Конфликт
IКонфли́кт (от лат. Conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. IIКонфли́кт художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами — характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. В структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин «К.» (или Коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим видам и жанрам искусства. Литературе (драма, многие эпические жанры, иногда — лирика), театру, кино.
Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, К. По его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации (См. Кульминация) и развязки (См. Развязка). Т. О. Произведению обеспечивается внутреннее диалектическое единство и цельность. К. Непосредственно раскрывается в Сюжете (который часто называют «движущимся К.»), а также в предметных деталях, композиции и языке произведения. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии К. Составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи. Эстетическая специфика художественного К. Выступает в таких категориях, как Трагическое, Комическое, идиллическое (отсутствие К.) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных К.
Самым общим источником содержательности художественного К. Являются духовно- и социально-исторические противоречия реального мира. Однако, в отличие от общественных наук и публицистики, искусство осваивает социальный К. Опосредствованно, — отражая те многообразные противоречия, которые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном, телесном своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» разлад передовой дворянской интеллигенции с самодержавно-крепостническим строем и русским «миром» вообще выявляется главным образом в личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви. При этом обнаруживается несоответствие между общественным воспитанием героя и подлинной человечностью, что определяет и внутренний К.
Его с самим собой. Очевидно, что определение объективного социального противоречия, питающего художественный К., ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего поколения идейную глубину произведения. Ведь одно и то же объективное противоречие отразилось во многих других романах того периода («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Рудин» И. С. Тургенева и др.), по своему содержанию, однако, глубоко отличных от «Евгения Онегина». Художественный К. Ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом. Вместе с тем К. В произведениях определённой исторической эпохи обладают некоторой общностью. В них отражается одна историческая стадия развития общественных взаимоотношений и личностного самосознания.
Для античного искусства одним из центральных является К. Ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока. Для позднего Возрождения — героически самодеятельной личности и эгоистического индивидуализма, антигуманных обстоятельств. Для барокко — К. Прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма. Для классицизма — личных страстей и гражданского долга. Для романтизма — «гениальной» личности и прозаичности среды. Реализм, приблизив художественный К. К его социально-исторической основе, — противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, невоплотимость внутреннего мира личности в социально-историческую плоть (человек в романе, по М.
М. Бахтину, или больше своей судьбы, или меньше своей человечности) — развил небывалое многообразие К. В литературе модернизма превалируют К. Индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсознания, биологического и социального в человеческой природе. Социалистический реализм, наследуя богатство классического К., вскрывает их общественную детерминированность и выдвигает как главный К. Противостояние и встречу человека и истории, социально-классовые антагонизмы и их революционное разрешение, становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистической моралью. Впервые обстоятельно теория К. Разработана Г. Гегелем. По Гегелю, «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» действующих сил — непременно «субстанциональных», всеобщих положительных сил.
Исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале. Марксистская эстетика акцентирует объективную социально-историческую природу К. И настаивает на его разрешении согласно смыслу исторического Прогресса. Вместе с тем она принципиально допускает неразрешимость художественного К. В рамках отдельных произведений. Ф. Энгельс специально оговаривал, что «. Писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Проблема художественного К. Остаётся актуальной в советской эстетике. Лит. Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, в 4 тт., т. 1—3, М., 1968—71.
Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964. Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, там же, [кн. 1], М., 1962. М. Н. Эпштейн.
Дополнительный поиск Конфликт
На нашем сайте Вы найдете значение "Конфликт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфликт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа