СССР. Наука

153

Научно-технический потенциал СССР В СССР создан значительный и быстро растущий научно-технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно-технический уровень общественного производства в исторически определённых социально-экономических условиях. НТП представляет собой динамичное сочетание реализуемых и ещё не используемых объективных возможностей и условий для дальнейшего роста общественного производства. Важнейшие составляющие НТП — собственно научный потенциал, инженерно-конструкторский потенциал (принято также объединение этих двух составляющих в единый исследовательский потенциал), потенциал образования, технический потенциал производства.

Развитие НТП сопровождается усилением взаимосвязи и взаимопроникновения этих элементов. Основные параметры НТП. Сеть научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций, занятых разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и её технологическим применением. Кадры учёных и специалистов во всех звеньях цепи — от разработки научных идей до массового внедрения достижений науки и техники. Система подготовки и переподготовки научных и инженерно-технических кадров. Финансовое и материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Развитие научной, экспериментальной и производственной базы, её оснащённость научными приборами, инструментами, оборудованием, материалами для проведения исследований и разработок, внедрения их результатов в производство.

Организация и управление научными исследованиями и техническими разработками и система внедрения достижений науки и техники в практику. Система информационного обеспечения, распространения передового опыта, пропаганды достижений науки и техники. Участие в международной кооперации и специализации в научных исследованиях и технических разработках, способность эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Развитие НТП, темпы и характер его количественного и качественного роста определяются социально-экономической природой государства, общими и специфическими особенностями страны, уровнем развития её экономики и культуры. В условиях социализма постоянное наращивание и использование НТП осуществляется планомерно в масштабах всего общества на основе единой научно-технической политики как составной части общегосударственной социально-экономической политики.

Рост НТП СССР — одно из главных условий социально-экономического прогресса, обеспечения всестороннего развития всех членов общества и наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Планирование развития НТП, как и всего комплекса научных и технических исследований, является в СССР составной частью всей системы управления. Сознательно ставя науку на службу коммунистическому строительству, КПСС разрабатывает целенаправленную программу научно-технического прогресса (См. Научно-технический прогресс), обеспечивая соединение достижений научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) с преимуществами социалистической системы хозяйства, гармоническое, пропорциональное развитие составляющих НТП компонентов, а также науки, техники и других сфер общества.

При этом одно из главных преимуществ социалистического общества заключается в возможности концентрации усилий на решении важнейших проблем. НТП СССР формируется и развивается как органичная часть социально-экономических преобразований, осуществляемых под руководством Коммунистической партии. Рост и совершенствование материально-технической базы коммунизма, культурная революция, приведшая к широкому развитию образования, подготовке для всех отраслей народного хозяйства квалифицированных кадров специалистов, возрастающие финансовые и материальные средства, направляемые государством на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП.

Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники. В СССР насчитывается более 1,2 млн. (1975) научных работников. Общая численность занятых в сфере науки и научного обслуживания достигла 4 млн., а в области просвещения и культуры — 9,1 млн. Чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в народном хозяйстве, составило 3,7 млн. Чел. 121,5 млн. Чел. Имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58,7 млн. Чел. В 1959). В народном хозяйстве было занято 22,8 млн. Специалистов с высшим и средним специальным образованием (в т. Ч. 9,5 млн. С высшим и 13,3 млн. Со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюционной России. На начало 1976 доля лиц с высшим образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) — 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно — 1% и 12%).

После Октябрьской революции 1917 число научных работников росло быстрыми темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс. Научных работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех научных работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук — в 3,3 раза (см. Табл. 1). Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число научных работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть научных работников мира. При сохранении высоких темпов роста НТП важнейшее значение Коммунистическая партия придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности использования НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления научно-исследовательскими учреждениями и внедрением новой техники в производство.

Общее руководство научно-техническими исследованиями в стране осуществляет Совет Министров СССР. Специальным органом, ответственным за научно-технический прогресс, является Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ). Высшее научное учреждение СССР — Академия наук СССР (см. Табл. 2). Развитие НТП было направлено на развёртывание научной базы не только в традиционных культурных центрах, но и в новых промышленных и сельскохозяйственных районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвленная и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличительные черты — охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистического строительства.

Табл. 1. — Численность научных работников (на конец года), тыс. Чел. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Всего научных работников, включая научно- | 1950  | 1960  | 1970  | 1975 | | педагогические кадры вузов  |--------------------------------------------------------------| | | 162,5  | 354,2  | 927,7  | 1223,4 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе имеют учёную степень. |  |  |  | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | доктора наук | 8,3 | 10,9 | 23,6 | 32,3 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | кандидата наук | 45,5 | 98,3 | 224,5  | 326,8 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Из общего числа научных работников имеют |  |  |  | | | учёное звание.

|  |  |  | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | академика, члена-корреспондента, профессора | 8,9 | 9,9 | 18,1 | 22,9 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | доцента  | 21,8 | 36,2 | 68,6 | 87,9 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | старшего научного сотрудника | 11,4 | 20,3 | 39,0 | 53,3 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | младшего научного сотрудника и ассистента | 14,6 | 26,7 | 48,8 | 45,0 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.

2. — Численность научных работников и число научных учреждений в составе АН СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий (на конец 1975) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | АН СССР  | Численность  | Численность | Число научных  | | | научных | академиков,  | учреждений, | | | работников | действительных  | принадлежащих | | | | членов и член | АН | | | | корреспондентов |  | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------| | | 41836 | 678 | 246 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН УССР | 12102 | 282 | 76 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН БССР  | 4640 | 131 | 33 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Узбекской ССР  | 3699 | 96 | 31 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Казахской ССР | 3731 | 132 | 33 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Грузинской ССР | 5493 | 109 | 40 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Азербайджанской ССР | 4222 | 90 | 32 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Литовской ССР | 1534 | 39 | 12 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Молдавской ССР | 883 | 37 | 19 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Латвийской ССР | 1769 | 52 | 16 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Киргизской ССР | 1434 | 44 | 19 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Таджикской ССР | 1213 | 42 | 19 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Армянской ССР | 2835 | 90 | 31 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Туркменской ССР | 866 | 49 | 16 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | АН Эстонской ССР | 949 | 44 | 16 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всесоюзная ордена Ленина | 10339 | 211 | 166 | | академия сельскохозяйствен-  | | |  | | ных наук им. В. И. Ленина | | |  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Академия медицинских наук  | 5480 | 271 | 40 | | СССР | | |  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Академия педагогических наук | 1711 | 131 | 14 | | СССР | | |  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Академия коммунального | 427 | — | 5 | | хозяйства РСФСР | | |  | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Важную роль в развитии НТП играют высшие учебные заведения и созданные при них научные организации.

На начало 1975/76 уч. Г. В СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюционной России). За годы Советской власти подготовлено свыше 12 млн. Специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов. Университеты, политехнические институты и специализированные (отраслевые) институты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки научных кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960—75 увеличилась в 2,6 раза. Финансирование НТП складывается из расходов из государственного бюджета и собственных средств предприятий и организаций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров.

Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составили (в млрд. Руб.) 0,3 — в 1940, 6,9 — в 1965, 11,2 — 21 970, 17,4 — в 1975. Важной составной частью НТП являются научно-исследовательские учреждения, проектные институты, конструкторские бюро промышленности, в которых сосредоточена значительная часть прикладных научно-исследовательских работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в начале 70-х гг. Было около 45% всех научных работников. В этих организациях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К техническому потенциалу производства относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских организаций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др.

Для развития НТП характерна тенденция усиления связей между его различными составляющими. По мере роста научно-технического уровня промышленного производства всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере производства, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом. Одно из проявлений этого процесса — увеличение числа изобретателей (см. Изобретательство) и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. До 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. До 3977 тыс. Экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн.

Руб. Связь науки с производством приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса — от зарождения научных идей, научных экспериментов, инженерно-технических разработок до организации внедрения новой техники и технологии в производство. Важнейшая задача в современных условиях — всемерное ускорение этого процесса. В 1971—75 освоено производство и начат серийный выпуск 16,5 тыс. Новых видов машин, оборудования и приборов (8,4 тыс. В 1966—70). Доля отраслей, в наибольшей степени определяющих технический прогресс и эффективность народного хозяйства (машиностроения, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности) в общем объёме промышленного производства повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975.

При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1,8 раза, в том числе вычислит. Техники — в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним — в 1,9 раза. Если за 1966—70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971—75 — 2364, из них 321 и 1457, соответственно, — для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965—75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в промышленности возросло с 1,9 тыс. До 5,4 тыс., а участков, цехов и производств — с 22,4 тыс. До 66,2 тыс. Количество механизированных поточных линий увеличилось с 42,9 тыс. До 114,1 тыс., автоматических линий — с 6 тыс. До 17,1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер общественного производства, что является свидетельством успешного развертывания научно-технической революции в СССР.

Составная часть НТП — информационная служба в области науки и техники, которая строится в СССР как единая общегосударственная система. В 1975 в научно-технической информационной сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 86 центральных отраслевых органов и 93 территориальных центра информации. Непосредственно в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на фабриках и заводах имелось более 11 тыс. Бюро и отделов научно-технической информации. Всего в системе научно-технической информации занято около 166 тыс. Чел. Важнейшая черта советской науки, продолжающей традиции российской науки, — тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование международной кооперации в области науки и техники, растущее международное сотрудничество — существенное условие роста НТП.

Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что многие проблемы приобрели глобальный характер (например, мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды (См. Окружающая среда), обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с некоторыми болезнями). Важнейшее значение международных научных связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политические отношения между государствами, содействуя обеспечению международной безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами. Сотрудничество в области науки и техники становится важной предпосылкой развития стран социализма, основой их экономической интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистического содружества, укрепляющим его международные позиции.

На основе сотрудничества социалистических стран осуществляется эффективное объединение НТП стран — членов СЭВ, углубление международного разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов. Позитивные сдвиги в международной обстановке в конце 60—70-х гг. Позволили значительно расширить объём научно-технических связей СССР со многими капиталистическими странами и внесли качественные изменения в их формы и методы. Научно-технические связи с развитыми капиталистическими странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений, намечающих основные задачи и формы экономических и научно-технических связей.

Заключение этих соглашений — свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, научных и политических кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технического сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в максимальной степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономической самостоятельности, создание собственного НТП. Важную роль в развитии научно-технического сотрудничества играют международные организации. СССР — член около 600 международных политических, экономических, научно-технических, культурных и других организаций. Из них около 320 занимаются изучением и решением вопросов экономики, науки, техники.

Советские учёные и специалисты участвуют в научно-технических программах ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др. СССР проводит также работу в организациях неправительственного характера [напр., Международной организации по стандартизации (МОС), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и др.]. Актуальные проблемы разрабатываются в рамках организации, занимающихся вопросами энергетики [Мировая энергетическая конференция (МИРЭК), Международная конференция по большим электрическим системам высокого напряжения (СИГРЭ) и др.]. Плодотворно участие советских учёных и специалистов в международных организациях, занимающихся решением актуальных проблем теоретической и прикладной физики, химии, механики, биологии и других научных дисциплин.

Интенсификация международного научно-технического сотрудничества, многообразие его форм — характерная особенность современной научно-технической революции, действенное средство развития научно-технического и экономического потенциала каждой из участвующих стран. Важнейшую роль в дальнейшем развитии НТП СССР призвана сыграть впервые разработанная Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 1976—90. Намеченное в ней ускоренное развитие науки и техники, всего НТП послужит основой решения задач коммунистического строительства в СССР. См. СССР. Народное образование, СССР. Общая характеристика экономики. Д. М. Гвишиани. Газодинамический лазер непрерывного действия с выходной мощностью 15 кв.

Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР. Москва. Общий вид газодинамического лазера. Газодинамический лазер непрерывного действия с выходной мощностью 15 кв. Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР. Москва. Газодинамический лазер в действии, его излучение направлено с помощью зеркала на мишень в верхней части снимка, светящийся факел образуется раскалёнными частичками материала мишени. Стелларатор Ливень-2. Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР. Москва. Протонный синхротрон, ускоряющий протоны до энергии 76 Гэв. Институт физики высоких энергий Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР (пос. Протвино близ г. Серпухова). Панорама ускорителя. Протонный синхротрон. Институт физики высоких энергий Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР (пос.

Протвино близ г. Серпухова). Общий вид пузырьковой камеры СКАТ (одной из крупнейших в мире) на монтажной площадке перед закаткой в магнит. Институт физики высоких энергий Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР (пос. Протвино близ г. Серпухова). Внутренний вид здания для физических экспериментов в процессе монтажа. Радиотелескоп РАТАН-600 Специальной астрофизической обсерватории АН СССР на Северном Кавказе (кольцеобразная отражающая поверхность имеет диаметр 600 м). Рефлектор БТА Специальной астрофизической обсерватории АН СССР на Северном Кавказе (диаметр зеркала 6 м). Фианиты — синтетические монокристаллы, созданные на основе высокотемпературных окислов. Необработанные кристаллы. Физический институт им.

П. Н. Лебедева АН СССР. Москва. Фианиты — синтетические монокристаллы, созданные на основе высокотемпературных окислов. Ювелирные камни. Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР. Москва..

Значения в других словарях
СССР. Народное образование

Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4—5 вв. В Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. Существовала «Высшая риторическая школа» — Колхидская академия. В средние века крупными очагами культуры были Гелатская и Икалтойская академии в Грузии, Гладзорский и Татевский университеты в Армении. На территории Азербайджана, Казахстана и Средней Азии, где господствовала мусульманская религия, пр..

СССР. Население

Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. Чел.). 86,3 на 1 января 1870. 124,6 на 1 января 1897. 159,2 на конец 1913. 194,1 на 1 января 1940. 178,5 на 1 января 1950. 208,8 на 15 января 1959. 241,7 на 15 января 1970. 257,9 на 1 января 1977. Несмотря на огромные потери, связанные с двумя мировыми войнами и Гражданской войной, население росло довольно быстро. К 1940 в СССР было на 22% больше жите..

СССР. Научные учреждения

Научные учреждения до 1917 Советский Союз — страна давних научных традиций. Деятельность многих центров знаний, первые из которых возникли на территории СССР ещё в средние века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, университеты. Гладзорский (13—14 вв.) и Татевский (14—15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелатская (12 в.) академии в Грузии. Крупн..

СССР. Национальные округа

Агинский Бурятский национальный округ Агинский Бурятский национальный округ образован 26 сентября 1937. Входит в состав Читинской области. Расположен на Ю.-В. Забайкалья. Площадь 19 тыс. Км2. Население 68 тыс. Чел. (на 1 января 1976). Средняя плотность населения 3,6 чел. На 1 км2. Центр — посёлок городского типа Агинское. Ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство. Основная отрасль — мясо-молочное животноводство. Коневодство. Посевы зерновых и кормовых культур. Развита горнодобывающая п..

Дополнительный поиск СССР. Наука СССР. Наука

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "СССР. Наука" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением СССР. Наука, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа