Баба-яга
(польск. — jędzi-baba. Словак, — jezi-baba. Чеш. — jezinka. Галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. В общ. Ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. Ahi, лат. Anguis, слав. Ежь, и греч. Ένχελυς. Б. Является в двух мотивах. Доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Б.-Я., костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото.
У нее прут, которым можно все живое превратить в камень. Она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений. Прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога). Ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака. Гусли-самогуды — бурные напевы грозы. Меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Б.-Я. В славянской мифологии мало разработан..
Дополнительный поиск Баба-яга
На нашем сайте Вы найдете значение "Баба-яга" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баба-яга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 8 символа