Антропология

176

По словопроизводству есть учение (ανθρωπος — человек, λόγος — слово, учение) о человеке. Но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной, то в последнее время у большинства исследователей составилось определение, что А. Есть учение о естественной истории или природе человека в частности. Из этого определения очевидно, что во все времена большинство ученых, в особенности физиков, врачей и натуралистов, занимались антропологией. Так как человеческая природа представляет для изучения две области, телесную и духовную, то и труды антропологов относились или к физиологии, или к психологии. Аристотель относил название А.

Преимущественно к духовной стороне изучения. Ему и приписывают самое название антропологической науки. Изучать человека с точки зрения естественной классификации, или положения его в природе как создания, подобного другим организмам, особенно животным, стали в половине прошлого столетия. Первые солидные труды по изучению человека и его разновидностей принадлежат графу Леклерку де Бюффону, который в своей "Естественной истории" отвел место и человеку, считая его, однако, существом, резко отличающимся по духовной своей жизни от других животных. Вслед за тем особенное место в мире животных определил человеку Моне-Ламарк, посвятивший ему третью часть "Зоологической философии", где с особою ясностью и последовательностью изложил основы психической жизни человека в связи с проявлением ее у близко стоящих к нему пород животных.В конце прошлого и начале нынешнего века германская научная литература изобиловала трудами о человеческой природе.

Достаточно упомянуть Блюменбаха и Окена, чтобы напомнить читателю имена натуралистов, сохранившихся в современных учебниках. Чтобы ближе ознакомиться с содержанием А. В первой половине текущего столетия, остановимся на книге кенигсбергского профессора Карла Фридриха Бурдаха, изданной на немецком языке в Штутгарте в 1837 и 1847 годах под заглавием "Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с различных сторон". В первой главе своей книги Бурдах говорит о крови, ее составе и назначении, об органах кровообращения, претворения и дыхания. Во второй — он переходит к нервной системе, к органам чувств, а затем к органам движения, т. Е. Скелету и мускулам. Тут же описываются покровы, т. Е. Кожа, волосы, а также зубы.

В третьей главе автор описывает духовную сферу человека, отличая области восприятия впечатлений, внутренних ощущений, нравственных чувств и, наконец, волевых движений. В этой же главе Бурдах определяет творческую способность человека в деле искусств, наук и касается религиозных его верований. В четвертой главе автор описывает течение человеческой жизни, начиная с утробной жизни младенца, переходя затем к детству, отрочеству, юности, старости, дряхлости и кончая, наконец, смертью. В пятой главе от общей А. Автор переходит к частной, именно определяет место человека в природе вообще и животном мире в частности и описывает отдельные разновидности человека, или расы, называя кавказскую, монгольскую, африканскую, малайскую и американскую, касается первобытной истории человеческих племен на азиатском материке, описывает расселение их по земной поверхности и кончает свою А-ю верою в светлую будущность человечества, улучшенного просвещением и религиею.

Содержание книги Бурдаха указывает на разнообразие задач А. Последующий ход науки составляет развитие изложенной программы при усовершенствовании методов исследования в отдельных ее частях.Еще в 30-х годах текущего столетия внимание естествоиспытателей и историков привлекли исследования Буше де Перта и Шмерлинга над найденными в разных местах Европы орудиями и изделиями из камня, приписываемыми племенам, жившим в весьма отдаленные времена. По выводам геологии, такие племена должны были жить в эпоху, предшествовавшую на многие сотни лет началу исторической хронологии. Так как в первой половине нашего века между натуралистами (Кювье и Ж. С.-Илером) шел оживленный спор об изменяемости видов в животном мире, то вопрос о времени и форме происхождения человека занял первое место.

В разъяснении этого вопроса наибольшие заслуги принадлежат англичанам Чарльзу Дарвину, Гексли и Лайелю. Последнему антропология обязана замечательным трудом "Геологические доказательства древности человека" (русский перевод Бакста, 1863 г.). В этой книге Лайель со свойственной англичанам осторожностью и последовательностью рассматривает все известные в его время находки человеческих останков с каменными орудиями, а равно и местонахождение первобытных его обитаний, как то. Свайных построек, пещерных жилищ, кухонных остатков и т. Д., и медленно, шаг за шагом, приводит читателя к убеждению о постепенном возникновении человеческого рода в значительно предшествующее исторической хронологии время. Лайель разбирает также вопрос о происхождении животных вообще и об анатомическом сходстве человека с близкими породами.

