Тайная Вечеря

350

Традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны *Синедриона вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета, предреченного пророками (Иер 31:31), и таинства евхаристии, к-рое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в "воспоминание" о Нем. Свидетельства о Т.в. Содержатся в Мф 26:17-35. Мк 14:12-26. Лк 22:7-39. Ин 13-14. 1 Кор 11:23-25 и в целом совпадают между собой. Различия в рассказах *cиноптиков незначительны и касаются только деталей (напр., у Мф и Мк Господь сначала благословляет хлеб, а затем чашу с вином, а у Лк - сначала чашу, затем хлеб и в конце вечери снова чашу).

Текст Ин содержит три существ. Особенности. А) в нем приводится прощальная беседа Спасителя, отсутствующая у первых 3-х евангелистов. Б) в Ин не сказано о Евхаристии, но говорится об умовении ног, к-рое опущено синоптиками. В) Ин подчеркивает, что Т.в. Совершилась "перед праздником Пасхи", тогда как синоптики относят ее к "первому дню опресноков, когда надлежало закалать агнца", т.е. К самому дню праздника. Первое расхождение обусловлено общим характером 4-го Евангелия. Оно и в других местах приводит большие беседы Христа, к-рых нет у синоптиков (см. Ст. Евангелия) Второе является одним из *трудных мест Библии и до сих пор не нашло объяснения (существует гипотеза, согласно к-рой Господь и раньше совершал священные трапезы с учениками и поэтому Ин не счел необходимым описывать последнюю трапезу).

Как бы то ни было, евхаристич. Учение в Ин есть. Оно выражено в словах Христовых о небесном Хлебе (Ин 6). Вопрос о дате и пасхальном характере Т.в. Иудейская Пасха справлялась 14 числа весеннего месяца нисана (см. Ст. Праздники библейские). Праздничную трапезу (с(дер) устраивали вечером накануне, 13 нисана (в 30 г. Н.э., по мнению большинства экзегетов, она совпадала с 6 апреля нашего календаря). Согласно Ин, канун Пасхи (13 нисана) в тот год приходился на пятницу (см.13:29. 18:28), а Т.в. Была совершена за день до этого (т.е. 12 нисана). Но при чтении синоптиков создается впечатление, что Т.в. Происходила непосредственно в вечер седера, т.е. 13 нисана. Есть 5 наиболее распространенных гипотез, объясняющих это расхождение. А) Достоверно только свидетельство синоптиков о том, что Т.в.

Совершалась во время седера. 4-е Евангелие дает не историч. Хронологию, а символически отождествляет день Распятия с днем заклания и вкушения пасхального агнца. Это мнение, обесценивающее историчность свидетельства Ин (см. Ст. Евангелия) разделяется в осн. Представителями *рационализма в библеистике, а также *либерально-протестантской школы экзегезы. Б) Порядок событий, описанный в Ин, наиболее точен. Вечеря Христова не совпадала с ветхозав. Пасхой. Лишь позднее, когда была осмыслена тайна Христа как жертвенного Агнца, евхаристич. Вечерю отождествили с пасхальной (*Гяуров, *Фаррар и др.). Слабость этой гипотезы в том, что она снижает историч. Ценность единодушного свидетельства синоптиков, к-рые сохранили наиболее древние элементы евангельского *Предания.

В) Расхождения между евангелистами мнимые. Т.в. Совпадала с Пасхой. Хронологич. Неясности в текстах объясняются отсутствием точных сведений о древнем порядке справления седера. В святоотеч. Период на пасхальном характере Т.в. Настаивали *Ориген, свт.*Иоанн Златоуст, прп.Иоанн Дамаскин и др., а в новое время - прот. *Горский, *Богдашевский, *Глубоковский, *Буйе и др. Г) Иисус Христос, подобно *ессеям, не придерживался официального календаря и поэтому праздновал Пасху раньше, чем то было принято у иудеев (*Жобер, *Даниелу). Между тем в Евангелиях нет указаний, к-рые подтвердили бы гипотезу о том, что Христос не признавал общепринятого календаря. Д) Наибольшей популярностью пользуется взгляд, согласно к-рому седер в год Распятия, как и указывает Ин, был в пятницу.

Спаситель же предварил праздничную трапезу особой вечерей, на к-рой совершил Пасху Нового Завета. Возможно, что и другие люди справляли седер заранее, поскольку Пасха совпадала с субботой (*Хвольсон). Синоптики имели в виду не день вкушения агнца, но день его заклания, а этот обряд мог совершаться и накануне установл. Срока из-за большого стечения народа. По данным *Иосифа Флавия, бывали случаи, когда в Иерусалим стекалось более 250 тыс. Богомольцев Иудейская( война, VI, 4,9). Эту гипотезу о предпасхальной по времени, но пасхальной по характеру вечери защищал архиеп.*Филарет (Гумилевский), прот.П.Алфеев, *Додд, еп.*Кассиан (Безобразов) и др. Символика Т.в. И евхаристии тесно связана с общечеловеч. Религ. Символикой и традициями ВЗ.

