Саадия Гаон
(Саадия-бен-Иосиф, араб. Саид) — известный еврейский ученый (892—942), родом из Файюма в Египте. Уже в молодости приобрел обширные познания в области райвинской письменности и в светских науках, особенно в философии. В 928 г. Сделался гаоном (главой еврейской академии) в Суре (в Вавилон). Эта академия, вместе с академий в Пумбадите бывшая средоточием еврейской учености в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок. Благодаря новому гаону значение ее вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через несколько времени Саадия был смещен благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утвержден в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудействе и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения. Он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудейство с тогдашней философской мыслью. Важнейшее сочинение С., религиозно-философский труд "Emunot w'deot" (напис. В 933 г., арабский оригинал под заглавием "Китаб аль аманат валь-и' тикадат" — книга о верованиях и религиозных мнениях. Переведенная на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 г.), является первым систематическим изложением религиозной философии. С. Опровергает мнение, что вера несовместна с разумом и наукой. Сочинение Саадия имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и у христиан.
Оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом (Лпц., 1845). Другой выдающийся труд С. — арабский перевод Библии и обширный комментарий к ней, в котором С. Опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по мнению С., указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически. Кроме того, С. Писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привел в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни. Его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием "Сефер Агрон" (араб.
"Китаб аш-шир") долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам. Его полемическое сочинение "Китаб ар-родд ала Анан" (возражение Анану, караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству. С. Написал также комментарии к "Сефер Иецира" (книге Творения), литургический требник на арабском яз. Под заглавием "Сиддур Рабби Саадия" и др. Многие сочинения С. До сих пор еще хранятся в рукописях. Некоторые из них, хранящиеся в СПб. Публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в "Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffentl. Bibliothek" (СПб., 1891). По случаю 1000 — летия рождения С. Предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевел книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Пар., 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894).
Последний издал также и "Сефер Иецира" (Пар., 1891). См. Munk, "Notice sur Rabbi Saadia Gaon" (Пар., 1838). Landauer, "Saadja Kitâb al ammânât w'al I'liqâdât" (Лейден, 1861). "Dio Religionsphilosophie des Saadia" (Геттинг., 1882). Grätz, "Geschichte der Juden" (т. 5). А. Гаркави, "Р. Саадия Гаон Альфаюми" ("Восход", 1887, № 4). Г. Генкель, "Р. Саадия Гаон" (СПб., 1895)..
Дополнительный поиск Саадия Гаон
На нашем сайте Вы найдете значение "Саадия Гаон" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саадия Гаон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа