Убежища в Древней Греции

298

(религиозные), или άσυλα — принадлежали к явлениям сакрального права. Этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными (άσυλα = sacrosanctus) со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и пр.). Даже во время военных действий (по крайней мере греков с греками) храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного имущества. Они служили также У. Для преследуемых, ищущих помощи и защиты и даже преступников. Увести силою от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. Исключения допускались по отношению к лицам, подвергнутым атимии или осужденным на смерть, хотя в Спарте щадили и таких лиц.

Неприкосновенным считался человек и в том случае, если он, выходя из храма, поддерживал осязаемую связь с алтарем. Так, приверженцы Килона, искавшие спасения в храмеАфины, сочли безопасным выйти из храма, держась за веревку, привязанную к подножию статуи, и были вне опасности до тех пор, пока веревка у храма Евменид не оборвалась случайно. Только тогда подсудимые были объявлены вне религиозного закона и перебиты (Plut. Sol., 12). Бывали случаи нарушения этого священного права, но в общем святыня У. Считалась ненарушимою, и если случайные нарушения не карались законом, то потому, что верили в возмездие со стороны оскорбленного божества. К таким нарушениям права У. Относились не только насильственный захват, но и всякие меры, направленные к тому, чтобы ищущий защиты оставил У., как то.

Умышленно произведенный по соседству с храмом пожар, запрет приносить в храм пищу, преграждение выхода из храма. Ищущим защиты предоставлялись особые льготы, как то. Право выхода из У. С условием сохранения неприкосновенности, право долгого пребывания в черте У. Некоторые святилища в последнем отношении представляли большие преимущества благодаря просторному помещению, и случалось, что икеты (= suplices = просящие защиты) жили по нескольку лет в храме, пока им позволяли средства. Так, спартанский царь Плейстонакт прожил в асиле Зевса Ликея при Мегалополе 19 лет, сын его Павзаний II, осужденный на смерть за уклонение от битвы с фиванцами (395 г. До Р. Хр.) и заключение с ними постыдного для Спарты перемирия, жил до смерти при храме Афины Алеи в Тегее.

Пространство У., считавшееся неприкосновенным, иногда бывало весьма значительно. Так, храм Артемиды в Гиерокесарее располагал неприкосновенным участком площадью в 2 римские мили в окружности. В Эфесе участок У. Занимал часть города (до времен Августа). Некоторые святилища преимущественно перед другими пользовались правом защиты в самых широких размерах, так что всякий прибегавший к ним находился в безопасности от своих преследователей на всем священном пространстве. Такое всеобщее признание за святилищем права У. Достигалось путем дипломатических сношений, о чем свидетельствует ряд эпиграфических документов. К числу подобных привилегированных асилов относятся святилища, получившие особую санкцию от африктионий, оракулы и отдельные храмы, как то.

Афины Алеи в Тегее, Посейдона на Калаврии (сюда бежал и здесь умер Демосфен, преследуемый македонской партией) и на Коринфском перешейке, Афины Халкиойки в Спарте, Зевса Ликея в Аркадии, Ганимеда в Флиунте, Гелики в Ахее, Амфиарая в Оропе, Аполлона на Делосе и в Акрайфии (в Беотии), Асклепия на Косе и в Эпидавре, Геры в Аргосе и на Самосе, Тезея в Афинах (сюда спасались рабы от жестокого обращения господ), Эвменид в Афинах и др. В эллинистическую эпоху одним из наиболее известных У. Считался храм Кабиров на о-ве Самофраке. С середины III века до Р. X. Право У. Свободно предоставлялось целым городским округам в политических целях, чем достигалась их нейтрализация и неприкосновенность в случаях нападений и завоеваний.