Геологически Лайель устанавливает появление человека в эпоху образования новейших отложений, предшествующих ледниковым образованиям. Одновременно с Лайелем вопросом о происхождении человека и положении его в ряду органических существ в Германии занимались К. Фохт и Геккель, во Франции — Катрфаж и Флуранс. В пятидесятых годах во Франции образовалась новая школа антропологов. Раз в году, по инициативе проф. Медицинского факультета Поля Брокве, учреждено парижское Антропологическое общество и вслед за этим открыты при Медицинской школе антропологические курсы, лекции которых читались и читаются талантливыми учениками и последователями Брока — Топинаром, Мартилье и др.Пол Брока закрепил за антропологическим изучением человека метрический метод, т.

Е. Числовые показатели разных частей и свойств человеческого тела в различных его проявлениях по расам, возрастам и болезненным и случайным отклонениям. Париж давно уже представлял богатое поле для антропологических исследований, в особенности благодаря своим музеям в ботаническом саду (Musées d'Histoire Naturelle). Эти музеи, основанные еще в XVII веке, к концу прошлого и в начале нынешнего столетия достигли громкой известности благодаря плеяде ученых директоров сада (Бюффону, Кювье, Ж. С.-Илеру) и не менее известным путешественникам Дюмон-Дюрвилю, Лаперузу, Д'Орбиньи и друг. В особенности интересно в Ботаническом саду антропологическое собрание, заключающее скелеты и препараты почти всех представителей человеческого рода, а также болезненных уклонений и анатомических редкостей.Сам основатель современной антропологии, П.

Брока, написал множество мемуаров по всем отраслям науки, но систематическое и популярное изложение всей области ее взял на себя ученик его Топинар. "Антропология" (русский перевод И. Мечникова, 1879 г., изд. Пантелеева). В первой ее части автор разбирает методы изучения человека как отдельного вида по отношению к другим млекопитающим, а равно по полу, возрасту и уклонениям. Этой части А. Придают название "зоологической А.". Во второй — установленные методы исследования применяются к отдельным расам и народностям по их внешним и внутренним признакам. В этой же части отводится место расам, исчезнувшим с лица земли, изучая их путем исследования уцелевших черепов и костяков. Эта часть может назваться "этнологической и доисторической археологией".

В третьей части рассматривается вопрос образования организмов вообще и вместе с тем происхождение человека. Эта последняя часть посвящена "антропогении и филогении".Французская школа антропологов отбросила вопросы чистой анатомии и физиологии, занимавшие, как мы видели, Бурдаха и его современников, оставила также психологию, передав ее в руки психиатров, и занялась исключительно описательною частью наружных признаков живого человека и его остатков с целью установления реального метода в дальнейшем развитии своей науки. Цвет кожи, волос, глазных зрачков, затем вес и размеры отдельных частей черепа и других сочленений скелета — вот материал антропологических исследований. Измерения производятся точными приборами, среди которых главную роль играет масштаб метрической системы и циркуль для определения расстояния различных точек на черепе и костях.

Измерительные методы в приложении к черепам составляют "краниометрию" (см. Это сл.), в приложении к другим частям скелета (позвоночному столбу, конечностям и проч.) — "остеометрию" (см. Это сл.), а в приложении к частям тела живого человека — "антропометрию".Для получения выводов измерительных исследований установлены условные названия или измерители различных частей скелета и тела. В приложении к краниологическим исследованиям различают диаметры (величины, получаемые масштабом), дуги, углы и показатели. Измерительные данные могут относиться и костям собственно черепа (лобной, височным и затылочным костям), лица и верхней и нижней челюстей. Каждый указатель имеет свою условную формулу. Преимущественно же значение получают показатели, выражающие отношение двух или нескольких измерителей.

Главнейшие показатели. Головной, вертикальный, лобный, лицевой, глазной, носовой и затылочный.Особенное значение для классификации черепов получил головной указатель, показывающий отношение наибольшей ширины к наибольшему поперечнику ([н. Ш. Х 100]/н. П.). Согласно этому показатели черепа разделяются на длинноголовые, среднеголовые и короткоголовые. Вот некоторые головные показатели, по измерениям Брока, заключающие, как это видно, основание для классификации ныне живущих и вымерших человеческих рас:Длинноголовые — 75,00" и меньше, австралийцы 71,49, эскимосы 71,71, готтентоты 72,42, кромонион (доисторический) 73,34, лозера (то же) 73,32. Поддлинноголовые — 75,01—77,77, из дольменов Сев. Франции 76,01, древние египтяне 75,53, полинезийцы 76,30, эпохи Меровингов 76,36, испанск.

