Симеон Новый Богослов

249

Прп. (ок.949-1022), визант. Подвижник, мистик и писатель. Род. На севере М.Азии, в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. По-видимому, при крещении ему было дано имя Георгий. Привезенный родителями в Константинополь юношей, он учился в школах столицы и готовился к императорской службе. Однако призвание к духовному подвигу оказалось сильнее соблазнов светской карьеры, и после длительной внутренней борьбы Симеон ушел в монастырь. В этом шаге решающим для него было влияние его духовника старца Симеона Благоговейного (к-рого преподобный впоследствии чтил как святого). Ок.980 Симеон был избран настоятелем м-ря св.Маманта и приобрел известность в столице как праведный и мудрый наставник. Стремление преобразовать монашескую жизнь вызвало длительный конфликт между Симеоном и насельниками обители.

Настоящим гонениям он подвергся со стороны митр.Стефана Никомидийского, считавшего, что Симеон вводит непозволительные новшества. Отправленный в ссылку, С.Н.Б. Основал там новый м-рь, где и скончался после 13-летнего настоятельства. Канонизирован С.Н.Б. Был поздно (точная дата неизвестна), но уже рус. Подвижник прп.Нил Сорский в 16 в. Именует его святым. Впервые житие С.Н.Б. Написал его ученик Никита Стифат (11 в.). Творения С.Н.Б. Были изданы в свободном переложении на новогреч. Язык Дионисием Загорейским в кон. 18 в. С.Н.Б. Не был экзегетом, но его "Слова", "Гимны" и др. Произведения тесно связаны со Свящ.Писанием. Библия была для него важнейшим источником церк. *Предания. Обращаясь к высшим представителям иерархии, он писал. "Патриархи, если вы не друзья Бога, если не сыновья, если не боги по положению, то есть подобные Богу по природе, по благодати, данной вам свыше, отступите от престолов, и шедше, прежде всего вразумите себя от Божественных Писаний" (Богословские и нравственные слова, 3, 590 сл.

Здесь и далее пер. Архиеп.Василия Кривошеина). Чтение Библии и размышление над ней С.Н.Б. Считал незаменимой духовной пищей (там же, 12, 1 сл.). Пережив опыт благодатного озарения, подвижник видел в нем гл. Цель христ. Жизни. Он много писал о тайне первородного греха и о возрождении человека силой Божьей. Люди пали, пожелав стать как боги, но вместо этого оказались в рабстве у греха. И все же падение не упразднило нашей свободы. В отличие от блж.*Августина, С.Н.Б. Утверждал, что *Грехопадение не имеет фатальной силы, что люди с помощью Христа могут "свободно избрать правый путь". Христос "восстановил их снова не в рай, откуда они ниспали, но возвел на самое небо небес" (Огласительные слова, 5, 350 сл.). Тайна единения со Христом есть средоточие мистики С.Н.Б.

Без этого единения даже слова Библии остаются мертвыми. Писание нужно нам не для удовлетворения любопытства и не для игры праздной мысли и споров. Познание его - ничто без духовного опыта. "Если ты скажешь, - пишет он, - что научишься ей (воле Христовой - А.М.) из Святых Писаний, я спрошу, как ты, весь мертвый и во тьме лежащий, можешь услышать ее или ее исполнить, чтобы удостоиться жить и видеть Бога. Никоим образом" (Богословские и нравственные слова, 4, 427 сл.). Того, кто знает Библию, но не имееет опыта духовного возрождения и просветления, С.Н.Б. Сравнивает с человеком, несущим сундук с сокровищами, но не ведающим о том, что в нем содержится (Огласительные слова, 24). Именно поэтому С.Н.Б. Отрицательно относился к искусственным *аллегорическим методам толкования.

Он видел в них лишь тщетные усилия ума, не просвещенного Духом Божьим. Следуя исконному святоотеч. Апофатизму, С.Н.Б. Считал, что в Писании мы имеем дело преимущ. С *символами. Божьи Глаголы "невыразимы всецело человеческим языком и совершенно невместимы для человеческого слуха". Мистическая традиция С.Н.Б. Нашла свое развитие в визант. И рус. Исихазме (свт.Григорий Палама, прп.Нил Сорский и др.). Память С.Н.Б. Правосл. Церковь празднует 13 марта. Первое издание творений С.Н.Б. На языке оригинала было осуществлено католич. Патрологами при участии рус. Правосл. Архиеп.Василия (Кривошеина). Оно вышло в серии "Христианские источники" (SC) с франц. Пер. В 1957-73 гг. Все рус. Пер. Были сделаны с новогреч. Переложения Дионисия Загорейского. "Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы, и каков должен быть священник", ХЧ, 1823, т.12.

