Эстетика Библейская

291

(от греч. A"s(htikТj чувственно воспринимаемый), учение Свящ. Писания о красоте и о художеств. Творчестве человека. Изучение библ. Э. Началось в *святоотеч. Период и связано с анализом художеств. Особенностей свящ. Текста (*Ориген, блж.*Августин, блж.*Иероним и др.). Этот анализ был необходим прежде всего для работы над переводами Библии, к-рые требовали сопоставления евр., греч. И лат. *поэтики. Кроме того, св. Отцы рассматривали и саму идею прекрасного, толкуя Э. В свете платонизма и неоплатонизма. Хотя работа в этом направлении не прерывалась на всем протяжении Средних веков, она получила сильный импульс с возникновением *ренессансной библеистики. Дальнейшее развитие библ. Э. Многим обязано *Гердеру, к-рый оказал большое влияние на всю эту область *библиологии.

В 19 в. Важной вехой на пути к пониманию библ. Э. Явилась книга *Шатобриана "Дух христианства". Значит. Роль в истории новейшей Э. Сыграло изучение лит. *жанров Библии (*Гункель и др.), а также сравнительное литературоведение, сопоставлявшее поэтику Писания с поэтикой *Древнего Востока и *античности (*Мовинкель, *Франк-Каменецкий, *Дьяконов, *Аверинцев). Общими проблемами библ. Э. Занимались в России *Якимов, *Олесницкий А., прот.*Елеонский Н. И др. Образ мироздания и человека в библ. Э. Писание учит, что Бог - Первопричина красоты Вселенной. Его С л о в о и Его П р е м у д р о с т ь являются источником "мудрого устроения" твари. Звезды, облака, растения, животные, человек запечатлели в себе творческую Мысль Создателя. В Притч 8:30 Премудрость Господня называет Себя "художницей", или "строительницей" (евр.

Амон). "Она прекраснее солнца, - говорит др. Библ. Писатель, - и превосходнее сонма звезд. В сравнении со светом она выше" (Прем 7:29). A свет считался первенцем мироздания, отблеском неизреченного Божественного Света, отраженного в Премудрости. В Кн.Иова даны величеств. Картины природы, сложность и совершенство к-рой проистекают из Премудрости Бога (28. 38-41). Эта мысль находит развитие у aп.Павла. "Вечная сила Его и Божество, - говорит он, - от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим 1:20). Подобным же образом и внебибл. Религии усматривали в царстве богов архетипы бытия земного. Однако здесь было и существенное различие. Для древневост. И антич. Человека природа являлась законченным, статичным целым, отображающим неподвижность Вечности.

В частн., храмы Египта и Вавилона, их архитектура, искусства, обряды были призваны воспроизводить вневременные божественно-космич. Первообразы. Поскольку природа в мифопоэтич. Сознании была неотделима от божественного бытия, искусство стремилось включить человека в эту неизменную структуру. Творчество, жизнь и труд людей рассматривались как модель, зеркало устойчивого иерархич. Порядка Вселенной. Библ. Понятие о Вселенной (евр. Ол(м) было неск. Иным. Если античный идеал красоты - это стройная завершенность, то согласно Библии в природе прекрасно все, что исполнено жизни и движения. Мир есть становление, путь, устремленность к совершенству как к ц е л и. Именно цель придает смысл всей Вселенной. "Греческий "космос" покоится в пространстве, обнаруживая присущую ему м е р у.

Библейский "олам" движется во времени, устремляясь к преходящему его пределы с м ы с л у. Вот почему поэтика Библии - это поэтика притчи, не оставляющая места ни для чего похожего на эллинскую "пластичность". Природа и вещи должны упоминаться лишь по ходу действия и по связи со смыслом действия, никогда не становясь объектами самоцельного описания, выражающего бескорыстно-отрешенную радость глаз. Люди же предстают не как объекты художнического наблюдения, но как субъекты выбора и действия" (*Аверинцев). Хотя свящ. Писатели признают "добротность", красоту космического строя, но этот строй есть переменная величина, динамический поток, зарождающийся в творческом акте и текущий навстречу таинственному "новому творению".

Такое восприятие мира определяет и характер Э. Она подчинена идее Божественного Домостроительства, благодаря к-рой общее, смысловое, господствует в Библии над частным. В Писании фактически нет ни законченных пейзажей, ни портретов. Описаниям нередко свойственны "экспрессивные поэтические образы, не поддающиеся визуально-пластическому воплощению" (В.Бычков). Художественное творчество в Библии. Запрет изображений (Исх 20:4), связанный с учением о надмирности, *Святости Бога, ограничил возможности живописи и пластики в ВЗ (см. Ст. Изобразит. Искусство и Библия) но это уравновешивалось развитием лит-ры и *музыки. Слово Божье передавалось *пророками, *мудрецами и наставниками с помощью определенных художеств. Средств, формировавшихся веками (см.

Ст. Жанры. Поэтика) Пророческие речения и гимны, афоризмы и поэмы *Учительных книг и Евангелия, являясь *Откровением, одновременно представляют собой образцы высокой литературы. Воспринимая и перерабатывая эстетич. Приемы своего времени, создавая новые формы художеств. Слова, свящ. Авторы являлись подлинными творцами. Тем самым в Библии признается и освящается ценность человеческого творчества. А в е р и н ц е в С.С., Греч. Лит-ра и ближневост. "словесность", в кн. Типология и взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971. Е г о ж е, Поэтика ранневизант. Лит-ры, М., 1977 (и др. Его работы). А у э р б а х Э., Мимесис, М., 1976. Б а р а б а н о в Е., Раннехрист. Э., "Вестник РХД", 1975, №116. Б ы ч к о в В.В., Э. Поздней античности, М., 1981.

Г р и н ц е р П.А., Две эпохи лит. Связей, в кн. Типология и взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971. История Э., М., 1962, т.1. П о м е р а н ц е в а Н.А., Эстетич. Основы искусства Древнего Египта, М., 1985. Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1914. *Ш е в ы р е в С.П., История поэзии, СПб., 18872, т.1, с.122-210. Проч. Библиогр. См. В ст. Жанры. Лит. Критика. Поэтика Библии..

Значения в других словарях
Эразм Роттердамский

(Еrasmus Roterodamus), Дезидерий, свящ. (ок.1469-1536), католич. Писатель, богослов, библеист, ученый-филолог. Род. В Роттердаме (Голландия). Рано осиротев, поступил в Августинский м-рь (1487) и вскоре был рукоположен (1492). Однако в 1494 добился разрешения выйти из м-ря и стал независимым ученым. Нек-рое время Э.Р. Жил во Франции, посещал Англию, где сблизился с Томасом Мором, работал в Альдинской типографии. В Италии ему присвоили степень доктора богословия. Деятельность Э.Р. Получила одобрен..

Эрнести

(Ernesti) Иоганн Август (1707-81), нем. Лютеранский богослов, филолог, библеист. Род. В Тюрингии. Первоначально посвятил себя классич. Филологии, курс к-рой вел в Лейпцигском ун-те. В 1759 перешел на каф. Богословия. Хотя Э. Во многом был близок к идеям *рационализма в библеистике, он не отрицал *боговдохновенности Свящ. Писания. В своей гл. Исагогич. Работе он утверждал, что все *противоречия библейские либо мнимые, либо произошли от ошибок переписчиков. В библеистику Э. Вошел как ученый, перен..

Эстий

Э с т в а н (Estius), Виллем (1542-1613), католич. Экзегет и агиограф. Род. В Голландии. Образование получил в Лувенском ун-те. Был проф. И канцлером ун-та в Дуэ. Составитель житий, комментатор трудов блж.*Августина и *Петра Ломбардского. Автор толкований к посланиям ап. Павла и *Соборным посланиям (1614). Как экзегет Э. Сложился под влиянием установок *Тридентского собора. В основу комментариев Э. Положены святоотеч. Писания, преимущ. *антиохийской школы. Он стремился со всей тщательностью выяв..

Эстонские Переводы Библии

Католич. Ливонский орден, православная Русь и протестантская Швеция в течение длительного периода боролись за господство в Эстонских землях. В 1629 перевес в этой борьбе оказался на стороне Швеции, что определило преимущ. Протестантский характер эстонского христианства. Соответственно и Э.п.Б. Осуществлялись протестантами. Первый перевод принадлежал пастору Генриху Шталю и вышел в составе нем.-эстонской *билингвы, включавшей катехизис, гимны, Евангелия и *антологию из Посланий (1632-37). Затем б..

Дополнительный поиск Эстетика Библейская Эстетика Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эстетика Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эстетика Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 19 символа