Римляне первоначально с полною охотою давали право У. Отдельным храмам, но так как сюда скрывались от кары закона действительные преступники и правонарушители, то Тиберий в 22 г. По Р. X. Поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право У., в результате чего это право в значительной степени было сокращено и тем святилищам, за которыми оно было сохранено, было предписано пользоваться им в законных границах. По Тациту (Ann., III, 60, след.) это право получили. Эфес с храмом Артемиды, Магнезии с храмом Артемиды Левкофриены, Афродисиада с храмом Афродиты, Стратоникея с храмом Зевса Панемера и Гекаты, Гиерокесарея с храмом Артемиды, Кипр с храмами Афродиты (в Пафосе и Амафунте) и Зевса (Саламин), Пергам с храмом Асклепия, Смирна с храмом Афродиты, Тенос с храмом Посейдона, Сарды и Милет с храмами Аполлона и Артемиды и Крит.

Упоминается, кроме того, ряд и других У., к которым, между прочим, отнесены все храмы и капеллы правящих императоров в Италии и провинциях. В Риме было известное У. Ромула (Вейовиса) на Капитолии, между его вершинами, в дубовой роще. По преданию, оно было основано с целью увеличения числа граждан нового города. При Августе было открыто новое У. При храме Юлия Цезаря. Право У. Языческих храмов впоследствии перешло и на христианские церкви. Ср. Wallon, "Du droit d'asyle" (П., 1837). Schoemann, "Griechische Altertümer" (II т., в 3 изд., стр. 210 след., Б., 1873). Foerster, "De Asylis Graecorum" (Бреславль, 1847). Jaenisch, "De Graec. Asylis" (Геттинген, 1868). Barth, "De asylis Graecis" (Страсбург, 1888). Bütticher, "Die Tektonik der Hellenen" (III т., стр.

23). Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines", статья άσυλία (I т., стр. 505 след.). Stengel, "Die Griechischen Kultusaltertümer" (в 5 т., 3 отд. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Muller'a, стр. 29—30, Мюнхен, 1898). Его же статья άσυλον в Pauly Wissowa's "Real-Encyclopädie der classischen Aëltertumsuwisenschaft" (II т., 2 часть, стр. 1881 и след., Штутгарт, 1896). Латышев. "Очерк греческих древностей" (II т., стр. 32—33, СПб., 1899).Н. О..

Значения в других словарях
Убеда

(Ubêda) — гор. В испанской провинции Хаен (Jaen), в вост. Части Андалузии. Жит. Около 20000. Старинная крепость с 20 башнями. Более 10 церквей (преимущественно в готическом стиле) и несколько монастырей. Обработка кожи и выделка кожаных изделий, производства мыла, шерстяных тканей и гончарных изделий. Коневодство. Торговля хлебом, вином, винными ягодами и оливковым маслом. Во времена мавров У. Была еще цветущим городом.. ..

Убежинская

(Убежная) — ст-ца Кубанской обл., Лабинского отд. Жит. Более 4500, церковь, школа, торгово-промышленных заведений 11, фабрик и заводов 6. Хлебопашество.. ..

Убежища в Средние века

— Христианский храм являлся убежищем по преимуществу довольно долго. Такое У. Имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное У. Стало терять свое значение. Причиною этого было, во-первых, то обстоятельство, что некоторые папы косвенно отрицали право церковного У. Для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления, во-вторых, более общее условие — упадок авторитета церкви во вторую половину средних веков и, наконец, распространение других ..

Убежища и убежищные города

Институт этот, состоящий в том, что известные помещения (храмы, священные места, дворцы и гробницы правителей или даже целые районы и города доставляют гарантированную безопасность всякому преследуемому — убийцам, преступникам, неприятелям. — ведет свое начало от самых ранних, доисторических форм человеческих обществ и представляет глубокий интерес не только для истории верований и культуры, но и для истории вообще. Достаточно сказать, что римское государство возникло из убежищного города, котор..

Дополнительный поиск Убежища в Древней Греции Убежища в Древней Греции

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Убежища в Древней Греции" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Убежища в Древней Греции, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 24 символа