Теодицея В Библии

273

Под словом Т. (от греч. (eТj - Бог и dikaiТw - оправдываю) обычно подразумеваются богосл. Концепции, стремящиеся согласовать благость Божью с существованием зла в мире. Термин впервые был введен нем. Философом Лейбницем Г.В. (1646-1716), к-рый считал, что проблему Т. Решает признание этого мира "лучшим из миров". Однако первые поиски Т. Появились еще в древности, у вавилонских мудрецов (см.К л о ч к о в И.С., Духовная культура Вавилонии, М., 1983). Для *политеизма в целом проблема Т. Не имела смысла, т.к. Не все боги представлялись существами, благими по природе. Они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие идей Т. Началось с возникновения религий спасения (см. Ст. Сотериология библейская) Индийская философия рассматривала Т.

В свете учения о *метемпсихозе и отрицания ценности временного бытия. Источником зла считалась материя. В *маздеизме вопрос решался с позиций *дуализма. Ответственность за зло возлагалась на темное начало (Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка Т. Получила дальнейшее развитие в спиритуализме гностич. Сект (см. Ст. Гностич. Писания) Библия - как ВЗ, так и НЗ - констатирует несовершенство мира и наличие в нем зла. Однако в первых книгах ВЗ проблема Т. Лишь едва намечается. Для ветхозав. Человека было несомненным, что зло как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос, почему змей стал противником Бога и соблазнил Адама (Быт 3), ответа не дается. Господствовала вера в абсолютную справедливость Бога, Который допускает зло как возмездие за грехи (ср.

Диалог Авраама и Бога при посещении патриарха тремя странниками в Быт 18). В Быт 49:24 подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить в добро. *Исторические и *Пророческие книги не выходят за пределы веры в зло как наказания. Лишь в Ис 51:9-10 содержится намек на силы зла, противящиеся Богу и олицетворенные драконом *Хаоса. В отличие от древневост. Мифологии, это существо принадлежит не божественному, а тварному бытию. Тайна происхождения зла не тревожила ветхозав. Мысль до тех пор, пока в людях господствовало родовое сознание. Считалось, что грех наказывается не только в лице грешника, но и его потомков. Но постепенно идея родовой ответственности перестает удовлетворять (Иез 18:20). Отсутствие в ВЗ веры в посмертное воздаяние (см.

Ст. Посмертное бытие) привело иудеев к глубокому духовному кризису, отразившемуся в ряде псалмов и особенно в Кн.Иова. В ней проблема Т. Поставлена с предельной остротой. Причем характерно, что рассуждения друзей Иова, пытавшихся изложить различные теории Т., Бог отвергает. Он принимает вопль и протест Иова, к-рый оказывается более правым, чем его благочестивые собеседники. Однако ответа на вопрос о Т. Книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чем содержится намек на несостоятельность традиционных толкований тайны. Тайна зла остается несводимой к известным человеку понятиям и представлениям. Проблема Т. Решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец к-рого явило дерзновение Иова.

Знаменательно, что и НЗ не говорит о метафизич. Причине зла, а учит, как жить в мире, где есть зло, и как вести с ним борьбу. Согласно ап.Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1 Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо отождествляется с Эдемским змеем и драконом (чудовищем Хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей ясностью сказано в апокрифич. Кн.Эноха, где причиной Падения является свободная воля духовных существ, воспротивившихся воле Творца. В новое время одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит *Шеллингу, идеи к-рого были развиты *Бердяевым. "Проблема теодицеи, - писал Бердяев, - разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире".

В той или иной форме эту мысль разделяет большинство христ. Богословов. Но при этом необходимо постоянно помнить, что Слово Божье не дает нам рационально обоснованной Т., сохраняя в полной мере значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу неведомому. *Б е р д я е в Н., Философия свободного духа, Париж, 1927-28, т.1, репр. М., 1994. Д е В о Ж., Добро и зло, СББ. Л е й б н и ц Г.В., Опыты Т. О благости Божией, свободе человека и начале зла, в кн. Лейбниц Г.В., Соч., М., 1989, т.4. Р и ж с к и й М.И., Проблема Т. В Ветхом Завете, в кн. Бахрушинские чтения, Новосибирск, 1971, вып.3. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983. Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины. Опыт правосл.

Феодицеи в двенадцати письмах, М., 1914. ФЭ, т.5. Ш е л л и н г (Ф.В.), Филос. Исследования о сущности человеч. Свободы, СПб., 1908. Проч. Лит-ру см. В ст. Богословие библейское. Хаос..

Значения в других словарях
Темномеров

Аполлоний Михайлович, прот. (1867-1929), рус. Правосл. Церк. Писатель. Окончил СПб.ДА. Был приходским священником и законоучителем в Петербурге, помощником Главного Наблюдателя за преподаванием Закона Божьего в училищах. В 20-х гг. Жил в Краснодаре, где примкнул к "обновленцам". После поездки в Москву вернулся в юрисдикцию Моск.Патриархии, принеся покаяние. Был широко известен как одаренный проповедник. Подвергся репрессиям. Автор неск. Учебников по свящ. Истории и единственного в рус. Правосл. ..

Темпл

(Temple) Уильям, архиеп. (1881-1944), англиканский богослов, церк.-обществ. И экуменич. Деятель. Род. В семье архиеп. Кентерберийского. Богословское образование получил в Оксфорде, преподавал в различных учебных заведениях. Отдав дань тенденциям *либерально-протестантской школы экзегезы, Т. Полностью преодолел их к 20-м гг., когда стал епископом в Манчестере (1921-29), а затем архиеп.Йоркским (1929-42). Т. - один из основателей Всемирного Совета Церквей. С его деятельностью связано возрождение х..

Теодорович

Николай Иванович (1856-1920-е), рус. Правосл. Историк и богослов. Окончил СПб.ДА. Был инспектором народных училищ Седлецкой учебной дирекции. Автор экзегетич. Труда "Толкование на соборное послание св.апостола Иакова" (Вильна, 1897). Учение Тридентского собора о первородном грехе и оправдании, Почаев, 1886.. ..

Теократия

(Боговластие, от греч. (eТj - Бог и kratљw - управляю), термин, обозначающий такую форму обществ. Устройства, когда единств. Принципом правления является религиозный закон. Слово Т. Впервые было введено *Иосифом Флавием (Против Апиона II,16). Историк обозначил этим словом форму правления, заповеданную *Пятикнижием. Согласно теократич. Идее, единственным истинным Владыкой ветхозав. Церкви является Сам Господь (Исх 15:18. Ср. Пс 9:37. 28:10). Пророки, судьи и цари суть лишь исполнители Его воли. В..

Дополнительный поиск Теодицея В Библии Теодицея В Библии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теодицея В Библии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теодицея В Библии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 17 символа