Яхвистическая Традиция В Пятикнижии

282

(усл. Обозначение Я, лат. J), согласно *четырех источников Пятикнижия теории, самый ранний из источников, вошедший в Быт, Исх, Числ и в незначит. Объеме во Втор. Первоначально, в 18 в. (см. Ст. Виттер. Астрюк) Я.т. Была выделена по одному признаку. Предпочтительному употреблению свящ. Имени Божьего *Яхве (в греч., слав., рус. И большинстве др. Пер. Передаваемому словом Господь). Позднее были установлены и др. Критерии (особенности стиля, *богословия, *ономастики и т.п.). В отличие от *Элохиста, считавшего, что свящ. Имя открылось лишь Моисею (Исх 6:2-3), *Яхвист относит откровение этого Имени к древнейшим временам человечества (Быт 4:26). Язык Яхвиста отмечен живой наглядностью и образным символизмом. Началом Я.т. В тексте Пятикнижия в наст.

Время принято считать Быт 2:4б ("В то время, когда Господь Бог создал землю и небо..."). Далее традиция повествует о *Грехопадении, первом братоубийстве, потомках Каина, *Потопе, *Вавилонском столпотворении, *патриархах, Исходе, странствии по пустыне и завершается Я.т. Описанием смерти Моисея. К законодательной части традиции *Яхвиста относится *ритуальный Декалог (Исх 34). Сторонники гипотезы *Шестокнижия усматривают элементы Я.т. И в Ис Нав. По мнению *Пфайффера и *Айссфельдта, Я.т. Состоит из неск. Слоев, отражающих различные богосл. Традиции. Существуют 4 основных взгляда на Я.т. 1) Особая Я.т. - это фикция. То, что принимают за писание Яхвиста, есть неотъемлемая часть текста, написанного самим Моисеем (*старая исагогика всех конфессий, *фундаментализм).

2) Моисей использовал существовавшие до него писания Яхвиста Астрюк( и др. Католич. Авторы). 3) Я.т. Допленного периода существовала гл. Обр. В форме *устной традиции (*скандинавская школа). 4) Я.т. Записана в послемоисеево время, хотя по содержанию восходит к Моисею Эту т.зр. Разделяет большинство совр. Библеистов всех исповеданий. Согласно этой гипотезе, Яхвист писал после *разделения царств. Либо в 9 в. До н.э. (*Велльхаузен и его школа), либо в 10 в. (*Карташев, *Князев, *"Балтиморская школа"). Все экзегеты, поддерживавшие *документарную теорию происхождения Пятикнижия, связывают Яхвиста с Иерусалимом (только *Ренан считал, что он жил в *Ефреме). *Тураев характеризует его как "высокоодаренного иудея не из среды духовенства, вероятно, из круга древних пророков, полного глубоких мыслей и исканий, монотеистического и универсального миросозерцания".

Богословие Я.т. Рассматривает историю как диалог между благим и справедливым Творцом и людьми, к-рые по-разному отвечают на Его дары и обетования. Они восстают против Его воли, ищут собств. Путей, проходят через испытания. Свой промыслительный замысел Господь осуществляет вопреки неверности людей, действуя через избранников, повинующихся Его воле. В них, как в малом семени, заключено грядущее благословение для всех народов земли. К Я.т. Принято относить след. Разделы Пятикнижия. Быт 2:4б. 3. 4:5-29. 6:1-8. 7:1-5,7-10,12,16б,17б,22-23. 8:2б-3а,6-12,13б,20-22. 9:18-27. 10:8-19,21,24-32. 11:1-9,28-30. 12:1-4,6-20. 13:1-5,7-11,12б,18. 15 (J+E). 16:1б-2,4-16. 18 (кроме стиха 29). 21:1-2а,6б-7,25,26,28-30,32-34. 25:11,14-18,20-24. 25:1-6,18,21-26,27-34.

26. 27:1-45. 28:10,13-16,19,31-35. 30:3б-5,7,9-16,24-31, стихи с 32 по 43 (J+E). 31:1,3,21,31,38-40,46,48-50. 32:2-13,14а,22,24-32. 33:1-17. 34 (J+E). 37:1-2 (J+E),3-4,11-13,14б,18б,21,23а,25-27,28б,32б-33,35. 38. 39. 42:27-28,38. 43:1-14,16-23,24-34. 44. 45 (J+E). 46:1-5,28-34 (J+E). 47:12 (J+E). 48:8-22 (J+E). 49 (J+E). 50:1-11,14. Исх 1:6,8-12. 2:15-23. 3:7-8,16-20. 4:1-16,19-20,22-31. 5 (J+E). 6:1,7,23,25. 8:1-4,8-15,20-32. 9:7,13-21,23-34. 10:1-7,13б-19,28-29. 11:4-8. 12:21-23,29-30. 13:21-22. 14:5-7,10-14,19-20,24-26,27б,30-31. 15:22-25,27. 16:4. 17:1б-2. 19-20. 24:1-2,9-11. 32:9-14. 33:7-11. 34:1-5,10-28. Числ 10:29-36. 11:1-34. 13:17б-20,22-24,26-31,32б-33. 14 (J+E+P). 16 (J+E+P). 20-24. 32 (J+E+P). Втор 10:6-7,31. 14-15. 23. 34:1б-4,10-12. [*А н д р е е в И.Д.], Библейская история, НЭС, т.6.

*В е л л ь г а у з е н Ю., Введение в историю Израиля, пер. С нем., СПб., 1909. Свящ.*К н я з е в А., Господь, муж брани, ПМ, 1949, вып.7. *Р ы б и н с к и й В.П., Иеговисты и Элогисты, ПБЭ, т.6, с.194-205. С в е т л о в Э. (прот. А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971. *A u z o u G., La Tradition Biblique, P., 1957. *E l l i s P., The Yahwist - The Bibles First Theologian, L., 1969. Проч. Библиогр. См. В ст. Пятикнижие..

Значения в других словарях
Яхвизм

(от *Яхве), в библ. Науке условное название ветхозав. Религии, преимущ. *допленного периода.. ..

Яхвист

Согласно *документарной теории происхождения Пятикнижия, предполагаемый автор, записавший один из вариантов Моисеева *Предания (см. Ст. Яхвистическая традиция в Пятикнижии).. ..

Яхонтов

Иван Петрович (1855-86), рус. Правосл. Богослов. Род. В Курской губ. В семье священника. Окончил МДА (1881). Пpeподавал философию в Ярославской ДС и богословие в МДА. В своем гл. Труде "Изложение и историко-критич. Разбор мнения Ренана о происхождении еврейского единобожия" (М., 1884) Я. Подверг критике гипотезу *. ..

Ёнхынса

..

Дополнительный поиск Яхвистическая Традиция В Пятикнижии Яхвистическая Традиция В Пятикнижии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яхвистическая Традиция В Пятикнижии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яхвистическая Традиция В Пятикнижии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 35 символа