Конфликт

143

IКонфли́кт (от лат. Conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. IIКонфли́кт художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами — характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. В структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин «К.» (или Коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим видам и жанрам искусства. Литературе (драма, многие эпические жанры, иногда — лирика), театру, кино.

Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, К. По его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации (См. Кульминация) и развязки (См. Развязка). Т. О. Произведению обеспечивается внутреннее диалектическое единство и цельность. К. Непосредственно раскрывается в Сюжете (который часто называют «движущимся К.»), а также в предметных деталях, композиции и языке произведения. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии К. Составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи. Эстетическая специфика художественного К. Выступает в таких категориях, как Трагическое, Комическое, идиллическое (отсутствие К.) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных К.

Самым общим источником содержательности художественного К. Являются духовно- и социально-исторические противоречия реального мира. Однако, в отличие от общественных наук и публицистики, искусство осваивает социальный К. Опосредствованно, — отражая те многообразные противоречия, которые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном, телесном своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» разлад передовой дворянской интеллигенции с самодержавно-крепостническим строем и русским «миром» вообще выявляется главным образом в личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви. При этом обнаруживается несоответствие между общественным воспитанием героя и подлинной человечностью, что определяет и внутренний К.

Его с самим собой. Очевидно, что определение объективного социального противоречия, питающего художественный К., ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего поколения идейную глубину произведения. Ведь одно и то же объективное противоречие отразилось во многих других романах того периода («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Рудин» И. С. Тургенева и др.), по своему содержанию, однако, глубоко отличных от «Евгения Онегина». Художественный К. Ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом. Вместе с тем К. В произведениях определённой исторической эпохи обладают некоторой общностью. В них отражается одна историческая стадия развития общественных взаимоотношений и личностного самосознания.

Для античного искусства одним из центральных является К. Ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока. Для позднего Возрождения — героически самодеятельной личности и эгоистического индивидуализма, антигуманных обстоятельств. Для барокко — К. Прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма. Для классицизма — личных страстей и гражданского долга. Для романтизма — «гениальной» личности и прозаичности среды. Реализм, приблизив художественный К. К его социально-исторической основе, — противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, невоплотимость внутреннего мира личности в социально-историческую плоть (человек в романе, по М.

М. Бахтину, или больше своей судьбы, или меньше своей человечности) — развил небывалое многообразие К. В литературе модернизма превалируют К. Индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсознания, биологического и социального в человеческой природе. Социалистический реализм, наследуя богатство классического К., вскрывает их общественную детерминированность и выдвигает как главный К. Противостояние и встречу человека и истории, социально-классовые антагонизмы и их революционное разрешение, становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистической моралью. Впервые обстоятельно теория К. Разработана Г. Гегелем. По Гегелю, «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» действующих сил — непременно «субстанциональных», всеобщих положительных сил.

Исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале. Марксистская эстетика акцентирует объективную социально-историческую природу К. И настаивает на его разрешении согласно смыслу исторического Прогресса. Вместе с тем она принципиально допускает неразрешимость художественного К. В рамках отдельных произведений. Ф. Энгельс специально оговаривал, что «. Писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Проблема художественного К. Остаётся актуальной в советской эстетике. Лит. Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, в 4 тт., т. 1—3, М., 1968—71.

Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964. Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, там же, [кн. 1], М., 1962. М. Н. Эпштейн.

Значения в других словарях
Конфискация имущества

принудительное, безвозмездное изъятие из личной собственности граждан в собственность государства всего или части имущества. В уголовном праве К. И. — один из видов дополнительного наказания. По советскому праву применяется только в качестве дополнительного наказания. Может быть назначена при осуждении за государственные и корыстные преступления в случаях, специально указанных в законе. Суд вправе конфисковать имущество (всё или часть его) независимо от правомерности его приобретения. При решен..

