Текстуальная Критика Библейская

263

Раздел *исагогики, целью к-рого является реконструкция первонач. Текста Свящ.Писания, а также изучение истории *передачи и *переводов этого текста. Другое, почти вышедшее из употребления, название Т.к. - "низшая критика". В Церкви не сохранилось автографов книг Библии. Имеются лишь ее рукописные копии, или списки. До изобретения книгопечатания эти списки создавались многими поколениями. "Библия, - отмечает *Карташев, - физически живет, как и другие книги, подвергаясь всем превратностям книжной судьбы, особенно за долгие тысячелетия их рукописного существования. Книги терялись, гибли от стихий, "огня, меча, нашествия иноплеменных" и проч., наполнялись неизбежными описками, ошибками, вариантами от каждого копииста и редактора".

Определ. Роль в этом сыграло и то, что в древних *рукописях не было *пунктуации и разделения на слова, а также то, что евр. Письмо имело консонантный характер. К ошибкам могло приводить сходство между нек-рыми буквами в евр. Письме. Бывали случаи, когда *глоссы с полей переносились в самый текст. Поэтому уже в 3 в. *Ориген, *Лукиан Антиохийский, мч.*Исихий и *Памфил Кесарийский затратили много труда на восстановление древнейшего чтения Библии. Они собственно и явились основателями Т.к. В дальнейшем *масореты выявили ок. 6 тыс. Погрешностей в тексте ВЗ. Сложные текстологич. Проблемы стояли и перед издателями *первопечатных Библий и *полиглотт, опиравшимися на немногие известные в их время манускрипты (*Эразм Роттердамский, *Этьен и др.).

Начало научной Т.к. НЗ было положено *Бенгелем (1734), к-рый впервые классифицировал рукописи и ввел в текстологию Писания *критический аппарат. *Критические издания Библии были выпущены в 18 в. *Михаэлисом и *Кенникоттом. Открытие древних манускриптов (*Синайского кодекса и др.) дали Т.к. Богатый материал для уточнения классификации и датировки списков Библии. В 19 и нач. 20 вв. Окончательно сложилась форма критич. Изданий, к-рые отразили все важнейшие *разночтения и спорные места в древних списках (издания *Тишендорфа, *Уэсткотта и *Хорта, *Зодена, *Нестле). В наст. Время общепринятыми изданиями такого рода являются *"Библиа Гебраика", вышедшая первоначально под ред. *Киттеля Р., и критич. Издания НЗ под ред. *Аланда, *Блэка, Карло Мартини, *Метцгера и Аллена Викгрена.

В них употребляются спец. Условные обозначения для манускриптов и указаны (в подстрочных примечаниях) их особенности. Варианты, лакуны, глоссы. Недостатком новых критич. Изданий является игнорирование литургич. Традиции, отраженной в *лекционариях. На эту традицию опираются текстологи Рус. Правосл. Церкви. Современная Т.к. Выработала ряд правил для своей работы. А) отдавать предпочтение наиболее древним спискам (этот метод, впрочем, оспаривается нек-рыми текстологами, напр., рус. Исследователем *Ивановым А.И.). Б) рассматривать более краткий вариант как наиболее ранний (т.к.трудно представить, чтобы переписчики сокращали свящ. Текст). В) предпочитать менее понятные варианты, т.к. Чтения более ясные часто принадлежат переписчику или редактору.

Г) сопоставлять неясные слова с близкими к ним словами из древневост. И греч. Лексикона. Д) выявлять глоссы и исправления. Е) использовать древние *переводы Библии и *рецензии для уточнения первичного текста, поскольку многие из них сохранили наиболее раннее чтение. Ж) использовать цитаты из Библии в трудах раннехрист. Писателей и отцов Церкви. З) учитывать особенности *рукописных традиций и *семейств текстов. Далеко не все эти принципы основаны на вполне доказанных фактах. Нередко текстологи вынуждены прибегать к спорным гипотезам. Тем не менее проделана огромная работа, к-рая позволяет приблизиться к оригиналам библ. Книг. Что касается передачи текста в списках и переводах, то в наст. Время в зап. Библ. Науке господствует следующая концепция.

От традиции, лежавшей в основе *Септуагинты, ведут свое начало рецензии Лукиана, мч.Исихия и *Экзаплы Оригена. На их основании, по- видимому, были сделаны армянские и грузинские переводы. К традиции Септуагинты восходят также коптский, эфиопский и готский переводы ВЗ. На масоретском типе рукописей основаны палестинский и вавилонский варианты евр. Текста. С них было сделано издание *Текстус Рецептус *Бомберга (1524-25). Он стал основой для "Библиа Гебраика" Киттеля Р., в к-рой с 3-го изд. Был учтен Ленинградский кодекс 1009. Особой областью Т.к. Является библ. Текстология, основанная на *церковно-славянской Библии изданиях. Она преследует цель реконструировать первонач. Вид перевода, восходящего к свв.*Кириллу и Мефодию, для чего исследуются и сопоставляются многочисл.

Списки и *изводы слав. Пер.Писания (см. Ст. Воскресенский. Евсеев) *Б о г о с л о в с к и й М., К истории новозав. Текста, ЧОЛДП, 1876, ( 1-3, 4, 7, 9, 11, 1877, ( 2, 6, 10, 11, 12. Прот.В о р о н о в Л., Слово Божие в жизни Церкви, ЖМП, 1987, ( 3-4. Прот.*Е л е о н с к и й Н., Краткий очерк истории подлинного ветхозав. Текста, ЧОЛДП, 1873, ( 8, 1874, ( 9. И в а н о в А.И., К вопросу о восстановлении первонач. Греч. Текста НЗ, ЖМП, 1954, ( 3. Е г о ж е, Текстуальные памятники свящ. Новозав. Писаний, БТ, 1960, сб.1. Прот.С о р о к и н В., Библ. Текст книг НЗ и значение его для правосл. Богословия, ЖМП, 1987, ( 1-2. *Х в о л ь с о н Д.А., История ветхозав. Текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой, ХЧ, 1874, т.I-II.

*Ю н г е р о в П.А., Общее историко-критич. Введение в свящ. Ветхозав. Книги, Каз., 1902. H a r r i s o n R. (et al.,), Biblical Criticism. Historical, Literary and Textual, Grand Rapids (Mich.), 1978. *K e n y o n F., The Text of Greek Bible, L., 1953. K l e i n R., Textual Criticism of the Old Testament, Phil., 1973. См. Также ст. Исагогика. Критические издания. Рукописи библейские..

Значения в других словарях
Тейлор

(Taylor) Винсент (1887-1969), англ. Методистский экзегет. Проф. НЗ в Оксфорде. Разрабатывал евангельскую *исагогику и *христологию в свете концепций *"истории форм" школы. Однако, в отличие от нем. Представителей этой школы, Т. Стремился избегать *гиперкритицизма и историч. Скептицизма. В своей работе "Формирование евангельского предания" ("The Formation of the Gospel Tradition", L., 1933) и в комментарии к Мк (1952, 1966) Т., признавая богосл. И керигматич. Характер Евангелий, защищал историч. ..

Тейяр Де Шарден

(Teilhard de Chardin) Пьер, иером. (1881-1955), франц. Католич. Мыслитель, ученый-палеонтолог. Жизнь и труды. Род. В интеллигентной и набожной семье. По окончании иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался по естеств. Наукам. В 1922, получив степень доктора, стал проф.Католич. Ин-та в Париже. Участвовал во мн. Научных экспедициях (Китай, Монголия, Индия, Индонезия, Африка). При его участии в 30-х гг. Были открыты останки древнего человекоподобного существа синантропа ..

Текстус Рецептус

(лат. Textus Receptus - принятый текст), название библ. Текстов на языках оригинала, изданных в 16 в. Эти издания пользовались наибольшим авторитетом в Церкви (а для ВЗ и в *иудаизме) на протяжении ряда веков. Ветхозав. Т.р. Является издание католика *Бомберга, основанное на *масоретском тексте рабби Иакова и вышедшее 2-м изданием в Венеции в 1524-25. Новозав. Т.р. Считается издание, вошедшее в Комплютенскую *полиглотту (1514) *Хименеса, и базельское издание *Эразма Роттердамского (1535), перепе..

Телевидение И Библия

Библ. Тематика входит в телепрограммы ряда стран со 2-й пол. 20 в. Существует неск. Категорий таких программ. 1) Показ по Т. Фильмов на библ. Сюжеты (см. Ст. Кинематограф и Библия) 2) Художеств. Телесериалы на темы библ. Истории (напр., 7-серийный телефильм "Деяния Апостолов" итал. Режиссера Роберто Росселини, 1968). 3) Познавательные программы историко-культурного характера. Примером таких телепередач является серия фильмов о Библии, выпущенных в Венгерской Народной Республике (1971) при сотруд..

Дополнительный поиск Текстуальная Критика Библейская Текстуальная Критика Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Текстуальная Критика Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Текстуальная Критика Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 31 символа