Баски 77,62, китайцы 77,60. Среднеголовые — 77,78—80,00, галлы 78,09, мексиканцы 78,09, норманны XVIII ст. 78,77, голландцы 78,89, парижане XII-XIX ст. 79,45, американцы 79,25. Подкороткоголовые. Эстляндцы 80,39, монголы 81,40, турки 81,49, яванцы 81,61. Короткоголовые. Савойцы 83,63, финны 83,69, баварцы (швабы) 84,37, лапландцы 85,63, сирийцы 85,93.Необходимо заметить, что целесообразность антропометрических методов заключается не столько в критериуме для различения рас и разновидностей, сколько в установлении правильности или зависимости взаимных отношений отдельных частей черепа, или скелета. Эта правильность, или постоянство в отношениях, замечается при первом вступлении в область краниометрических исследований и обещает богатые выводы в дальнейшем развитии науки.Сравнительный метод изучения человека в различных местах обитания и в разные эпохи его существования создал своеобразную литературу, особенно в Англии.

Здесь следует поставить рядом два имени, одинаково почтенные, — Джона Леббока и Эдмунда Тайлора. Первому принадлежат два труда. "Доисторические времена" и "Начало цивилизации", второму — "Антропология". Джону Леббоку наука преимущественно обязана сопоставлением культуры доисторического человека с нравами и обычаями современных дикарей. В сочинении "Доисторические времена" (русский перевод Д. Н. Анучина) читатели найдут последовательное и обстоятельное рассмотрение всех форм жизни и обстановки человека в пещерах, свайных постройках и т. П. Здесь же, и еще подробнее в "Началах цивилизации", Леббок знакомит как с внешним образом жизни, так и нравственным миром некультурных племен земного шара, причем дикари разделяются, согласно намеченным автором характерным чертам, на две группы.

"полярных" дикарей (патагонцы, "эскимосы) и "тропических" (бушмены, негритосы), причем можно видеть как физические условия существования вызывают аналогические и соответствующие климату приспособления и привычки."Антропология" Тайлора в русском переводе 1882 года издана с предисловием д-ра Ивина, заключающем сжатое изложение истории мысли (положительной философии) с указанием последовательного возникновения научных областей геологии, биологии и антропологии. Далее указана как иностранная, так и русская антропологическая литература. Тайлор начинает с общих оснований А., касается антропометрии, бегло рассматривает типы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит к существенной части своего труда — детальной истории умственного и нравственного развития человеческого рода до возникновения государственности.

В частностях автор знакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мифическими и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями. Тайлор, как англичанин, не торопится на выводы, столь охотно выставляемые французами, а тщательно исследует данные и факты. Книга его, богатая материалом, по справедливости может быть названа "антропологиею историческою".Современное движение науки совершается путем совместных (кооперативных) работ ученых обществ, печатающих свои труды в специальных журналах. Почти во всех столицах учреждены "Антропологические общества", а именно.

В Париже образовавшееся в 1859 общество издает "Revue d'Antropologie", в Лондоне, в 1863 г., издает "Journal of the Antropological Institute", в Берлине, 1869 г., — "Zeitschrift für Ethnologie".Россия не отстала от Западной Европы в поддержании и развитии антропологических знаний. Еще в 50-тых годах, следовательно, одновременно с возникновением французской новой ант. Школы, появились труды академика М. Бэра о естественной истории человека (Бэр печатал свои работы в изданиях академии и за границею. Популярное изложение своих антропологических воззрений он поместил в приложении к "Академическому календарю" 1863 года и в журнале "Натуралист"). Покойный академик не разделял взглядов трансформистов и отстаивал самостоятельность и независимость организации человеческого вида.

Тем не менее, он применял сравнительный метод исследования, собрал обширную коллекцию черепов и издал их описание (Crania selecta). Настоящим насадителем А. В нашем отечестве следует признать московского профессора зоологии А. П. Богданова, содействовавшего возникновению в 1867 году "Общества любителей антропологии", произведшего множество краниометрических исследований, устроившего в 1879 г. В Москве Антропологическую выставку и съезд специалистов и возбудившего в публике интерес к новой науке. Учениками Богданова в Москве можно назвать Д. Н. Анучина, д-ра Покровского и т. Д. Но и Петербург не отставал в работах нового направления. При Императорском географическом обществе в отделе этнографии занимались А. Майков, И.

Поляков, К. Мережковский, Малахов и многие другие. При Академиях наук и медицинской возникли антропологические собрания, а в ученых обществах все чаще и чаще реферировались антропологические исследования.В 1882 году на высочайше дарованные средства отпечатан капитальный труд профессора геологии Петербургского университета А. Иностранцева. "Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера". Автором констатировано местообитание человеческого племени по берегам Ладожского озера в так наз. Каменный век. Племя это, относящееся к типу длинноголовых, находилось на степени первоначальной культуры полудиких рыбарей, занимавшихся, кроме того, охотою на зверей и пользовавшихся для своих потребностей орудием из камня и кости искусной отделки.

В книге описано 18 человеческих неделимых (черепа и неполные части скелета) и различные кости современных им животных, некоторые растения, а также утварь и орудия. Краниометрическая часть принадлежит А. П. Богданову, зоологическая самому автору, Д. Н. Анучину и другим профессорам. Около проф. Иностранцева сгруппировались петербургские антропологи. 10 ноября 1887 года утвержден устав, а 22-го февраля 1888 года открыто "Русское Антропологическое общество при Импер. С.-петербургском университете", имеющее целью изучение человеческих рас, населяющих и населявших Россию, и распространение антропологических знаний. Общество составилось главным образом из профессоров университета и Военно-медицинской академии. А. А. Иностранцева (председатель), А.

И. Таранецкого (вице-председатель), Л. К. Ивановского, И. Ф. Лесгафта, докторов А. В. Елисеева, И. В. Маляревского, затем присоединились археологи. Гр. А. А. Бобринский, кн. П. А. Путятин и м. Д. В первый год своего существования Общество уже насчитывало свыше 40 действительных членов, одного почетного (А. П. Богданов) и нескольких членов-сотрудников и корреспондентов. Общество издает под редакциею своего секретаря д-ра С. Н. Данило "Протоколы заседаний". Небезынтересно, что среди рефератов и сообщений тотчас же стали преобладать сообщения с психологическим направлением, как, например, о методах психологических наблюдений, о мозге идиота, о черепе душевнобольного и т. Д. (Протоколы заседаний 1888 года).Очерк научной области А. Будет не полон, если мы не укажем на значение ее методов в политических и юридических науках.

Антропометрия заняла видное место в статистике благодаря труду бельгийского ученого Кетле "О человеке и развитии его способностей, или Опыт общественной физики" (Париж, 1835 г.). Автор в основание своих исследований положил "Общественную антропологию", т. Е. Учение об идеальном, собирательном, или так. Наз. Среднем, человеке (homme moyen), доискиваясь путем количественного метода (путем измерений) математических законов общественной жизни. В 1-й книге автор рассматривает собственно чисто статистический вопрос о народонаселении. Во 2-й и 3-й книгах — вопросы антропологические о физическом и духовном человеке, в 4-й — он рассуждает о возможности познания "среднего человека" для ученых моралистов и государственных людей.

Общественная А., по Кетле, обнимает вопросы о физическом человеке, в частности. Рост и вес по возрастам и полам, телесную силу, дыхание, биение пульса и сердца, шаг и прыжок. Духовный средний человек представляет данные для художественного, умственного и нравственного развития.Метод Кетле, безусловно плодотворный для статистики, определивший для этой науки ее положительный объем, для антропологов современного направления уже далеко не удовлетворителен. "средний человек" как отвлечение слишком удаляется от этнологической и зоологической основ науки о человеке. С другой стороны, историческая археология и изучение нравственного быта современных дикарей должны во многом видоизменить и пополнить наши взгляды на духовную жизнь человека.Другое направление антропологического характера стало наблюдаться в области юридических наук, мы говорим об итальянской школе криминалистов, во главе которых стоит проф.

Цезарь Ломброзо. В сочинении "О преступном человеке" он не без таланта развивает воззрение, что преступность в отдельных индивидуумах не столько зависит от их свободной воли и окружающих обстоятельств, сколько от врожденной склонности к злым деяниям. Такое нравственное состояние, располагающее к преступлениям, Ломброзо приближает к врожденному умопомешательству, т. Е. Считает преступника как бы за неизлечимого больного и, следовательно, подлежащего предохранительным, а не карательным мерам. Приведенный взгляд в случае, если бы он был доказан, очевидно, привел бы к полному изменению уголовного процесса и полицейских мероприятий. Хотя Ломброзо с антропологической точки зрения весьма последовательно (он начинает свою сравнительную психологию с животного мира) развивает свою теорию о врожденной преступности, но тем не менее большинство юристов, как теоретиков, так и практиков, считают существование особого класса неисправимых преступников, т.

Е. Людей, в силу органических аномалий неспособных приспособиться к условиям гражданственности (общежитие), недоказанным.В заключение приводим список антропологической литературы. Причар, "Natural history of Man" (1845). Д-р К. Бурдах, "Anthropologie für das gebildete Publicum" (1847). Дарвин, "Descent of Man" (1864, сущ. Рус. Пер.). К. Фогт, "Vorlesungen über den Menschen" (1863, пер. На рус. Яз. В 1866). Топинар, "Anthropologie" (1877). Брока, "Instructions craniologiques" (русский перевод А. Богданова). Леббок, "Prehistoric Times". Его же, "Origin of Civilisations". Лайель, "Antiquity of Man" (1864). Тайлор, "Early History of Mankind". Его же "Antropology". Русские переводы некоторых из этих сочинений указаны выше, также как иностранные антропологические журналы.

Русская современная литература заключается в изданиях Географического общ-ва (записки по отделу этнографии), Московского общ-ва этнографии и антропологии и проч., специального же органа А. У нас не существует..

Значения в других словарях
Антропология

(от Антропо. И ...Логия) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. Среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «. Переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. Включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология). А., в принятом в ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо. И ...логия) - наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, вл..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо...> и...логия), наука> о происхождении и эволюции человека (антропогенез), образовании и распространении человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как специальная наука> выделилась в середине 19 в.. ..

Антрополиты

Или андролиты (греч.) — старое название, теперь вышедшее совершенно из употребления, могильных остатков человеческого тела — костей, зубов и т. П.. ..

Антропологическая школа в уголовном праве

См. Итальянская школа криминалистов.. ..

Антропомантия

Гадание через посредство человека, помощью внутренностей только что умерших людей, особенно детей. См. Гадание.. ..

Антропометрия

См. Антропология.. ..

Антропология

-и, ж.. ..

Антропология

(от греч. Anthropos - человек, и logos - слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и по отношению к душе. В более частном смысле а. Занимается всесторонним изучением человеческих рас в связи с их культурным развитием и выяснением места человека в природе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков ..

Антропология

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Антропология

Ж. Греч. Наука о человеке. Человековедение. Учение о человеке, как о животном и о духе. По плоти человека, это анатомия и физиология. По духу его, психология, наука о теле и о духе, душе. Антропологический, антропологичный, к сему относящийся. Антрополог м. Сведущий в науке этой, более в значении психолог, душеслов. Антропотомия ж. Биотомия, анатомия человека, учение о строении тела его. Антропоморфизм м. Очеловечение, олицетворение. Придание вымышленному божеству человеческого образа, изображен..

Антропология

Ж.Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.. ..

Антропология

-и, ж. Наука о биологической природе человека. II прил. Антро-. ..

Антропология

Антропологии, мн. Нет, ж. (от греч. Anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(Антропо- + греч. Logos учение)наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) - наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

- см. Человекознание.. ..

Антропология

(онантропо. И ...логия), наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физич. Строения человека. Как самостоят. Наука сформировалась в сер. 19 в. Осн. Разделы А. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединённых под назв. "биология человека" (изучение физиол., биохим. И генетич. Факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма..

Антропология

(от антропо и логия) — наука (межотраслевая дисциплина на грани естественных и общественных разделов науки) о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.. ..

Антропология

(или антропологическая наука) - в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии. 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов из..

Антропология

(от антропо. И ...логия), наука о человеке. С сер. 19 в. В определении содержания и места А. Среди наук наметились две осн. Тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов франц. Просветителей 18 в., трактовала А. Как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия - физич. (анатомо-морфологич.) организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т. Д. В таком, расширительном, толковании А. Понимается в США и большинстве стран Зап. Евр..

Антропология

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.. ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже - общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. Фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны - на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов..

Антропология

(от греч. Anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ (см. Теория происхождения видов) и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. П. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально ..

Антропология

(от греч. Ґn(rwpoj - человек и lТgoj - учение) БИБЛЕЙСКАЯ, раздел библейского *богословия, к-рый рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библ. А., вытекают из разнообразия терминов, к-рыми описывается человеческое существо в Свящ. Писании. Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по "образу" и "подобию Божию" (Быт 1:26), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, це..

Дополнительный поиск Антропология Антропология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антропология" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антропология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа