Закавказская железная дорога

104

К 1 янв. 1894 г. Состояла из главной линии Батум — Баку — 840 в. И ветвей. 1) Самтреди — Поти — 61 в. 2) Рион — Кутаис — Тквибули — 48 в. 3) Михайлово — Сурам — 4 в. 4) Шоропань — Чиатури — 36 в. И 5) Баку — Сураханы — 18 в. Линия Поти — Тифлис открыта в 1871-73 гг., линии Тифлис — Баку и Самтреди — Батум — в 1883 г. Ветвь, соединяющая Кутаис с главной линией, продолжена до каменноугольных копей в 1887 г., а линия Шоропань — Чиатури открыта в 1893 г. Главная линия З. Жел. Дор., начинаясь у Батума, следует на С.В., сначала по бер. Черного моря, а затем, постепенно удаляясь от него, на В. До ст. Самтреди, где соединяется с линией, идущей на Поти. От Самтреди жел. Дор. Идет по долине реки Сиона и ущельями его притоков (до 1890 г. — через Сурамский перевал, высшая точка которого — 3055 фт.), вступает в долину р.

Куры, пересекает Военно-Грузинскую дорогу у ст. Мцхет, проходит мимо Тифлиса и, покинув р. Куру у ст. Евлах, направляется далее по степным равнинам Вост. Закавказья к Баку. Для увеличения провозоспособности З. Жел. Дороги, которая вследствие трудности движения через перевал была недостаточна, между ст. Малита и Михайлово в 1890 г. (16 сентября) открыт Сурамский тоннель (см.), самый значительный в России (дл. 3 в. 374 саж.). Наибольший подъем или склон на жел. Дороге — 0,045, наименьший радиус кривизны — 60 саж. (на ветвях). Проведение З. Жел. Дороги имело огромное значение для эксплуатации естественных богатств Закавказья и, оказав существенное влияние на возникновение и увеличение сбыта продуктов страны на заграничные рынки (керосин, марганцовая руда, хлеб, солодковый корень и т.

П.), вызвала более тесные сношения Закавказья с Европ. Россией. Движение на З. Жел. Дороге постоянно возрастает. В настоящее время она является одною из наиболее доходных русских жел. Дорог. При дальнейших расчетах длина З. Жел. Дороги принята в 981 в. З. Ж. Д. Можно назвать нефтяною. Нефтяные продукты составляют 62% всех грузов малой скорости и притом проходят все пространство жел. Дор. От Баку до Батума, между тем как хлебные и другие грузы проходят лишь часть пути. Большое количество нефтяных грузов, очень выгодных для жел. Дороги, мешает успешной перевозке других грузов Вост. Закавказья вследствие высоких провозных тарифов и малой провозоспособности жел. Дороги, особенно вблизи Сурамского перевала, где уклоны очень велики и поэтому товарные поезда могут провозить лишь малое число вагонов.

Далее к зап. Условия для движения грузов к Черному морю благоприятны, и поэтому вывоз кукурузы и марганцовой руды может успешно развиваться. Пассажирское движение от Тифлиса до Батума довольно велико, но средний пробег пассажира меньше, чем на большей части дорог России. Пассажирское движение между Тифлисом и Баку гораздо меньше. З. Жел. Дорога перешла в собственность казны в августе 1889 г. Состояние основных капиталов:------------------------------------------------------------------------------------------------------| Первоначальная величина | металл.  | 84811978 руб.  || капитала  |---------------------------------------------|| | кредитн. | 13281626 руб.  |------------------------------------------------------------------------------------------------------ Валовой доход (1892 г.)------------------------------------------------------------------| Сумма | 16275675 руб.

||----------------------------------------------------------------|| На версту дороги | 16591 руб. ||----------------------------------------------------------------|| Чистый доход | 9794061 руб. ||----------------------------------------------------------------|| На версту дороги | 9984 руб. ||----------------------------------------------------------------|| % от валового дохода | 60 руб.  |------------------------------------------------------------------ Расходы (1892):----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | На верст. | % от общ. || | Сумма  | дороги | итога || | |  | расходов  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общая сумма расходов по | 7103018  | 7240  | - || эксплуатации | |  | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Расходы Центрального | 383189 | 390 | 5,40  || управления | |  | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Управление дорогой, врачебн. и | 415118 | 423 | 5,84  || материальн. часть  | |  | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Надзор за пут. и зданиями, | 1668803  | 1701  | 23,49 || содержание и ремонт их  | |  | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Зимний ремонт пути — 8678 руб.

 | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Движение, телеф. и телегр. | 1593308  | 1624  | 22,43 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Тяга | 2239359  | 2282  | 31,53 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Остальные расходы | 803236 | 817 | 11,31 |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Движение и выручка (1892 г.):------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Число перевезенных платных пассажиров | 1222743 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Средний пробег одного платного пассажира  | 82 в.

||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров | 1323163 р.  ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| " " со всех грузов большой скорости | 1489781 р.  ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общее количество пудов грузов, перевезенных по тарифам малой  | 99089311  || скорости, попудно и повагонно |  ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общее количество пудоверст, пройденных грузами малой скорости | 31431307133 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Средний пробег одного пуда груза малой скорости вообще  | 583 в.

 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общая выручка с перевозки грузов малой скорости попудно и повагонно | 13454225 р. |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главнейших грузов в 1892 г отправлено:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Тыс. пуд. | Главн. направл. || | | движения ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Керосин | 52217 | (в Батум)  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Хлебные грузы (главн. кукуруза и ячмень) | 7379 | (в Поти и Батум)  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Олеонафты и др. минер. смаз. масла | 5713 | (в Батум)  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Нефть и нефтяные остатки (кроме надобностей | 8858 | (в Батум)  || дороги около 4 млн. пд.) | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Соль | 955  | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Рис | 949  | (в Поти, Бат. и  || | | Тифлис) ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Вино | 767  | (в Тифлис и Батум) ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Каменный уголь | 609  | (в Тифлис) ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Хлопок | 435  | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В.

М..

Значения в других словарях
Закавказская железная дорога

в современных границах организована в июне 1967. Управление — в г. Тбилиси. Пролегает по территории Грузинской ССР, Армянской ССР и незначительно — Азербайджанской ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. Д. (станция Весёлое) и с Азербайджанской ж. Д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатационная длина дороги в современных (1970) границах 1942 км. Строительство ж.-д. Линий началось в 60-х гг. 19 в. В 1871 сдана эксплуатацию линия Поти — Зестафони и в 1872—линия Зестафони — Тбилиси, которые соеди..

Зак Иоганн-Филипп

(Johann-Philippe Sack) — известный органист (1722-1763). Написал несколько Lieder и псалом с аккомпанементом клавесина.Н. С.. ..

Закабальная запись

Подписка, в силу которой одно лицо отдавалось другому в кабалу.. ..

Закавказский Вестник

Местная губернская газета, издавалась в Тифлисе с 1837 по 1856 г., когда она слилась с газетою "Кавказ" и стала выходить при ней в виде казенных прибавлений (см. Кавказ). С 1837 по 1844 г. "З. Вестн." имел один официальный отдел, а с 1845 г. — и неофициальный. Редактором последнего был П. Иосселиани.. ..

Закавказье

Под этим именем обыкновенно разумеются части Кавказского края, расположенные к Ю. От Кавказского хребта, следовательно, губ. Кутаисскую, Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую, Карсскую область, Черноморский и Закатальский округа. В административном отношении к З. Причисляется также и Дагестанская область, лежащая к С. От Кавказского хребта. Различают обыкновенно Восточное и Западное З. К Западн. З. Относятся Кутаисская губ. И Черноморский округ, а к Вост. — все остальные части З. ..

Закавказская Железная Дорога

- одна из наиболее крупных железных дорог России, проходила по территории Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губерний и Елизаветпольской области. Дорога образована в 1889 г. Из участков дорог (Поти-Тифлис, Баку-Сураханы, Тифлис-Баку, Самтреди-Батум, Кутаис-Тквибулы), построенных на средства Общества Закавказских железных дорог и участков, построенных на средства государства (Тифлис-Карс, Александрополь-Улуханлу, Улуханлу-Джульфа). Протяженность дороги в 1913 г. Составила 1767..

Дополнительный поиск Закавказская железная дорога Закавказская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Закавказская железная дорога" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Закавказская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 28 символа