Слова С.Н.Б., М., 18922, пер. Свт.*Феофана (Говорова), по определению еп.Василия (Кривошеина), это "пересказ пересказа". Божественные гимны преподобного С.Н.Б., пер. Иером.Пантелеймона (Успенского), Серг.Пос., 1917. Архиеп.В а с и л и й (Кривошеин), Преподобный С.Н.Б. (949-1022), Париж, 1980 (наиболее полный труд на рус. Яз.). Eп.B е н и а м и н (Милов), Преподобный С.Н.Б. О цели христ. Жизни, ЖМП, 1979, ( 11, 1980, ( 3-4. *Л е б е д е в А.П., Визант. Образованность, ЧОЛДП, 1877, ( 11-12. Иером.П а н т е л е й м о н Успенский( Из записок путешественника по Афону (К вопросу об изучении творений преп.С.Н.Б.), БВ, 1915, ( 1. Архим. (ныне архиеп.) С и м о н (Новиков), С.Н.Б. - учитель опытного богословия, ЖМП, 1966, ( 11. Еп.Ф е о ф а н (Говоров), Жизнь преподобного С.Н.Б., ДЧ, 1877, ч.1, ( 1-4.

Иностр. Библиогр. См. В труде архиеп.Василия..

Значения в других словарях
Симеон Новый Богослов

[949, Галатия (Пафлагония), — 1022, Хрисополис], византийский религиозный писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б. Развивают тему самоуглубления, самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религиозной жизни личности. Авторитет церковно-иерархических институций отступает для него на задний план перед абсолютным авторитетом «духоносного» аскета, носителя личной святости. Учение С. Н. Б. ..

Симеон Новый Богослов

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022) - византийский религиозный писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности. Приближал поэтический язык к живым речевым нормам.. ..

Симеон Новый Богослов

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949 - 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности. Приближал поэтический язык к живым речевым нормам.. ..

Симеон Новый Богослов

Препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей. Воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет С. Оставил двор и поступил в Студийскую обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. Перешел в обитель св. Мамонта, где по смерти настоятеля избран был игуменом и посвящен в сан пресвитера. С. Ежегодно праздновал ..

Симеон Новый Богослов

(949-1022 гг.) — византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св. Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан. Впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ни..

Символические Числа Библейские

Одна из категорий *символов в Свящ.Писании, генетически связанная с древневост. *священными числами. Изучение С.ч. Необходимо для экзегетики, поскольку *цифровые данные Библии, не всегда претендуя на фактическую точность, имеют определ. Усл. Значение. Многие цифровые указания Библии округлены в мнемонических целях. Ниже будут приведены лишь осн. Из С.ч. И производные от них. Число 40 символически обозначало подготовительный период, предшествующий к.-л. Важному событию. 40 дней длился потоп (Быт ..

Символы Библейские

Словесные, предметные и др. Знаки, отражающие высшую духовную реальность. Греч. Слово sЪmbolon, символ, происходит от глагола sumbЈllw, соединяю. Эта этимология указывает на роль С. Как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных знаков (напр., в математике) символичны. Но в сфере религ. C. Не есть отвлеченная идея или даже аллегория. Он сам причастен той духовной реальности, к-рую отображает. Религиозный С. Оказы..

Симеон Полоцкий

(Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович), иером. (1629-80), белорус. И рус. Духовн. Писатель, публицист, поэт. Род. В Полоцке. Учился в Киево-Могилянской Академии и польской коллегии Общества Иисусова. В 1656 принял постриг в Полоцком Богоявленском м-ре и стал преподавателем в школе "правосл. Братства"". После занятия Полоцка поляками в 1664 С.П. Переселился в Москву, где его писательский и поэтичекий талант привлек внимание двора. Став одним из приближенных лиц царя Алексея Михайловича, он уч..

Симмах

(Summacoj) (нач. 2 в. Н.э.), переводчик ВЗ на греч. Язык. О жизни его ничего не известно. *Евсевий Кесарийский (Церк.Ист., VI, 18) и блж.*Иероним (Толк. На Авв, III) полагали, что он принадлежал к одной из сект *иудео-христиан, а свт. *Епифаний Кипрский утверждал, что С. Был по происхождению самарянином. Перевод С. В лит. Отношении считается одним из лучших греч. Переводов ВЗ. В нем меньше *гебраизмов, чем в *Септуагинте, он больше считается с греч. Лексикой и стилистикой. С. Стремился найти экв..

Дополнительный поиск Симеон Новый Богослов Симеон Новый Богослов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симеон Новый Богослов" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симеон Новый Богослов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа