Убежища в Средние века

245

— Христианский храм являлся убежищем по преимуществу довольно долго. Такое У. Имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное У. Стало терять свое значение. Причиною этого было, во-первых, то обстоятельство, что некоторые папы косвенно отрицали право церковного У. Для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления, во-вторых, более общее условие — упадок авторитета церкви во вторую половину средних веков и, наконец, распространение других форм У., смешанной и чисто светской. Классическим типом смешанного церковно-светского У. Являются так назыв. Французские sauvet és (salvitates, salvae terrae). Sauveté, "спасенное" место — это осложнение первоначального представления о религиозном У.

Первоначальная презумпция заключалась в том, что проступок, совершенный в стенах церкви или монастыря, сильнее карается в загробной жизни. При этом проступком считалась и расправа с лицами, подлежащими наказанию. Вообще священная ограда не могла быть осквернена. В смутную эпоху феодальной анархии, когда всякое место, обеспечивающее человеку защиту, считалось драгоценной находкой и привлекало поселенцев, церкви и особенно монастыри решили воспользоваться связанной с храмом идеей У. В целях собственной выгоды, ибо поселение, выраставшее в монастырской ограде, являлось источником доходов. Но тут встречались два неудобства. Во-первых, ограда была чересчур тесна, а во-вторых, трудно было питать уверенность в том, что соседний барон не вздумает в один прекрасный день напасть на поселение.

Sauve té устраняла оба неудобства. Место поселения расширялось, и при помощи всяческих торжественных обрядов на расширенное место переносились права У., а во-вторых, соседние бароны клятвенно обязывались наказывать всякого нарушителя священной черты. В Sauvet é преобладает религиозный элемент, но мало-помалу в течение XI в. Появился смешанный тип У., но с преобладанием элемента светского. Такими убежищами были села или замки, основанные свтскими баронами и ими же поставленные под покровительство какого-нибудь святого, обыкновенно патрона ближайшего монастыря. Такие поселения объявлялись столь же неприкосновенными, как и храм, что не трудно было сделать при помощи различных торжественных обрядов. Тут еще принцип неприкосновенности исходит из религиозной идеи, но постепенно исчезла необходимость связывать одно с другим, и появился новый тип У.

— светский. В различных частях Франции он носит различные наименования. Ville franche, bourg franc, libertos, francitos. Таким образом, идея У. Постепенно отрывается от храма и прирастает к поселению. Особенно плодотворной оказывается она в процессе возникновения и развития средневековых городов. Поселение, обладающее У., растет ускоренным темпом, ибо У. Привлекает новых жителей. Увеличение количества жителей делает поселение более активным агентом экономической жизни. Эпоха, когда У. Прикрепляется к поселению, почти совпадает с эпохой хозяйственного переворота и возрождения торговли, что в свою очередь содействует приливу населения в город. Оба процесса идут об руку и ведут к росту городов. Связь У. С городом сделается особенно ясна, когда мы ознакомимся с другим типом нашего института, развившимся в Германии.

Там религиозное У. Никогда не играло той роли, какую оно сыграло во Франции, стране, где христианство было принято раньше и сделало огромные успехи еще в римскую эпоху. В Германии идея убежища была по преимуществу светской идеей. Она тесно связана с другим представлением, которое проглядывает и во французских sauvet é s, но там имеет другой источник. Это идея особенного "мира". Если поселение наделено особенным миром, то это значит, что преступление, совершенное в его черте, карается сильнее, чем преступление, совершенное в другом месте. По немецкому праву каждое огороженное место пользуется особым миром, но место укрепленное пользуется высшим миром, ибо укрепленное место есть бург, а право строить бург — королевская регалия.

Король передает свои прерогативы бургу. Поэтому в Германии нарушение мира в бурге каралось высшим королевским штрафом в б0 солидов. Город есть бург. Следовательно, он также пользуется особенным миром. А всякое место, пользующееся особенным миром, по немецкому праву есть в то же время У. Таким образом, в Германии идея светского У. Возникла самостоятельно, хотя первоначальный общий источник ее тот же (см. Выше). Только во Франции она идет от классической древности через всю римскую историю, а в Германии восходит к источнику непосредственно. У. Защищает от всякого насилия. Оно не знает разницы между самовольным насильственным действием и приведением в исполнение приговора власти. Сдедовательно, в городе не может быть приведено в исполнение наказание, к которому приговорен преступник.

Исключение только одно. Когда наказание должно пасть на человека, совершившего преступление в черте города, мир не охраняет нарушителей своих норм. Местом У. Средневековый город делается поневоле. Ему нужны люди. Он принимает преступников, снимает с них клеймо, восстановляет их в правах. Таков принцип колонизации. Из новейшей литературы ср. R. Sohm, "Entstehung der deutschen St ädtewesen s" (1890). J. Flach, "Les origines de l'ancienne France" (т. II, origines communales, 1893). A. Дживелегов, "Средневековые города в Зап. Европе" (в коллекции Н. И. Кареева и И. И. Лучицкого, 1902). Д. Дживелегов..

Значения в других словарях
Убежинская

(Убежная) — ст-ца Кубанской обл., Лабинского отд. Жит. Более 4500, церковь, школа, торгово-промышленных заведений 11, фабрик и заводов 6. Хлебопашество.. ..

Убежища в Древней Греции

(религиозные), или άσυλα — принадлежали к явлениям сакрального права. Этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными (άσυλα = sacrosanctus) со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и пр.). Даже во время военных действий (по крайней мере греков с греками) храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного имущества. Они служили также У. Для преследуемых, ищущих помо..

Убежища и убежищные города

Институт этот, состоящий в том, что известные помещения (храмы, священные места, дворцы и гробницы правителей или даже целые районы и города доставляют гарантированную безопасность всякому преследуемому — убийцам, преступникам, неприятелям. — ведет свое начало от самых ранних, доисторических форм человеческих обществ и представляет глубокий интерес не только для истории верований и культуры, но и для истории вообще. Достаточно сказать, что римское государство возникло из убежищного города, котор..

Убежища на Востоке

Древнейшие обстоятельные постановлении об У. Находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством. Невольный убийца находил безопасность у алтаря. Умышленный и оттуда должен был быть взят для казни и кровной мести (Исх. 21, 13. 3 Цар. III, 28—31). Централизация культа обусловила вместо многих алтарей устройство шести городов У. (miklat, φυγαδευτήρια), приписанных к Левиину колену. Трех в соб. Ханаане и трех по ту сторону Иордана. Каждый р..

Дополнительный поиск Убежища в Средние века Убежища в Средние века

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Убежища в Средние века" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Убежища в Средние века, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 22 символа