Пиаже
(Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической (См. Эпистемология генетическая). Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926—29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921—25) ключом к пониманию мышления ребёнка П. Считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», рус. Пер. 1932). При этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации (См. Социализация). В последующем источник формирования и развития детской мысли П.
Усматривает в действиях с вещами. Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития становится для П. Исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. Н. Операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см.
Интериоризация) и скоординированное с др. Действиями в определенную систему. П. Выделил и детально исследовал четыре основные стадии развития интеллекта. Сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции П. Проанализировал многие др. Психические функции — восприятие, эмоции, функцию символического выражения и др. Синтез психологических и логических воззрений П. Нашёл выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. Внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию (См. Детская психология), в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики.
Недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в современной психологии. Соч. La construction du réel chez l'enfant, Neuchâtel — P., 1937. La formation du symbole chez l'enfant, Neuchâtel — P., 1945. Le développement de la notion de temps chez l'enfant, P., 1946. Introduction à l'épistémologie génétique, v. 1—3, P., 1949—50. Le mécanismes perceptifs, P., 1961. Etudes sociologiques, Gen., 1965. La psychologie et pédagogie, [P., 1969]. L'épistémologie génétique, P., 1970. В рус. Пер.— Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. С Б. Инельдер). Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.). Экспериментальная психология, в. 1—4, М., 1966—73 (ред.
Совместно с П. Фрессом). Лит. Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. Пиаже — психолог, логик, философ, «Вопросы психологии», 1966, № 4. Флейвелл Д. Х., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. С англ., М., 1967. В. Н. Садовский. Ж. Пиаже..
Дополнительный поиск Пиаже
На нашем сайте Вы найдете значение "Пиаже" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пиаже, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 5 символа