели их времени обращались к историч.

Внебибл. Источникам, в т. Ч. К трудам Филона Александрийского, Иосифа Флавия, греко-римских писателей (Евсевия Кесарийского, блж.Августина и др.). Ориген и блж.Иероним использовали в библ. Текстологии и филологии результаты античной науки. При освещении космогонич. Проблем, связанных с *Шестодневом, свт.Василий Великий и др. Комментаторы обращались к исследованиям древних естествоиспытателей и философов. С.э. Стала источником для визант. И русской правосл. Библеистики, а на Западе - для *схоластической ср.-век. Экзегезы. Начиная с раннего Средневековья, толкователи создавали обширные компиляции из патристических комментариев (см. Ст. Катены) Мн. Элементы С.э. Вошли в христ. Богослужение. Основные герменевтические принципы, выработанные в патристике, и поныне остаются фундаментом правосл.

Богословия, в т.ч. И *православной библеистики. Начиная с 1843, МДА стала издавать "Творения Святых Отцев в русском переводе". КДА с 1891 издавала "Библиотеку творений Св.Отцев и Учителей Церкви Западных". Подвижнические писания, собранные в "Добротолюбии", в пер. Свт.*Феофана (Говорова), вышло неск. Изд. В 5-ти томах с указателем (М., 1895-19133) и одно зарубежное. Кроме этих собраний, на рус. Языке существует неск. Антологий. Прот.Б л а г о р а з у м о в Н.В., Святоотеч. Хрестоматия, М., 1895. *Л о в я г и н Е.И., Избр. Места из греческих писаний св.Отцев Церкви до IX в., СПб., 1884-85, ч.1-2. Памятники визант. Лит-ры IV-IX веков, под ред.Л.А.Фрейберг, М., 1968. Памятники ср.-век. Лат. Лит-ры IV-IX веков, под ред. М.Е.Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспарова, М., 1970.

Писания Св.Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. Богослужения, СПб., т.1-3, 1855-57. Писания Мужей Апостольских, пер. Прот.П.Преображенского, СПб., 1895. Раннехрист. Отцы Церкви, Брюссель, 1978. Соч. Древних христ. Апологетов, пер.П.Преображенского, СПб., 18952. Классическими зап. Изданиями Отцов Церкви на языках оригиналов являются Греческая и Латинская Патрологии *Миня. "Сирийская патрология" под ред. Р.Граффена (Р., 1894-1926, t.1-3). "Греческие христианские писатели первых веков" ("Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte"), издание, начатое Берлинской Академией в 1897 (изд. Еще продолжается). "Христианские источники" ("Sources chretiennes"), выходящие в Париже с 1942 под ред.А.Любака и *Даниелу (это критич.

Изд. С франц. Пер. Еще продолжается). Перечень изданий, выходивших под ред. *Гарнака и др. Исследователей, а также переводы на новые европ. Языки см. В "Патрологии" Дж. Квастена (Quasten J., Patrology, v.1-3, 1962-66). *А в е р и н ц е в С.С., Поэтика ранневизант. Лит-ры, М., 1977. Е г о ж е, Визант. Лит-ра, ИВЛ, М., 1984, т.2. Е г о ж е, Судьбы европ. Культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью, в кн. Из истории культуры Средних веков и Возрождения, М., 1976. О н ж е и С о к о л о в В., Патристика, ФЭ, т.4. Библейская космогония по учению Отцев и Учителей Церкви, СПб., 1898. Б ы ч к о в В.В., Визант. Эстетика, М., 1977. Е г о ж е, Эстетика поздней античности II-III вв., М., 1981. В и л ь с к е р Л.Х., Сирийская лит-ра, ИВЛ, М., 1984, т.2.

Г у с е в Д., Чтения по патрологии, Каз., 1895, вып.1. Д о б р о с м ы с л о в Д., Мнения Отцев и Учителей Церкви о ветхозав. Обрядовом Законе Моисея, Каз., 1893. Д ь я к о н о в А.И., Типы высшей богосл. Школы в древней Церкви III-VI веков, ХЧ, 1913, ( 4-5. К а р с а в и н Л.П., Святые Отцы и Учители Церкви, Париж, [1926]. Архим.К и п р и а н (Керн), Золотой век святоотеч. Письменности, Париж, 1966. Свящ. К о л о с с о в с к и й П., Патристика, ЖМП, 1977, ( 5. *К о р с у н с к и й И.Н., Новозав. Толкование ВЗ, М., 1885. Л о с с к и й В.Н., Очерк мистич. Богословия Восточной Церкви, БТ, 1972, сб.8. М а й о р о в Г.Г., Формирование ср.-век. Философии. Латинская патристика, М., 1979. Прот.М е й е н д о р ф И.Ф., Введение в святоотеч.

Богословие, Нью-Йорк, 19852. Н. И., Толкование ветхозав. Книг в период Мужей Апостольских, ЧОЛДП, 1893, кн. 9. *О л е с н и ц к и й А.А., Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых Отцев и Учителей Церкви, СПб., 1894. П и с а р е в Л.И., Очерк из истории христ. Вероучения патристич. Периода, Каз., 1915, т.1. Прот.П о л и к а р п о в Д.В., Толкования Св.Отцев и Учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии, СПб., 1914, вып.1. П о п о в И.В., Конспект лекций по патрологии, Серг.Пос., 19163. *П р о т о п о п о в В.И., Библейские ветхозав. Факты по толкованиям св.Отцов и Учителей Церкви, Каз., 1896. С а г а р д а Н.И., Древне-церковная богословская наука на греч.

Востоке в период расцвета (IV-V вв.), СПб., 1910. С к в о р ц о в К.И., Философия Отцов и Учителей Церкви, К., 1868. Прот.С о к о л о в П.И., История ветхозав. Писаний в христ. Церкви от начала христианства до Оригена включительно, М., 1886. *Ф а р р а р Ф., Жизнь и труды св.Отцев и Учителей Церкви, пер. С англ., т.1-2, СПб., 1902-03. Архиеп.*Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. Учение об Отцах Церкви, т.1-3, СПб., 1859. Прот.Ф л о р о в с к и й Г., Восточные Отцы IV века, Париж, 1931. Е г о ж е, Византийские Отцы V-VIII веков, Париж, 1933. A l t a n e r B., Patrologie, Freiburg, 1958. C h a d w i c k H., The Early Church, Grand Rapids (Mich.), 1968. C o l l i n s T.A., Patristic Exegesis, NCE, v.2, p.499-501. F r e n d W., The Early Church, Phil., 1966.

K e l l y J.N.D., Early Christian Doctrines, L., 1958. M a r g e r i e B., Introduction . Lhistoire de lexeg-se, t.1, Les P-res grecs et orientaux, P., 1980. W i l e s M., The Christian Fathers, L., 1966. Проч. Иностр. Библиогр. См. В указанных обобщающих трудах. См. Также ст. Александрийская школа. Антиохийская школа. Эдесская школа и ст. Об отцах и учителях Церкви, указанных в данной статье..

Значения в других словарях
Светлаков

Андрей Иванович - см. Ст. Александр Светлаков( еп.. ..

Свитки Библейские

Одна из древнейших форм *рукописей библейских. С.б. Представляют собой листы, склеенные в виде длинных полос, к-рые хранились свернутыми в рулоны. Материалом для них служили папирус, кожа, пергамент. Текст, как правило, наносился на внутреннюю сторону рулона. Впервые С.б. Появились в Египте ок. III-го тыс. До н.э. Почти все дохрист. Рукописи Библии были свитками. Наиболее ранние цельные С.б., сохранившиеся до наших дней, найдены в *Кумране. В первые века н.э. С.б. Стали постепенно вытесняться *к..

Святоотеческий Период

См. Греческая библеистика. Православная библеистика.. ..

Святости Кодекс

Раздел Кн.Левит (17-26), содержащий правила культа, законы о телесной чистоте и нравств. Заповеди. Условное обозначение - СК (лат. - H). СК является частью *Священнической традиции *Пятикнижия. Впервые был выделен как особый свод законов в 1877 А.Клостерманном. Согласно *документарной теории, СК, как и весь Священнический источник, является наиболее поздней частью Пятикнижия. Однако в наст. Время в библ. Науке признано, что СК содержит очень древние, Моисеевы и даже домоисеевы традиции. Основной..

Дополнительный поиск Святоотеческая Экзегеза, или Патристическая Святоотеческая Экзегеза, или Патристическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Святоотеческая Экзегеза, или Патристическая" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Святоотеческая Экзегеза, или Патристическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 43 символа