Мавр
(Rhabanus Maurus, Magnentius, Grabon) — один из великих ученых средних веков (776-856), родом из Майнца, образование получил в Фульдском монастыре, там же сделался схоластиком, т. Е. Начальником монастырской школы, а потом аббатом, продолжая руководить школой, из которой вышли многие выдающиеся деятели следующего поколения. Успех его преподавания зависел, между прочим, от того, что, не довольствуясь латынью, он обращал внимание и на народный язык и его обработку, о чем свидетельствуют оставшиеся с его именем латинско-немецкий словарь к Библии и гимны на немецком языке. В 847 г. М. Был избран архиепископом майнцским. Всех сочинений М. (изданы в "Patrologiae cursus completus" Миня, томы CVII-CX латинской серии.
Из других изданий лучшее — кельнское) насчитывается до 51. Между ними первое место занимают толкования (commentarii, expositiones, enarrationes) на Св. Писание, имеющие высокую цену особенно в том отношении, что отчасти основаны на древних экзегетах, отцах церкви, а отчасти представляют простой свод их толкований. В последующее время они служили необходимым пособием для всех толкователей Библии и постилляторов, отчасти в подлинном своем виде, отчасти в том сокращении, которое было составлено преемником М. По управлению Фульдским монастырем, Валафридом Страбоном, под именем glossa ordinaria. Затем следуют два сборника проповедей, имевшие для своего и последующего времени значение гомилиариев, т. Е. Пособий для священников в деле проповеди.
Из остальных сочинений М. Замечательны. "De clericorum institutione et caeremoniis" (в основу образования М. Кладет грамматику и диалектику, которую называет "наукой наук, учащей учить и не только желающей, но и могущей образовывать знающих"). "De disciplina ecclesiae". "De vitiis et virtutibus" — род этики. "Allegoriae ad universam sacram scripturam" — изложение теории толкования Св. Писания. Поэма в стихах — "De fide catholica". Несколько церковных гимнов, в числе которых приписывается М. Особенно известный в католической церкви гимн "Veni, creator spiritus". Из его сочинений общенаучного содержания известны. "De universo" (род энциклопедии тогдашних реальных знаний), "De inventione linguarum", "De arte grammatica", "De magicis artibus".
В последнем он обнаруживает критицизм, редкий и неожиданный для того времени. Многое в так наз. Магии объясняя субъективными иллюзиями, он думает, между прочим, что и тень Самуила, явившаяся Саулу по призыву аэндорской волшебницы, на самом деле не являлась, а только казалась являвшейся. В Ратбертовском споре о претвореннии в евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христовы М. Выразил мнение, что следует различать таинство (sacramentum) и силу таинства (virtus sacramenti). Только в силу последней душа, приемля слово Божие с верой, превращает хлеб и вино в тело и кровь Христовы. В т. Наз. Готшалькском споре М. Осудил неправильное мнение своего бывшего ученика по фульдской школе, Готшалька, о предопределении злых не только к погибели (ad peritum), но и ко греху (ad peccatum).
В политической истории М. Известен как примиритель споривших между собой членов королевского франкского дома. См. Р. Kunstmann, "Rhabanus Màurus" (Майнц, 1841).Н. Б-в..
Дополнительный поиск Мавр
На нашем сайте Вы найдете значение "Мавр" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мавр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа