Ясперс

322

(Jaspers) Карл (1883-1969), нем. Философ-экзистенциалист, психиатр, историософ. С 1916 проф. Психологии, а с 1921 проф. Философии в Гейдельбергском ун-те. При нацистах был уволен с кафедры. После войны преподавал в Базельском ун-те. Я. Принципиально отказывался от построения законченной рациональной системы философии, называя свое учение "философствованием". Его теология является своего рода агностицизмом, не теряющим, однако, веру в реальность Запредельного. С точки зрения Я., внешний мир вещей и внутреннее духовное человеческое бытие (экзистенция) требуют совершенно различного подхода. Экзистенция осознает, "высветляет" себя в трагическом столкновении с внешним миром, к-рое открывает ей путь к вечной Запредельности (всеобъемлющему Абсолюту, Трансцендентности), и в контакте с др.

Экзистенциями (в "коммуникации"). Философ противопоставлял религ. Вере с ее авторитетом "философскую веру", к-рая мыслит Абсолют с помощью "шифров", не претендующих на адекватную передачу запредельного опыта. В связи с этим Я. Выступил против *демифологизации Писания, предложенной *Бультманом, к-рый пытался перевести язык Библии на язык рациональных понятий. Согласно Я., эти понятия не могут быть приложимы к Божественной Тайне, к Запредельному. Когда речь идет об иррациональном измерении, нельзя отбрасывать *миф. "В мифологических образах говорят символы, сущность к-рых непередаваема ни на каком языке. Они доступны только в их мифологической форме, незаменимы, непереносимы. Их рациональное объяснение невозможно, оно мыслимо только в новых мифах, посредством их видоизменения".

Я. Утверждал, что Библия, наряду с античной философией, является основой европ. Культуры и веры. Однако в библ. *богословии он делал ударение лишь на одной его стороне, на идее тайны. Вольно интерпретируя диалог между прор. Иеремией и Варухом, (Иер 45:3-5), Я. Утверждал, что на все горестные вопрошания своего ученика пророк отвечал. Бог существует, и в этом заключается разрешение всех трагедий. Из библ. Заповедей Я. Выделял три главные. Запрет изображений, запрет поклоняться иным богам и повеление соблюдать этический закон. Эти заповеди были наиболее близки Я., поскольку соответствовали его "богословскому агностицизму". Бог сокровенен и непостижим. Мысль о Нем должна находиться под контролем апофатического принципа. Повиновение Ему выражается в нравств.

Императиве. Я. Рассматривал ВЗ в контексте эпохи, к-рую он назвал "осевым временем" и к-рая ознаменовалась появлением мировых религ.-нравств. Учений в Индии, Китае, Греции, Палестине и Иране (1-е тыс. До н.э.). В "осевое время" произошел "самый резкий поворот в истории". Он связан с "появлением человека такого типа, каковым он является сегодня". Справедливо подчеркивая роль "осевого времени" для мирового сознания, Я. Недооценивал другую "ось истории" - христианство, к-рое представлялось ему явлением вторичным. Он не увидел принципиальной новизны и уникальности Евангелия, они заслонялись для него наследием дохрист. Мировых учений. Тем не менее Я. Признавал, что христианство является "самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, к-рая когда-либо существовала".

(U. В u l t m a n n R.), Die Frage der Entmythologisierung, Munch., 1954 (англ. Пер. [Bultmann R., coauth.], Myth and Christianity, N.Y., 1958). Einfuhrung in die Philosophie, Z., 1958 (там же приведена осн. Библиогр. Трудов Я.). В рус. Пер. Истоки истории и ее цель, М., 1978 (пер.ИНИОН). Г а й д е н к о П., Философия культуры Карла Я., "Вопросы лит-ры", 1972, №9. М е н ь А.В., К проблематике "Осевого времени", "Народы Азии и Африки", 1990, №1. Р а ш к о в с к и й Е.Б., Древневост. Проблематика в истории зап. Филос. Мысли ХХ века. Карл Я., "Народы Азии и Африки", 1985, №1. Совр. Бурж. Философия и религия, М., 1977. Т и п с и н а А.Н., Философия религии Я., Л., 1982. ФЭ, т.5 (с библиогр.). ФЭС, с.818. W a l l r a f f Ch., Karl Jaspers, Princeton, 1970.

Проч. Иностр. Библиогр. См. В ОDСС, р.728..

Значения в других словарях
Ясперс

(Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902—08). С 1908 ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге. С 1916 профессор психологии, а с 1921 профессор философии Гейдельбергского университета (в 1937 был отстранён от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945). С 1948 — в Базельском университете. Медицинские труды Я. Посвящены ..

Ясперс

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883 - 1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" - различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть>). Основные сочинения. "Философия" (тома 1-3, 1932), "Истоки и цель истории" (1949), "Великие философы" (тома 1-2,..

Японские Переводы Библии

См.Переводы Библии на восточные языки.. ..

Ярошевский

Григорий Григорьевич - см.Георгий Ярошевский( митр.. ..

Яхве

(Я г в е, И а г в е), свящ. Ветхозав. Имя Божье. См. Ст. Имена Божьи. Тетраграмма.. ..

Яхвизм

(от *Яхве), в библ. Науке условное название ветхозав. Религии, преимущ. *допленного периода.. ..

Дополнительный поиск Ясперс Ясперс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ясперс" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ясперс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 6 символа