С древнейших времен почти у всех народов практиковались свящ. Братские трапезы, знаменовавшие единение людей между собой и с Божеством (см.П.Соколов, Агапы, или вечери любви, в древне-христ. Мире, Серг.Пос., 1906). Были подобные трапезы и в иудействе *междузаветного периода (молитвенные трапезы общин - хабурот, вечери у насельников *Кумрана). Полагая основание центральному таинству Своей Церкви, Христос опирается на эту многовековую традицию. Древние ритуальные трапезы в язычестве и ВЗ, как правило, были составной частью жертвенных обрядов (см. Ст. Жертвоприношения). Жертвенная трапеза знаменовала единение с Божеством и союз между участниками трапезы. Кровь жертвы означала в ВЗ жизнь, право владеть к-рой принадлежит только Богу (отсюда запрет употребления крови в пищу).

При заключении Завета члены общины окроплялись кровью жертвы, что делало их единокровными братьями, связанными единой жизнью. При заключении Нового Завета Сам Господь является Жертвой. Он объединяет Церковь, отдавая Себя, Свою Плоть и Кровь, людям. На Т.в. Устанавливается свящ. Трапеза Богоприсутствия, единства Христа с верными, к-рая должна продолжаться до конца истории. "Всякий раз, - говорит ап.Павел, - когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор 11:26). Пасхальный жертвенный агнец, пасхальные хлебы (мац(т), благословение чаши напоминали в ВЗ о спасении народа Божьего в дни Исхода. Но это была не просто историч. Память, а актуализация сотериологич. Тайны Мишна( Песахим, X,5).

Точно так же завет Христов. "сие творите в Мое воспоминание" означал не только память о прошлом, но реальное непреходящее присутствие Спасителя в Церкви. Евхаристия на протяжении веков является звеном между Т.в. И *Парусией, наполняя Духом Христовым бытие верных. Подобно тому, как в принятии пищи человек причащается силам природы, поддерживающим его жизнь, так и в евхаристической трапезе члены Церкви приобщаются Христу, образуя через Него и в Нем одно тело и одну душу (см. Ст. Таинства церковные и Библия) С в я т о о т е ч. К о м м е н т а р и и. Писания св.Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. Богослужения, т.1-3, СПб., 1855-57, а также комментарии отцов Церкви на НЗ (см. Ст. Евангелия) Прот.А л ф е е в П.И., Иуда Предатель, Рязань, 1915.

Прот.*А ф а н а с ь е в Н., Трапеза Господня, Париж, 1952. *Б е н у а П., Евхаристия, СББ. Свящ.Б о г д а н о в М., Вкушал ли Иисус Христос ветхозав. Пасху на последней вечери с учениками. "Руководство для сел. Пастырей", К., 1861, т.1, ( 16-18, т.2, ( 21. Прот.Б о г д а ш е в с к и й Д., Т.в. Господа нашего Иисуса Христа, К., 1906. Прот.*Б у л г а к о в С., Евхаристический Догмат, "Путь", 1930, ( 20, 21. Прот.В е т е л е в А., Эммаусская вечеря, ЖМП, 1967, ( 4-5. Архим.*В и т а л и й Гречулевич( Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, СПб., 1877. Г е о р г и е в с к и й А.И., О воскресении мертвых в связи с Евхаристией в свете учения Свящ. Писания, БТ, 1976, сб.16. *Г л у б о к о в с к и й Н., К вопросу о пасхальной вечере Христовой и об отношении к Господу совр.

Ему еврейства, ХЧ, 1893, ( 2. Е г о ж е, К вопросу о пасхальной вечере Христовой, ХЧ, 1897, т.1. Е г о ж е, Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Т.в., ХЧ, 1897, т.1. Прот.Г о р с к и й А., О том, совершал ли Господь Иисус Христос Пасху иудейскую на последней вечере Своей с учениками. ПТО, 1853, ч.12. Г я у р о в Х., Денят на Тайна вечеря, София, 1952. Архим.К и п р и а н (Керн), Евхаристия, Париж, 1947. Архиеп.М и х а и л (Мудьюгин), Евхаристия как новозав. Жертвоприношение, БТ, 1973, сб.11. П р о з о р о в с к и й Д.М., К вопросу о времени совершения Иисусом Христом последней пасхальной вечери, "Странник", 1881, ( 4. *Т р о и ц к и й Ф.И., Последняя прощальная вечеря Иисуса Христа по синоптикам и Иоанну, Каз., 1889.

*У с п е н с к и й Н.Д., Анафора, БТ, 1975, сб.13. *Х в о л ь с о н А., Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, ХЧ, 1875, т.2, 1877, т.1-2, 1878, т.1. Прот.Ш м е м а н А., За жизнь мира, Нью-Йорк, 1983. Е г о ж е, Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984. C a n g h J.M. Van, La multiplication des pains et leucharistie, Р., 1975. *C u l l m a n n O., Early Christian Worship, Chi., 1953. J a u b e r t A., La date de la C-ne, P., 1957. *J e r e m i a s J., The Eucharistic Words of Jesus, L., 1966. K i l l m a r t i n E., La C-ne du Seigneur, Tours, 1967. *T a y l o r V., Jesus and His Sacrifice, N.Y., 1955..

Значения в других словарях
Тайная Вечеря

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ - последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время тайной вечери Христос предрекает, что его предаст Иуда Искариот, и учреждает таинство евхаристии (причащения), дав ученикам вкусить хлеба и испить из чаши с вином.. ..

Тайная вечеря

См. Еда.... ..

Тайная Вечеря

Последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время тайной вечери Христос предрекает, что его предаст Иуда Искариот, и учреждает таинство евхаристии (причащения), дав ученикам вкусить хлеба и испить из чаши с вином.. ..

Тайная Вечеря

(последняя вечеря) - в Новом Завете последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время Тайной вечери Христос предрекает, что один из учеников предаст Его. Преломив хлеб, Иисус Христос даёт вкусить от него ученикам со словами. Сие есть Тело Моё, затем даёт им испить из чаши с вином, говоря. Сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая. Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о Нём, учрежда..

Таинства Церковные И Библия

Слово "таинство", или точнее "тайна" (евр. Сод. Арам. Раз), употребляется в ВЗ для обозначения промыслительных деяний Божьих, к-рые открыты пророкам (Ам 3:7. Дан 2:28). В аналогичном значении слово "тайна" (греч. Must"riun) встречается и в Евангелии, когда Христос Спаситель говорит о "тайне Царства" (Мк 4:11). Ап.Павел прибегал к слову "тайна", благовествуя о спасении язычников (см., напр., 1 Кор 2:7). В соответствии с таким библ.-сотериологич. Смыслом слова must"riun оно стало обозначать и свящ..

Талмуд

(евр. Учение) свод памятников иудаистcкой лит-ры, содержащих толкования ВЗ (гл. Обр.*Пятикнижия), применительно к нуждам ритуально-канонич. Уклада иудаистской общины (см. Ст. Галаха) По своему характеру основная часть Т. Является аналогом Типикона, Номоканона, Кормчей и др. Уставных памятников христ. Церк. Предания. Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, к-рый *Ренан справедливо называл образчиком "педантизма,..

Таннаи

(арам. Учители), иудейские толкователи ВЗ, хранители ветхозав. *Предания, а затем и иудаистских традиций. Время их деятельности совпадает с 1-2 вв. Н.э. Родоначальниками богословских школ Т. Были *фарисеи. Гл. Внимание комментаторы из этих школ уделяли ритуальным и правовым вопросам (см. Ст. Галаха) Учение Т. Соединяло ветхозав. Предание и Писание с раввинистич. "преданиями старцев", к-рые были осуждены Христом Спасителем как человеческое измышление (Мф 15:1 сл.). Одним из первых Т. Был Гамалиил..

Тайная Вечеря

Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (·т.е. Колосьев), когда по закону следовало закалать пасхального агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну. "подите, приготовьте нам есть Пасху". Они спросили Его. "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?" Он отвечал. "когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды. Подите за ним. И куда он войдет, скажите хозяину того дома. Учитель говорит тебе. Мое время близко. Где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учени..

Тайная вечеря

(слав. Вечеряти - ужинать) - последняя трапеза Иисуса Христа с Его учениками, совершившаяся накануне крестной смерти Спасителя. Во время Тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал им новую заповедь взаимной любви и установил таинство евхаристии. "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал. Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив,подал им и сказал. Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов"..

Тайная Вечеря

Последняя вечеря (греч. Μυστιχός δετπνος, лат. Ultima cena), в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. В. Совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17. Мк. 14, 12. Лук. 22, 7. По Ио. 13, 1. 18, 28 - накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). ..

Дополнительный поиск Тайная Вечеря Тайная Вечеря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тайная Вечеря" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тайная Вечеря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа