Kosciol narodowy
(буквально — национальная церковь) — этим выражением в исторической литературе характеризуется основная идея реформационного движения, охватившего Польшу в XVI в. И направленного к пересозданию католического церковного строя на началах эклектизма, т. Е. Через устранение обветшавших сторон католичества и привнесение свежих элементов из других исповеданий. Идея К. Narodowego созрела постепенно, развиваясь под влиянием различных факторов — гуситского движения, гуманизма, недовольства злоупотреблениями польского духовенства. Последний и самый сильный толчок, под влиянием которого смутное брожение отлилось в окончательную форму, дала реформация. Среди обоих крайних направлений выделилась партия примирителей — людей, задавшихся целью найти такую формулу конкордии, которая сплотила бы воедино расколовшуюся на несколько толков народность.
Определенную формулировку идее национальной церкви дал Фрич-Морджевский, в сочинении "De emendanda republica". Главные пункты его программы следующие. Польская церковь управляется провинциальным собором, который состоит из представителей как клира, так и мирян. Епископ избирается не королем, а общим собранием выборных данной епархии. Исключительные права шляхты на занятие высших церковных должностей должны быть уничтожены. Равным образом уничтожается господствовавшее тогда право совмещения нескольких духовных должностей в одном лице. Ксендзам предоставляется право вступать в брак, а мирянам — принимать причастие под обоими видами. Высшая власть в церкви принадлежит вселенскому собору, собираемому из представителей всего христианского (а не католического только) мира через каждые 10 лет.
Папа избирается представителями всех христианских государств лишь на год, а не пожизненно. Единственное основание, которым должны руководствоваться и вселенский собор, и всякая единоличная церковная власть, и государство, в своих законах по делам церковным — Слово Божье. Основные черты этой реформы были предложены при Сигизмунд-Августе на петроковском сейме 1555 г., но, после долгих прений, победителями остались приверженцы старого порядка. Та же участь постигла указанный проект на сеймах варшавском 1556-1557 гг. И петроковском 1558 г. Лишь петроковскому сейму 1562-63 гг. Удалось добиться отмены юрисдикции духовенства в некоторых светских делах. В 1550-х годах идея национальной церкви имела сильного поборника в лице архиеп.
Гнезненского Якова Уханского, но неоднократные попытки его в этом направлении каждый раз разрушались главой католической партии — еписк. Станиславом Гозием, которому горячо содействовала курия. Когда, в 60-х годах XVI ст., наступает в Польше католическая реакция, кредит К. Narodowego постепенно падает, пыл его защитников охладевает, и он исчезает бесследно. Хронологическое совпадение этого движения с развитием в Польше протестантства оттолкнуло от него часть католиков и вооружило некоторых близоруких прелатов, видевших в К. Narodow'ом скрытое протестантство. В этом, отчасти, кроется причина неуспеха, постигшего движение в пользу К. Narodowego.К. Храневич..
Дополнительный поиск Kosciol narodowy
На нашем сайте Вы найдете значение "Kosciol narodowy" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Kosciol narodowy, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "K". Общая длина 16 символа