Саадия Гаон

232

(Саадия-бен-Иосиф, араб. Саид) — известный еврейский ученый (892—942), родом из Файюма в Египте. Уже в молодости приобрел обширные познания в области райвинской письменности и в светских науках, особенно в философии. В 928 г. Сделался гаоном (главой еврейской академии) в Суре (в Вавилон). Эта академия, вместе с академий в Пумбадите бывшая средоточием еврейской учености в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок. Благодаря новому гаону значение ее вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через несколько времени Саадия был смещен благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утвержден в звании гаона.

Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудействе и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения. Он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудейство с тогдашней философской мыслью. Важнейшее сочинение С., религиозно-философский труд "Emunot w'deot" (напис. В 933 г., арабский оригинал под заглавием "Китаб аль аманат валь-и' тикадат" — книга о верованиях и религиозных мнениях. Переведенная на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 г.), является первым систематическим изложением религиозной философии. С. Опровергает мнение, что вера несовместна с разумом и наукой. Сочинение Саадия имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и у христиан.

Оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом (Лпц., 1845). Другой выдающийся труд С. — арабский перевод Библии и обширный комментарий к ней, в котором С. Опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по мнению С., указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически. Кроме того, С. Писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привел в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни. Его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием "Сефер Агрон" (араб.

"Китаб аш-шир") долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам. Его полемическое сочинение "Китаб ар-родд ала Анан" (возражение Анану, караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству. С. Написал также комментарии к "Сефер Иецира" (книге Творения), литургический требник на арабском яз. Под заглавием "Сиддур Рабби Саадия" и др. Многие сочинения С. До сих пор еще хранятся в рукописях. Некоторые из них, хранящиеся в СПб. Публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в "Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffentl. Bibliothek" (СПб., 1891). По случаю 1000 — летия рождения С. Предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевел книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Пар., 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894).

Последний издал также и "Сефер Иецира" (Пар., 1891). См. Munk, "Notice sur Rabbi Saadia Gaon" (Пар., 1838). Landauer, "Saadja Kitâb al ammânât w'al I'liqâdât" (Лейден, 1861). "Dio Religionsphilosophie des Saadia" (Геттинг., 1882). Grätz, "Geschichte der Juden" (т. 5). А. Гаркави, "Р. Саадия Гаон Альфаюми" ("Восход", 1887, № 4). Г. Генкель, "Р. Саадия Гаон" (СПб., 1895)..

Значения в других словарях
Саадак

Саадак или сагадак, согодак, сайдак (стар.) — название полного прибора вооружения конных воинов луком и стрелами. Состоял обыкновенно из лука, с налучием, или лубьем, и стрел, с колчаном, или тулом, и украшался разнообразно и роскошно. В XVII в. Были С. Ценою в 2965 руб. И даже в 6660 руб. (см. Вельтман, "Описание оружейной палаты"). В числе частей С. Упоминаются в описях еще тохтуи или тахтуи, служившие чехлами для колчанов во время походов.. ..

Саади

(соб. Са'дий, Ибн-Мослиходдин Ширазский) — величайший поэт-моралист Персии, представитель практического, житейского суфизма (см.). Родился, вероятно, около 1181 г., ум. В 1291 г. Жизнь его разделяют на три периода. Школьный (1196—1226), скитальческий (1226—1256), шейхский (1256—1291). Прозвище "С." (= Саадов) происходит от имени фарсского атабека Саада ибн-Зенги (1195—1226. См. Персия), которому служил еще отец поэта, рано умерший, и который принял участие в сироте. Его попечением Саади был поме..

Саадулдах-паша

(Saadullach-Pascha, 1838—1891) — турецк. Государственный деятель, сын Эссада-паши, занимавшего высшие должности и прославившегося в качестве турецк. Поэта. Был министром торговли. В 1876 г. Сделался первым секретарем султана Мурада V. В 1877 г. Назначен послом в Берлин. В 1878 г. Был турецк. Уполномоченным при заключении мирного трактата в Сан-Стефано и на Берлинском конгрессе с 1883 г. Состоял послом в Вене, где кончил жизнь самоубийством.. ..

Саар река в Европе

(нем. Saar, франц. Sarre) — правый приток Мозеля, длина 246 км, образуется из Белого и Красного Саара, которые сливаются при Лерхингене. С. Течет по Нем. Лотарингии, Нижнему Эльзасу и впадает в прусском Трирском округе в Мозель. Река судоходна начиная с Сааргемюнда до Вердена с помощью шлюзов, а с Вердена без шлюзов всего на протяжении 119 км. Бассейн р. Занимает 5672 км. Саарский каменноугольный канал соединяет Саарский каменноугольный бассейн с каналом Рейнско-Марнским и железнодорожной линией..

Дополнительный поиск Саадия Гаон Саадия Гаон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саадия Гаон" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саадия Гаон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа