Шестоднев

337

(греч. `ExЈmeron), традиц. Обозначение библ. Сказания о днях творения (Быт 1:1-2,4a). По лит. *жанру Ш. Приближается к генеалогиям, к-рые составляют основу *Священнической традиции Пятикнижия. По мнению большинства толкователей, Ш. Завершается словами. "вот происхождение (евр. Тольдот) неба и земли, при сотворении их". Ш. Отличают лаконизм и торжеств. Приподнятость стиля. Не исключено, что в своей устной форме он входил в состав богослужебного ритуала. Как правило, Ш. Относят к прозаическому *роду литературному свящ. Письменности, однако в нем есть и поэтич. Элементы (в частн., сложная система рефренов. См. Ст. Структуралистское толкование Библии). История толкований Ш. Прошла три осн. Этапа. 1) В святоотеч. И ср.-век. Периоды комментарии к Ш. Носили либо буквальный, либо аллегорич.

Характер (свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Нисский, блж.*Августин, свт.*Амвросий Медиоланский, *Севериан Габальский, *Иоанн Экзарх, *Беда, Бонавентура и др.) Экзегеты этого периода были сосредоточены на богосл. Смысле Ш., дополняя библ. Сказание данными из античного естествознания. Представители *александрийской школы экзегезы склонны были считать Ш. Иносказанием, за к-рым стоит реальность единовременного творческого акта. В антиохийской школе экзегезы предпочитали понимать Ш. Дословно. 2) Развитие научных представлений о космогенезе, начиная с 17 в., привело к интерпретации Ш. В духе теории *конкордизма. Эта интерпретация искала соответствия между библ. Текстом и теориями о длительности процесса миротворения.

В частн., следуя блж. Августину (О книге Бытия, ХV, 27), сторонники такого толкования понимали библ. "дни" расширительно, как указание на неопредел. Космич. И геологич. Периоды. Основатель палеонтологии Жорж Кювье (1769-1832) связывал дни творения с циклом эпох, за к-рыми, по его гипотезе, следовали катастрофы, истреблявшие все живое. Конкордизм нередко вынужден был совершать насилие над буквой Писания, и в то же время он не был в состоянии объяснить, почему в Ш. Растения созданы прежде светил. 3) В 19-20 вв. Большинство экзегетов вернулось к осн. Принципам святоотеч. Толкования Ш., дополнив его новыми концепциями. Ш. Стал рассматриваться не как научное описание миротворения, а как вероучительный документ, как *керигма о Боге-Творце.

Гл. Внимание сосредотачивалось на б о г о с л о в с к о м с м ы с л е библ. Сказания, к-рое содержит учение, независимое от той или иной научной теории миротворения (см.Наука и Библия. Эволюционизм естественно-научный и Шестоднев) По преобладающему сегодня взгляду экзегетов всех конфессий, для того, чтобы уяснить смысл Ш., следует сопоставлять его не с научными данными, а с внебиблейскими религ. Космогониями. Именно это имел в виду известный рус. Ученый-биолог 19 в. К.М.Бэр, когда писал. "Нападки на Моисееву историю творения являются забавными анахронизмами, поскольку наука уже давно с ними справилась. Если брать ее не по букве, а по существу, то должно признать, что более возвышенной космогонии мы от древнего времени не имеем, и едва ли будем иметь".

Космогонии *Древнего Востока содержат нек-рые элементы, к-рые сближают их с Ш. Так, по воззрениям месопотамских народов и ряда школ егип. Жрецов, вода была изначальной стихией мира. В библ. Рассказе использованы представления древневост. *космографии. В одном из егип. Мифов, как и в Библии, особая роль отводится созидательному Слову Божества (см. Лит-ру об этих параллелях в ст. Сравнит.-религ. Изучение Библии). Но на этом сходство кончается. Гл. Мотив языческих космогоний - жестокая борьба между богами, в результате к-рой и был создан мир. Напр., в вавилоно-ассирийской поэме "Энума элиш" природа образована из трупа морского божества - чудовища Тиамат, к-рое было сражено богом Солнца Мардуком. Мир творится им как жилище для сонма богов, а человек образуется из глины и крови бога для того, чтобы служить небожителям ("пусть богам послужат, чтобы те отдохнули").

Характерная особенность древних мифов - нерасчлененность божественного и природного бытия. Поскольку же боги неотделимы от природного мира, этот мир, согласно древневост. Космогониям, не создан, а п о р о ж д е н. Так, егип. Бог Ра "выплюнул" Шу и Тефнут (воздух и воду), к-рые одновременно являлись и богами этих стихий. По другому егип. Мифу, люди вышли из тела бога. Структура и сущность Ш. Библ. Сказание полемически направлено против космогоний *политеизма, хотя полемика эта ведется неявно. Учению Ш. Присущи след. Черты. Бог - единственный Создатель мира, что исключает борьбу богов. Творцу не предшествует никакое извечное бытие, подобное водным богам языч. Космогоний. Элементы природы являются тварными стихиями, а не богами.

Ш. Преодолевает *антропоморфизмы вост. Мифов. Творец созидает Словом, К-рое есть Его непостижимая сила. Ш. Не претендует на научное описание. Это видно из его композиции, построенной по принципу поэтич. Параллелизма, или симметрии (см. Ст. Поэтика Библии). 1-й день (свет) параллелен 4-му дню (светила). 2-й день (воды) параллелен 5-му дню (водные твари). 3-му дню (суша) параллелен 6-й день (живые твари на суше). Связь между двумя триадами подчеркивается еще и тем, что каждая завершается созданием особой категории существ (растений, человека). В первой триаде речь идет преимущ. Об актах отделения (света от тьмы, воды от суши), к-рые структурируют модель мира, а во второй триаде говорится о созданиях, наполняющих эту структуру (светилах, животных, человека).

Трехчастное деление космогенеза указывает на три этапа творения. Космич., гео-биологич., био-антропологический. В Ш. O *Хаосе говорится лаконично, причем Бездна Хаоса (евр. Техом) лишена черт одушевленности (о Хаосе как символе сатаны Библия упоминает вне Ш., но и там он не божество, противостоящее Творцу, а тварь, см. Ст. Хаос). На Хаос указывают слова Ш. O земле, к-рая вначале была "безвидна и пуста" (евр. Тоху ва боху). Пo мнению рус. Правосл. Богослова *Ильина, "можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его "первому дню" предшествовала какая-то домирная, метаматериальная катастрофа, страшным эпилогом к-рой явились тьма и хаос". Примечательно, что тьма в Ш. Не отнесена к категории "хороших" созданий. Редкое для Библии слово бар( (сотворил) употребляется в Ш.

Только для важнейших моментов миротворения (создания "неба и земли", т.е. Вселенной, жизни и человека). В др. Случаях используется глагол ас( (сделал), причем указано, что Бог дает созидательную силу самим творениям (воде, земле). То, что Творец нарекает именами Свои создания, означает (в соответствии с вост. Способом выражения) Его власть над ними (ср. Наречение человеком имен для животных в Быт 2). Сотворение мира есть акт Божественной Любви. Это подчеркивается в Ш. Особым рефреном (Бог видит, что творения его "хороши"). Созданию человека предшествует Небесный Совет ("сотворим человека"), что должно подчеркнуть особую роль людей в мироздании. Человек создан не как слуга (ср. Вавилонский миф), а как господин твари. В этой его власти заключается одна из гл.

