Психоанализ
(от Психо. И Анализ) метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 — начале 20 вв. Австрийским врачом З. Фрейдом. От П. Как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать Фрейдизм, возводящий положения П. В ранг философско-антропологических принципов. Отдельные положения П. Можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов). Ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и «отреагировать» забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники П.
Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. Не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению (См. Вытеснение) — активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, «зашифрованной» форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П. Как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней «цензурой», представляющей собой механизм защиты сознательного «Я» против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования П. Усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах.
Эти наблюдения вывели П. За пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики. В тех и других П. Обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее. С точки зрения П. Каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах — динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс. По аналогии с физической энергией П. Вводит понятие о квантуме психической энергии, её «зарядах» — катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном. На первом этапе развития П. (конец 90-х — начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (Либидо).
Учение о психической структуре возникло в П. Позднее (З. Фрейд, «Я» и «Оно», 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование «Оно». Это резервуар психической энергии, «кипящий котёл» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура — сознательное «Я» формируется как «оттиск» внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования «Я» особую роль П. Придаёт идентификации (См. Идентификация).
«Я» — посредник между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением. «Я» руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся Проекция. Реактивное образование, построенное на амбивалентности (См. Амбивалентность) влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость — как чрезмерная доброта и т.п.). Инверсия — влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура — «Сверх-Я» формируется в результате интроекции (См. Интроекция) социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. «Сверх-Я» функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть. Вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования «Сверх-Я» весь психический аппарат начинает функционировать как целое. Распространение П. В Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал «Imago», с 1913 — «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse») и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914—18.
В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 П. Подвергается запрету в Германии, с 1938 — в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. В Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов П., приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по П. П. Послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии (См. Глубинная психология). Внутренние противоречия концепции П. У Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений — индивидуальной психологии (См.
Индивидуальная психология) А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. Н. Эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного «Я». После 2-й мировой войны 1939—45 развитие П. В Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии Экзистенциализма, феноменологии (См. Феноменология), Неотомизма, в США — Неофрейдизма. Попытки применения метода П. Характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в. Школы «потока сознания» (См. Поток сознания), сюрреализма и др. Советская психология, отмечая, что П. Ввёл в научное рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологической деформации и др.), критикует его за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию психоаналитических понятий и механическое перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психологизации человеческого общества, личности и культуры.
Лит. Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [т. 1 —2], М. — П., 1922. Его же, Основные психологические теории в психоанализе, М. — П., 1923. Психоанализ детского возраста. [Сб. Ст. М., 1924. Бассин Ф. В., Проблема «бессознательного», М., 1968. Grinstein A., The index of psychoanalytic writings, v. 1—10, N. Y., 1956—72. Pumpian-Mindlin Е., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]. Art and psychoanalysis, N. Y, 1963. Psychoanalysis and current biological thought, Madison — Milwaukee, 1965. Encyclopedia of psychoanalysis, N, Y. — L., 1968. См. Также лит. При ст. Глубинная психология. Д. Н. Ляликов. П. В литературоведении — способ трактовки литературных произведений с точки зрения психологического учения о бессознательном (См. Бессознательное).
П. Рассматривает художественное творчество как сублимированное (см. Сублимация) символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. П. Выявляет в истории литературы ряд устойчивых сюжетных схем, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального и нравственного запрета (так, в «Царе Эдипе» Софокла, «Гамлете» Шекспира и «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства, связанный с вытесненным «эдиповым комплексом»). Первые образцы применения П.
К литературе и искусству дал З. Фрейд («Поэт и фантазия», «Достоевский и отцеубийство»), предупреждавший, однако, против смешения задач П. И литературоведения. П. Подходит к литературе только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем. Наиболее адекватно П. Приложим к изучению продуктов мифологии (См. Мифология) и «массовой культуры» (См. Массовая культура), где сознательное «Я» личности растворяется в бессознательном «Оно» и устраняются собственно эстетические критерии. В 20—30-е гг. Наряду с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к биологическим инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения П.
В борьбе против формалистической и вульгарно-социологической методологии [Л. Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику новейших течений (Дадаизм, Сюрреализм, Экспрессионизм, «мифологизм»), найти объяснение загадочным литературным феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском, Г. Фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене), соединить П. С учением о художественной форме и об общественной роли литературы (Х. Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоенное время на Западе наиболее распространены две версии П. Экзистенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский и др.) ищет в литературе свидетельства о подлинном человеческом бытии, укоренённом не в биологической природе, но в этической свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художественного вымысла, где духовная «самость» преодолевает гнёт исторической судьбы и выбирает себя.
Структуральный П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. Знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его «сознательному» замыслу и смыслу. П. В западном литературоведении подвергается критике со стороны марксистов. Причём имманентно-статическим структурам подсознания противопоставляется динамика социально-исторической жизни как источник творческого процесса. Доктрину П. Оспаривают также последователи культурно-исторической школы и приверженцы математических и кибернетических методов. Лит. Фрейд З., Поэт и фантазия, в кн. Совр. Книга по эстетике, М., 1957 (есть лит.).
Выготский Л., Психология искусства, М., 1968. Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969. Morrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968. Matt P. Von, Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Freib., 1972. М. Н. Эпштейн..
Дополнительный поиск Психоанализ
На нашем сайте Вы найдете значение "Психоанализ" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психоанализ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа