Эллинизм И Библия

235

Термин Э. Обозначает особый тип культуры, сложившийся в Средиземноморье после завоевательных походов Ал. Македонского (кон. 4 в. До н.э.). Основные черты эллинистич. Культуры были обусловлены взаимодействием греч. И вост. Культур. Походы Александра и власть его преемников распространили греч. Цивилизацию далеко за пределы Балкан. Ее воздействие сказалось не только на Бл. Востоке и в сев. Африке, но и в Ср. Азии и Индии. В свою очередь происходила ориентализация греч. Обычаев и верований. Возникали различные формы религ. *синкретизма, сочетавшего элементы зап. И вост. Культов (и соответственно культового искусства). Именно в эпоху Э. Греч. И вост. Верования проникли в Рим, к-рый стал преемником эллинистич. Держав. Периоду Э. Свойственны возрождение античных мистерий и развитие языческих вариантов *эсхатологии.

Философия Э. (стоицизм, кинизм, скептицизм, эпикурейство) имела не метафизич., а преимущ. Этич. Направленность. В рамках этой философии впервые возникла идея *"универсальной религии". Для Э. Характерно преобладание городской цивилизации, рост просвещения (создание библиотек, музеев, популярной лит-ры). Одновременно в период Э. Наблюдается развитие оккультизма, астрологии, суеверий. Лит-ра Э. Несет на себе черты эпигонства и декаданса. Наиболее выдающиеся произведения эллинистич. Лит-ры относятся к области этики и историографии. Научная мысль Э. Была сосредоточена на практической, инженерной сфере. Библия и Э. Широкое распространение идеи единства человечества началось в эпоху Э. Этому способствовал ряд факторов, в частн., то, что греч.

Язык (см. Ст. Койнэ) стал международным. Слово "эллин" теряет этнич. Характер и превращается в понятие, связанное с культурной принадлежностью. Универсалистское мышление сказывается в появлении трудов на греч. Языке, написанных вавилонскими (Берос) и египетскими (Манефон) авторами. В эллинистич. Контексте осуществляется и пep. BЗ на греч. Язык (*Септуагинта). Тогда же начинается обращение многих "эллинов" в иудейство (см. Ст. Прозелиты). В Палестине и *диаспоре среди иудеев возникает течение грекофилов, к-рое пропагандирует зап. Обычаи, моды и образ жизни. Однако эта тенденция, свойственная всем регионам эллинистич. Культуры, поставила под угрозу само содержание библ. Религии. Против этой опасности выступили *хасиды. А когда сир. Царь Антиох IV Епифан попытался насильственно насадить язычество в Иудее, вспыхнуло Маккавейское восстание, положившее конец эллинизации иудеев.

С этого времени в ветхозав. Церкви усиливается стремление к обособленности (что вызывает ответную реакцию в виде античного антисемитизма). Тем не менее элементы эллинистич. Культуры продолжают просачиваться в *иудейство. Наиболее ярко это проявилось в иудейском богословии Александрии, нашедшем завершение в творчестве *Филона Александрийского. Воздействие Э. Заметно в *неканонических книгах ВЗ (особенно в 1-4 Макк и Прем). В частн., автор Прем излагает учение о бессмертии души в том же ключе, в каком его рассматривали мн. Греки. Восточные элементы Э. Отразились в *апокалиптич. Лит-ре (см. Ст. Апокрифы) Многие иудеи диаспоры говорили на греч. Языке и назывались "еллинистами". К их числу принадлежал первомуч. Стефан и первые проповедники Евангелия среди язычников (Деян 11:20).

Основную массу обращенных в христианство вначале составляли прозелиты. Книги НЗ были написаны в эллинистич. Среде. Это давало повод экзегетам *религиозно-историч. Школы искать в них влияние языческих мистерий (*Буссе, *Райценштайн и др.). Однако работами многочисл. Исследователей (*Глубоковский, *Швейцер А. И др.) было доказано, что в НЗ под эллинистич. Оболочкой сохранялась исконная библ. Традиция, не угасшая и в *языко-христианских общинах. *А в е р и н ц е в С.С., Греч. Лит-ра и ближневост. "словесность", в кн. Типология и взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971, т.1. *А р с е н ь е в Н., Эллинистич. Мир и христианство, Варшава, 1933. Б а у м г а р т е н Ф. (и др.), Эллинистическо-римская культура, СПб., 1914. Б о н н а р Ш., Греч.

Цивилизация, пер. С франц., М., 1962, т. 3. *Г э т ч Э., Эллинизм и христианство, в кн. Общая история европ. Культуры, СПб., [1911], т.6. *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению и существу, в его кн. "Евангелие" св. Ап. Павла и теософия Филона, кн. Премудрости Соломоновой, эллинизм и рим. Право, СПб., 1910, т.2. З е л и н с к и й Ф.Ф., Религия эллинизма, Пг., 1922. Л о с е в А.Ф., История античной эстетики. М., 1979-80, т.5-6. М о м м з е н Т., История Рима, М., 1949, т.5. Р а н о в и ч А.Б., Эллинизм и его историч. Роль, М.-Л., 1950. С в е т л о в Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (с библиогр.). *Т а р н В., Эллинистич. Цивилизация, М., 1949. *Т у р а е в Б.А., История древнего Востока, Л., 1936, т.2.

*Ф р э з е р Дж., Золотая ветвь, М., 1980. Ш л ю м б е р ж е Д., Эллинизированный Восток, М., 1985. Ш т э р к В., Иудейство и эллинизм, в кн. Христианство в освещении протестантских теологов, СПб., 1914. *D а n i №l o u J., Message evangelique et culture hellenistique aux II et III si-cles, P., 1961. *H е n g е l M., Judentum und Hellenismus, Tub., 1969 (англ. Пер. Judaism and Hellenism, Phil., 1974). *Т о у n b е е A., Hellenism, L., 1959. W e n d l a n d P., Hellenistisch-Romische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum, Tub., 1912. Проч. Библиогр. Cм. В yк. Трудах, а также в ст. Второго Храма Период. Междузаветный период. Премудрости Соломоновой Книга..

Значения в других словарях
Экхарт

(Eckhart) Иоганн (М е й с т е р Э к х а р т), иером. (ок.1260-1327), нем. Католич. Богослов и мистик. Род. В Тюрингии в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского opдeнa. Пoлyчил разностороннее схоластич. Образование. Читал лекции в Парижском ун- те. Занимал руководящие должности в ордене. Прославился как проповедник, впервые обращавшийся к народу на его родном языке. Незадолго до смерти Э. Против него было выдвинуто обвинение в ереси, и хотя доминиканцы успешно защищали его,..

Элефантинские Папирусы

Архив иудейского военного гарнизона, состоявшего на службе у егип. Царя (кон. 5 в. До н.э.). Э.п. Найдены в верхнем Египте на о.Абу, или Элефантине, в кон. 19 в. Первое собрание их было приобретено *Райценштайном и египтологом В.Шпигельбергом (1870-1930). Папирусы публиковались с 1906 по 1953. Тексты Э.п. Написаны на *арамейском языке. Они включают личную корреспонденцию, официальные документы, деловые письма. Из них явствует, что иудеи колонии имели собств. Храм, к-рый впоследствии был разрушен..

Эллис

(Ellis) Питер (р.1921), амер. Католич. Библеист. Род. В Нью-Йорке. Высшее богосл. Образование получил в Риме, где специализировался по Свящ. Писанию. С 1968 проф. ВЗ и НЗ в Фордемском ун-те. Автор обобщающего учебного руководства "Люди и провозвестие Ветхого Завета" ("The Men and the Message of the Old Testament", Collegeville, 1963). В этой книге обзор ветхозав. Истории и *богословия построен на основе схемы, учитывающей *документарную теорию происхождения *Пятикнижия и др. Выводы *новой исагог..

Элохим

(Элогим) - см.Имена Божьи.. ..

Дополнительный поиск Эллинизм И Библия Эллинизм И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эллинизм И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эллинизм И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 17 символа