Черт богоподобия, к-рое в равной мере относится и к мужчине, и к женщине. *Теоморфизм распространяется не только на природу, но и на деятельность человека. Как Творец созидал мир в течение 6-ти дней, а в 7-й день пребывал в покое, так и человек должен трудиться 6 дней, а в 7-й день (субботу) прекращать труд. Субботний покой призван напоминать, что способность активно действовать в мире человек получил от Творца. В день покоя он как бы временно отказывается от своей власти над природой, ибо в конечном счете высший Властитель всего - Бог. Т.о., Ш. Содержит не только вероучительные истины о творении, но и дает жизненное наставление людям, к-рые должны с л е д о в а т ь Богу в своем повседневном бытии. 7 дней в библ.

Сказании соответствуют *символич. Числу, означающему завершение, полноту. Мир в Ш. Назван тов ме(д (хорошим весьма), ибо свящ. Автор смотрит на Вселенную не глазами человека, ограниченного во времени, а глазами Бога, К-рый созерцает тварь в ее конечной гармонии. Пер. Текстов, содержащих древневост. Космогонии, см. В ст. Древний Восток. А в д а н с к и й Н., Идея о творении в Писаниях ВЗ, "Странник", 1915, ( 3. А р х а н г е л ь с к и й А., Библ. Космогония, ПС, 1889, т.II. Б а р а н о в с к и й С.И., Дни творения мира в библ. Повествовании, "Странник", 1889, ( 12. Б е т е к с Ф., Песнь творения, Гальбштадт, 1912. *Б о г о р о д с к и й Я.А., Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, Каз., 1909. Е г о ж е, К вопросу о библ.

Истории миротворения, ПС, 1890, т.I. Архим. (впосл. Еп.) Б о р и с (Плотников), О начале мира, К., 1891. *Д е л и ч Фридрих, Колыбель христианства, пер. С нем., СПб., 1909. [прот.*Е л е о н с к и й Н.], Сотворение мира, ЧОЛДП, 1872, ( 2 (по *Кайлю). *Е л е о н с к и й Ф., Вавилоно-ассирийское сказание о творении мира, ХЧ, 1877, т.1. И л ь и н В.Н., Шесть дней творения, Париж, 1930. [*Л е б е д е в А.], Опыт филос.-богосл. И естеств.-науч. Истолкования библ. Догмата о творении мира, ЧОЛДП, 1874, ( 1. *Л о в я г и н Е.И., Важность библ. Сказания о сотворении видимого мира, "Странник", 1863, ( 6. Прот.М е н ь А., Истоки религии, Брюссель, 19812. Н о в о р у с с к и й А.В., Разбор мнений о шестодневном творении, ПО, 1879, т.II, ( 8, т.III, ( 11.

О р н а т с к и й Ф.С., Происхождение человека, ТКДА, 1881, ( 1, 4. П а в л о в и ч А., Библ. Космогония по учению Отцов и Учителей Церкви, СПб., 1898. П е с о ц к и й С.А., К вопросу об историч. Характере Моисеева сказания о творении мира, ТКДА, 1898, ( 3. Е г о ж е, Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира, К., 1901. *П и п е р о в Б., Тълкуване на книгата Бытие, София, 1973. П р о х о р о в Г.М., Шестоднев, СКДР, вып.1, с.478-83. Р ы б и н с к и й В.П. И др., Библия и Вавилон. Апологетич. Очерк, СПб., 1904. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971. Прот.*С е р г и е в с к и й Н.А., Творение мира и человека, М., 1883. Т о п о р о в В.Н., Космогонич. Мифы, МНМ, т.2. Архим.Ф е о д о р (А.*Бухарев), Изъяснение 1-й гл.

Кн. Бытия о миротворении, СПб., 1862. Ф р а н к ф о р т Г.А., (и др.), В преддверии философии. Духовные искания древнего человека, пер. С англ., М., 1984. Х е й д т У., Бытие 1:1-11, 32, Колледжвиль, 1962 (Ркп. МДА). ЭСБЕ, т.39. *Ю н г е р о в П.А., Повествование о творении мира и человека в I, II и V гл. Книги Бытия, к вопросу о происхождении и писателе книги, ПС, 1880, ( 4. *G u n k e l H., Schopfung und Chaos, Gott., 1895. Н а u r e t Ch., Origines de lunivers et de lhomme dapr-s la Bible, P., 1955 (англ. Пер. Beginnings, Dubugue (Iowa), 1964). М а r t i n - А с h а r d R., Et Dieu crea la terre, P., 1979. M о u i r e n T., The Creation, N.Y., 1962. R е i n е l t H., Schopfung, HTG, Вd.4. R е n e k e n s H., Israels Concept of the Beginning, N.Y., 1964.

S o v e n s e n H., Creation Account, NCE, v.4. *W e s t e r m a n n C., Der Schopfungsbericht vom Aufang der Bibel, Stuttg., 1960 (англ. Пер. The Genesis Accounts of Creation, Phil., 1964). MB, 1979, ( 9. См. Также ст. *Райта и др. В RGG, Bd.5, S.1469-92 и в ст. Богословие библейское. Пятикнижие. Эволюционизм естественнонаучный..

Значения в других словарях
Шестоднев

Или "Беседы на Ш." — популярные в византийской и славянской письменности экзегетические произведения философско-богословского характера, направленные против физических теорий "эллинских мудрецов", объяснявшие основы мироздания с точки зрения христианского учения и состоявшие обыкновенно из шести отдельных трактатов, по числу шести дней творения мира (Έξάμερον Излагая теорию мироздания по Библии, Ш. Комментирует краткий.) рассказ Моисеева "Бытия" и сообщает читателям разнообразные сведения по ест..

Шестоднев

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Шестоднев

Шестодне́в "богословско-философское толкование истории о сотворении мира". Из цслав. Шестодьневъ ἑξαήμερον (впервые у Иоанна Экзарха Болгарского. См. Мурко, Gesch. D. Ält. Südslav. Liter. 64), калька греч. Ἑξαήμερον (Мi. LР 1132).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Шеол

- cм. Посмертное бытие.. ..

Шестикнижие

(от греч. Exateucoj), условное название корпуса свящ. Книг, включающих *Пятикнижие и Ис Нав. Представление о Ш. Как о едином сборнике возникло в связи с открытием общих лит. Черт в Пятикнижии и Ис Нав. В своей классич. Форме гипотеза о Ш. Была разработана *Велльхаузеном. В наст. Время большинство экзегетов склоняется в пользу того, что Ис Нав и все остальные *Исторические книги 1-го цикла связаны не со всем Пятикнижием, а только со Втор (см. Ст. Четверокнижие) Однако нек-рые библеисты (напр., *А..

Шиваров

Николай, прот. (р.1930), болг. Правосл. Библеист. Род. В Софии. Окончил Софийскую ДА (1953). Кандидатская дисс. Ш. Была посвящена сравнению законов *Пятикнижия с кодексом *Хаммурапи. Был оставлен в академии при каф. Свящ. Писания. Рукоположен в 1960 (с 1966 протоиерей). С 1971 проф. По каф. ВЗ. Член комитета Болг. Правосл. Церкви по пересмотру болг. Пер. Библии. Участник конференций "Объединенных Библ. Обществ" (см. Ст. Общества библейские), а также I Конгресса правосл. Экзегетов в Афинах (1972)..

Шин

(Sheen) Фултон, архиеп. (1895-1979), амер. Католич. Церк. Писатель и проповедник. Род. В Эль Пaco (Иллинойс). Рукоположен в 1919. Был проф. Философии в Католич. Ун-те Америки, директором "Общества по распространению веры". Хиротонисан в 1951 (c 1969 архиепископ). В течение мн. Лет Ш. Использовал радио и телевидение как проповеднич. Кафедру и вел обширную переписку с паствой (в год он получал свыше 8 тыс. Писем и для ответов должен был прибегать к помощи 30 секретарей). Ш. - автор 60 книг о вере ..

Дополнительный поиск Шестоднев Шестоднев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шестоднев" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестоднев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа