Евгений митрополит киевский

233

(Евфимий Болховитинов) — митрополит киевский, знаменитый ученый. Род. В 1767 г. В семье бедного священника, Воронежской губ. 10 лет осиротев, поступил в архиерейский хор, затем в воронежскую семинарию. В 1785 г. Был послан в моск. Дух. Акд., но посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н. И. Новикова, оказало заметное на него влияние. Это выразилось в ряде переводов, ничего общего с богословием не имеющих (краткое описание жизни древних философов, Фенелона и др.) и предпринятых по указанию Новикова. Знакомство с Н. Н. Бантышем-Каменским дало симпатиям и деятельности Е. Более определенное направление. Уже в Воронеже, куда он в 1789 г. Был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей".

Недостаток в книгах принудил его оставить эту обширную задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (М., 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губ." (1800. Капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Е. Была написана "История воронежской семинарии". Потеряв в 1799 г. Жену и детей, Е. Приехал в 1800 г. В СПб., постригся в монахи, определен префектом духовной акд. И учителем философии и красноречия. Читал он и по общей церковной истории, руководил занятиями студентов, устраивал диспуты.

Под его руководством или, вернее, им самим написаны были сочинения, читанные студентами на актах. 1) "Исторические исследования о соборах русской церкви". 2) "Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. На еретика Мартина". 3) "Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковн. Облачений". 4) "Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры, сочиненной Петром Могилой". 5) "Историческое рассуждение о чинах греческой церкви". Тогда же по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения католической и православной церкви, Е. По поручению митрополита составил "Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее все замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в СПб.

В 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чт. О. И. И Др. Р." 1871, кн. II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Е. Весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (СПб., 1802) — результат бесед с грузинским епископом Варлаамом, грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом, а также исследования архивного материала. В СПб. Е. Издал также "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Е. Здесь же он начал собирать материалы для своего "Словаря российских писателей". В 1804 г. Е. Был назначен викарием новгородским и принялся за исследования по местной новгородской истории, пользуясь богатейшей библиотекой Софийского собора.

Результатом были "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода", а также находка "Грамоты вел. Князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича" ("Вестн. Евр.", 1818, ч. 100). Сверх того во время пребывания в Новгороде Е. Написал. "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповедания духоборческой секты" и "Критич. Замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечат. В журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Е. И здесь принялся за разработку местных архивов. К этому времени у него вполне уже окрепла мысль, что фундаментом для построения национально-исторического здания должна служить предварительная разработка местного материала.

Пребыванием в Вологде Е. Воспользовался поэтому для своего главного труда "История российской иерархии". Он написал здесь "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российские церкви". Составил подробное "Описание монастырей вологодской епархии", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях". Написал "О личных собственных именах у славяно-руссов", "О разных родах присяг у славяно-руссов", а также статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестн. Евр." 1813, ч. 70 и 71). Е. Сам ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи. По его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др.Передвижения с места на место, из Вологды в Калугу (1813), из Калуги в Псков (1816 г.), не только не мешали Е.

Работать, но даже как будто помогали. В Калуге он продолжает писать "Историю славяно-русской церкви" (неизд.), начатую еще в Вологде. Прибывши в Псков, Е. Принимается за "Историю княжества Псковского" (К. 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжеского города Изборска" ("Отеч. Зап." 1825, ч. 22, № 61) и "о русской церковной музыке" (для гейдельб. Проф. Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестн." исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). В это же время Е. Издал свой "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), но в полном виде появившийся только в 1818 г., а в 1827 году вышедший в значительно исправленном и дополненном виде.

2-я часть Словаря была в 1845 г. Издана Погодиным под названием "Словарь росс. Светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени, представляя собой результат целого ряда исследований не только самого Е., но и других компетентных ученых того времени. К. Ф. Калайдовича, Бантыша-Каменского и др. Не говоря уже о массе статей автобиографических, имеющих характер первоисточника, такие статьи, как об игумене Данииле, архиепископе новгородском Геннадии и др., основаны на изучении архивного материала.Назначение Е. Киевским митрополитом (1822 г.), а также преклонные года заметно сказались на его ученой деятельности. В Киеве, однако, составлены им очень ценные "Описание Киево-Софийского собора" (К.

1825) "Описание Киево-Печерской лавры" (1826), а также "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Зап. Общ. Ист. И Др." 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей росс. Иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Археологические раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и другим ценным находкам.

Кроме трудов исторического характера, Е. Оставил еще "Собрание поучительных слов" (К. 1 834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (М. 1811), "Новую латинскую азбуку", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и т. П. Умер 23 февр. 1837 г. Ум, всем интересующийся, наблюдательный, живой и ясный, Е. Постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его везде и всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с учеными того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (напр. Державину). Он следит за общественной жизнью и с церковной кафедры высказывает свои мнения относительно воспитания детей. Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св.

Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Литература, по мнению Е., должна служить выражением господствующих идей, а также споспешествовать общественному развитию. Поэтому при оценке произведения на первом плане нужно ставить его идею, а затем уже рассматривать форму. Разбирая писателя, нужно всегда иметь в виду среду, в которой он вращался. С этой точки зрения Е. Находил, что стихи Тредьяковского в свое время далеко не были такими дурными, как это принято говорить. Нападая на увлечение иностранцами, Е. Высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". Рядом с этим, однако, он "пленялся" гекзаметрами гр. Хвостова и не в состоянии был оценить Пушкина.

Взгляд его на задачи исторической науки тот же, что у большинства историков конца XVIII и нач. XIX в. История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, имен, без субъективного отношения к этому собранию. Все труды Е. Действительно носят летописный, повествовательный характер. За массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. Подобно тому, как Карамзин в своей "Истории" говорит только о царях, князьях и других "личностях", игравших видную роль в свое время, так же точно и Е. В своих трудах говорит главным образом только о высших иерархах. О низшем духовенстве он не упоминает. Хотя он и заботится о поверке фактов, но отсутствие строгой исторической критики у него далеко не редкость.

Он, например, одинаково верит летописи Иоакимовской и летописи Нестора и Синопсису и Полинодии Захария Копыстенского, Патерикону Коссова и иерархическим каталогам. Несмотря, однако, на эти недостатки, велика заслуга Е. Как историка и собирателя исторических материалов. Ср. Е. Шмурло, "Митрополит Е., как ученый " (СПб., 1888). H. Полетаев. "Труды митрополита киевского Е. Болховитинова по истории русской церкви" (Казань 1889). "Ученая деятельность Е. Болховитинова, митрополита киевского", Д. Сперанского ("Русск. Вестн." 1885, №№ 4, 5 и 6). В Боцяновский..

Значения в других словарях
Евгений герцог Вюртембергский

(1788—1857) — русский генерал от инфантерии, племянник императрицы Марии Феодоровны (супруги Павла I). Привезенный ребенком к русскому двору, он 19-ти лет начал свое боевое поприще в сражении под Пултуском. Составил весьма основательную записку "О Наполеоне и образе ведения войны против него". В 1812 г. Командовал дивизиею, потом корпусом. В 1813 г. Е. Играл видную роль в сражениях под Люценом, Бауценом и Дрезденом. При отступлении нашей армии в Богемию, командуя 10-тысячн. Отрядом, выдержал нат..

Евгений митрополит

(Евфимий Болховитинов) — митрополит киевский, знаменитый ученый, род. В 1767 г. В семье бедного священника, Воронежской губ. 10 лет осиротев, поступил в архиерейский хор, затем в воронежскую семинарию. В 1785 г. Был послан в моск. Дух. Акд., но посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н. И. Новикова, оказало заметное на него влияние. Это выразилось в ряде переводов, ничего общего с богословием не имеющих (краткое описание жизни древних философов, Фен..

Евгений римские папы

Евгений I (654— 657), родом римлянин, "монах от колыбели", по словам библиотекаря Анастасия, самого раннего биографа пап. Избранный на место Мартина I, низвергнутого Константином II за борьбу против монофелитов, Е. Сумел восстановить сношения с восточной церковью, не впадая в ересь. Первое исповедание веры, представленное новым константинопольским патриархом, монофелитом Петром, было отвергнуто в Риме. Но послы Е. С его изложением веры (теперь утраченным) были встречены еретиком-императором с по..

Евгений Савойский

Принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр. Генералиссимус (1663—1736), младший сын принца Е. Морица Савойского. Оскорбленный отказом Людовика XIV дать ему полк, он оставил Францию, поступил волонтером в австр. Войско и во время нашествия Кара-Мустафы (1683) на Вену приобрел большую славу. В 1690 г. Он был назначен командующим австр. Войсками в Италии и соединился с герцогом савойским Виктором-Амедеем. Последний вопреки советам Е. Вступил с французами в бой при Стаффарде, был разбит, и только х..

Дополнительный поиск Евгений митрополит киевский Евгений митрополит киевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евгений митрополит киевский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евгений митрополит киевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 27 символа