Конфитюр

(франц. Confiture, от confire — варить в сахаре) разновидность Джема, желе с равномерно распределёнными в нём целыми или измельченными плодами (ягодами), уваренными с сахаром с добавлением желирующих веществ (чаще всего пектина). Сырьём служат плоды и ягоды сырые, свежезамороженные или заготовленные впрок горячим розливом. Подготовленные плоды бланшируют (см. Бланширование), затем варят в сахарном сиропе, добавляя желирующие вещества, лимонную кислоту, иногда ванилин. Термин «К.» применяется в о..

Конфликт художественный

Конфликт художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами — характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. В структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин «К.» (или коллизия. ..

Конфликты пограничные

см. Пограничные конфликты. ..

Конфликт

КОНФЛИКТ (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил.. ..

Конфликт

(лат. Conflictus, от confligere - сталкиваться). Столкновение, спор, распря.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Conflictus, от confligere, сталкиваться. Столкновение, спорь, распря.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)столкновение.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)столкновен..

Конфликт

• коренной конфликт. ..

Конфликт

См. Столкновение.... ..

Конфликт

Бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый, необоснованный, непрестанный (обычно мн.), несерьезный, нескончаемый, ожесточенный, острый, открытый, принципиальный, пустой, пустяковый, пустячный (разг.), серьезный, сложный, скрытый, упорный, чепуховый (разг.). Военный, вооруженный, домашний, идейный, идеологический, международный, парламентский, политический, семейный, социа..

Конфликт

М.Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.. ..

Конфликт

КОНФЛИ́КТ -а. М. [лат. Conflictus]. ..

Конфликт

-а, м. Столкновение, серьёзное разногласие, спор. Вступить в к. Семейный к. Вооруженный к. На границе. II прил. Конфликтный, -ая, -ое. Конфликтная ситуация. Конфликтная комиссия (по разбору конфликтов).. ..

Конфликт

Конфликта, м. (латин. Conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский конфликт.. ..

Конфликт

Заимств. В середине XIX в. Из нем. Яз., где Konflikt <. Лат. Conflictus, суф. Производного от confligere «сражаться, биться». Конфликт буквально — «столкновение, бой».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Конфликт

КОНФЛИКТ (буквально «столкновение»). - В широком смысле К. Следует называть ту систему противоречий, к-рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении - в эпических и драматических широко и полно, в лирических - в первичных формах. Понятие К. Само по себе в достаточной степени многообразно. Можно говорить о К. В смысле внешней противопоставленности персонажей. Напр. Гамлета и его про..

Конфликт

- (от лат. Conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. Приводит в движение сюжетное действие. К. Может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характ..

Конфликт

Конфликт - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.. ..

Конфликт

(лат. Conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях.. ..

Конфликт

(лат. Conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях.. ..

Конфликт

(лат. Conflictus — столкновение). ..

Конфликт

(лат. Conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях.. ..

Конфликт

(Conflict). Определяется как противодействие приблизительно равных сил поля (Левин К., 1980б, с. 128).. ..

Конфликт

(Conflict. Konflikt) — состояние нерешительности, неуверенности, сопровождаемое внутренним напряжением. (См. Также противоположности и трансцендентная функция). «Явно невыносимый конфликт есть доказательство правоты. ..

Конфликт

— столкновение сторон, мнений, сил. В литературе и искусстве — коллизия.. ..

Конфликт

КОНФЛИКТ (лат. Conflictus - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. Как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. - процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального К. Включается широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения..

Конфликт

- в психологическом смысле и содержании - негативное взаимодействие, в котором цели и интересы участников противоречат друг другу или достижение целей одних участников возможно только через ущемление интересов и устремлений других его участников. (Косолапов Н.А., с.103). ..

Конфликт

(лат. Conflictus - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. Как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. - процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального К. Включается широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения отдельны..

Конфликт

(лат. Conflictus — столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. Подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др. Принципиально разделение К. На внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).Внутриличностный К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. П. У одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости нас..

Дополнительный поиск Конфликт Конфликт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфликт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфликт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа